Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
В данном материале предлагается рассмотреть звуковой анализ, который нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух необходим детям, чтобы различать на слух звучание. А это, в свою, очередь, связано с грамотным письмом. Фонематический слух – важный момент в логопедии, ведь если ребенок сам произносит звуки неправильно (или слышит неправильные образцы речи), то воспроизвести правильный звук труднее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_k_obucheniyu_gramote.docx | 12.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Тема: Анализ слова
1. Учим правила:
Гласными называются звуки, которые можно спеть. Когда мы их произносим, во рту не встречается преград.
В русском языке только 6 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Е (выучить).
Согласными называются звуки, которые нельзя спеть. Когда мы их произносим, во рту встречаем преграду.
- бывают мягкие и твердые: б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь.
- всегда твердые согласные звуки: ш, ж, ц;
- всегда мягкие согласные звуки: ч, щ, й.
2. Условные обозначения:
квадраты 3 х 3 см;
гласный звук - красный квадрат;
согласный звук (твердый) - синий квадрат;
согласный звук (мягкий) - зеленый квадрат;
желтый кружок (1см) - "колокольчик" - обозначает звонкость звука и помещается на квадрат зеленого или синего цвета, если этот звук звонкий.
Запись в тетрадь: простым карандашом рисуем столько клеток, сколько звуков в слоге или слове; затем раскрашиваем соответственно цветными карандашами; звонкость в квадратике обозначаем маленьким кружочком внутри клеточки.
Под словом (схемой) обязательно подписываем (как читается это слово). Прямые слоги образуют слияния - их подписываем полукругом (согласный, затем гласный звук); звуки, которые "слышатся отдельно" подписываем одной точкой. Соответственно этим записям читаем слова пальчиком правой руки как в схеме на столе, так и по схеме в тетради.
3. Звуковой анализ на примере слова "лук":
Предлагается картинка "лук", под ней схема, состоящая из трех пустых клеточек, по количеству звуков в слове. "Какой первый звук в слове лук?" (звук "л"). "Это звук гласный или согласный?" "Как он слышится в этом слове: твердо или мягко?" (твердо). "В каком домике он будет жить?" (в синем). "Он звонкий или глухой?" (звонкий). Синим квадратиком закрывается первая клеточка. "Какой второй звук?" ("у" - он гласный, живет в красном домике). Красным квадратиком закрывается вторая клетка. "Какой последний звук?" ("к" - он согласный, глухой и слышится твердо, живет в синем домике). Синим квадратом закрывается последняя клетка.
Ответ ребенка: "В слове лук первый звук "л" - он согласный, звонкий, слышится твердо; второй звук "у" - он гласный, третий звук "к" - он согласный, глухой и слышится твердо".
Дополнительные вопросы: "Почему ты думаешь, что этот звук звонкий?" (горлышко работает); "Глухой?" (горлышко не работает); "Гласный?" (потому что можно спеть, нет преграды); "Согласный?" (нельзя спеть, есть преграда - какая?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...
Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....
Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...
Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте...
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые, сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляю...