Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Игры с Лушей» (постановка и автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: формирование правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции и автоматизация его в слогах, словах, словосочетаниях, фразах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_zanyatiya.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
открытого индивидуального логопедического занятия
Учитель-логопед: Дудкина Т.В. Апрель 2016
Тема: Игры с Лушей (постановка и автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах).
Занятие проводилось с ребенком старшего дошкольного возраста 6-го года жизни c диагнозом: ОНР 3 уровня. Дизартрия (ротацизм, ламбдацизм и сигматизм шипящих (стадия автоматизации в словах и фразах)).
Занятие по теме: постановка и автоматизация звука [л] в слогах, словах и фразах. Занятие занимает важное место в системе логопедической работы по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
На занятии была поставлена цель: формирование правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции и автоматизация его в слогах, словах, словосочетаниях, фразах.
На занятии были поставлены следующие задачи:
Коррекционно - образовательные:
- выработать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [л];
- формировать умение строить связное высказывание при анализе звука;
- упражнять в четком произнесении звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
- закрепить умение согласовывать слова во фразе, употреблять словосочетание «половина + существительное в ед.ч. Род.п.», предложно-падежную конструкцию с предлогом «около».
Коррекционно - развивающие:
- развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику;
- плавный длительный выдох, силу и высоту голоса;
- фонематический слух и восприятие;
- слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
- упражнять в согласовании речи с движением.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий, усидчивость,
- воспитывать желание чётко и правильно произносить звук Л.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения, что повысило внутреннюю мотивацию ребенка к коррекционно-образовательному процессу. Цель и задачи соответствуют содержанию занятия и выполнялись в единстве, Цель занятия была доведена до ребенка в доступной форме. Решение задач достигалось различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими, использовались здоровьесберегающие и развивающие, компьютерные технологии.
Занятие состоит из 10 взаимосвязаных и последовательных этапов. Соблюдался переход от одного этапа к другому согласно принципу «от простого - к сложному». Каждый этап занятия был направлен на автоматизацию произношения звука Л в разных речевых единицах, подготавливал ребенка к последующей работе и был иллюстрирован соответствующим наглядным материалом, что обеспечивало устойчивый интерес ребенка к выполнению заданий на протяжении всего занятия. Речевой материал, подобранный к упражнениям, соответствует целям и задачам занятия, возрастным особенностям и индивидуальным возможностям ребёнка, максимально насыщен автоматизируемым звуком и способствует развитию языкового чутья.
Время каждого этапа занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия.
Занятие длилось не более 20 минут
На этапе организационного момента решаются задачи развития слухового внимания и фонематического слуха. Девочка правильно выделила слово со звуком Л (имя куклы).
На этапе сообщения темы был создан положительный эмоциональный и мотивационный настрой, до ребенка доведена цель занятия в доступной форме.
Во время выполнения артикуляционной гимнастики решались задачи развития артикуляционной моторики и подвижности органов речевого аппарата. Гимнастика выполнялась с опорой на артикуляционную «бродилку», что позволило ребенку самостоятельно и последовательно выполнять упражнения. Карина выполняла упражнения правильно и четко, в полном объеме, с достаточной амплитудой.
Во время дыхательной гимнастики ставилась задача выработки плавного длительного направленного выдоха. Обращалось внимание на правильный вдох носом, чтобы при этом не поднимались плечи, но надувался живот. При выполнении этих упражнений ребенку требовалась помощь.
На этапе характеристики звука реализуются следующие задачи:- уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении звука Л с опорой на его графический профиль, уточняются акустические признаки. Карина правильно определила положение артикуляционных органов и самостоятельно дала акустическую характеристику звука Л
На этапе постановки было необходимо вызвать звук [Л] разными способами и закрепить его изолированное произношение, развивая силу голоса. Использовались упражнения «Погуди, как самолет, пароход, слон», «Далеко -близко». Девочка хорошо справилась с поставленной задачей.
Основной задачей этапа автоматизации звука в слогах и слоговых сочетания является развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия, просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов сочеталось с развитием интонационной выразительности и координацией с движения рук (хлопками).
Во время динамической паузы решались задачи снятия усталости и напряжения, внесения эмоционального заряда; развития чувства ритма и самоконтроля, общей и мелкой моторики, выработки четких координированных движений во взаимосвязи с речью. Физминутка проводилась в форме чистоговорок, что также способствовало автоматизации звука [Л] в прямых слогах, словах, развитию слухового внимания и памяти.
На этапе автоматизации звука в словах решаются задачи развития словаря, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и памяти,
овладения грамматической категорией согласования (упражнение в употреблении словосочетания «половина + существительное в ед. ч. Род. п.»), воспитание чувства самоконтроля, а также развития мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Карина старалась правильно произносить звук Л в словах, запомнила картинки и обобщила их, но потребовалась помощь при исключении лишнего предмета и объяснении выбора, не всегда правильно определяла место звука в слове.
На этапе автоматизации звука во фразах ставилась цель развития грамматического строя речи (упражнение в употреблении предложно-падежной конструкции с предлогом «около» и умении согласовывать слова во фразе), слухового внимания и памяти, логического мышления, воспитания чувства самоконтроля. Девочка хорошо справилась с заданиями, исправила ошибки и правильно построила фразы.
Все задания были подобраны так, чтобы их выполнение опиралось на работу нескольких анализаторов, и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон, поощрение правильно выполненных действий способствовало формированию у ребёнка уверенности в своих возможностях в преодолении имеющихся трудностей и переносу способов действия в другие условия. У Карины был положительный эмоциональный настрой, и она достигла поставленной цели, стараясь правильно произносить звук Л, контролировала собственное произношение.
Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Все дидактические моменты взаимосвязаны между собой и все они работают над выполнением триединой цели, что способствует выполнению поставленных задач.
На занятии учитывались и были реализованы следующие дидактические принципы:
- принцип наглядности обучения;
- принцип учета ведущей деятельности;
- принцип сознательности и активности обучения;
- принцип доступности сообщаемых знаний;
- принцип индивидуального подхода.
Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Достигнут положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия . Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях». (с использованием здоровьесберегающих технологий «Песочная терапия»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Игры с Лушей» (постановка и автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах)
Цель: формирование правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции и автоматизация его в слогах, словах, словосочетаниях, фразах....
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;-закрепить навыки образования ...
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах»
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах»...
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия...