Особенности познавательной деятельности леворуких дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами при организации обучения левшей в группах компенсирующей направленности. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем - справиться с трудностями школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leybo_statya_2_levorukost.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности познавательной деятельности леворуких дошкольников.
Лейбо Т.В.
учитель-логопед, дефектолог МБДОУ «Детский сад № 21»
Феномен леворукости привлекает внимание разных специалистов: педагогов, учителей-логопедов. психологов, дефектологов. Левшами является около 10 % людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Такой же процент леворуких детей мы насчитываем и в группах компенсирующей направленности. Напомним, что под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой стороны над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится к леворукости - преимущественному пользованию левой рукой при выполнении различных действий, обусловленному доминированием правого полушария. Оно возможно в функционировании всех парных органов. Ученые выделяют моторную асимметрию (руки и ноги) и сенсорную (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).
Один из видов асимметрии - леворукость. У человека чаще всего встречается сочетание левосторонней и правосторонней асимметрии. Людей, умеющих работать только левой или только правой рукой называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Кто-то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой. Это «невыраженные левши (правши)». Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия обеими руками. Это амбидекстры.
Особенности межполушарной асимметрии наиболее ярко проявляется в познавательной деятельности леворуких детей и могут привести к трудностям при овладении грамотой. Знание особенностей познавательной деятельности дошкольников-левшей позволит организовать коррекционно-педагогическую работу по предупреждению возможных трудностей при обучении их чтению и письму.
Установлено, что у левшей чаще, чем у правшей, возникают специфические формы дизонтогенеза, проявляющиеся в речевом недоразвитии, нарушении чтения, письма, счета, оптико-пространственных, психомоторных функций и т.д. Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии ребенка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью, особенно если в дошкольном возрасте уделялось внимание психическому развитию такого ребенка. В основе нарушений письма и чтения лежит комплекс факторов, а специфическая функциональная организация мозга у левшей может быть лишь одним из них.
Исследованиями доказано, что леворукие дети обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребенок не может длительное время концентрироваться на одном объекте, отмечается снижение скорости распределения и переключения внимания. Леворукие дети не могут быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Они испытывают трудности концентрации внимания на нескольких объектах. Левшам сложно одновременно совершать ряд действий и следить за несколькими явлениями, не теряя ни одного из поля своего внимания.
Особенности восприятия леворуких дошкольников проявляются в замедленном осмыслении взаимоотношений между частями целого изображения, в снижении способности к дифференцированному восприятию. У левшей несколько снижен объем кратковременной, долговременной, произвольной образной памяти.
У левшей отмечается особая стратегия переработки информации - аналитический стиль познания. В процессе решения поставленных задач левши склонны обращать внимание на детали, застревать на составляющих компонентах, при этом целостная картина зачастую получается неточной, иногда искаженной.
У большинства левшей наблюдаются трудности в различении правого и левого направлений пространства и в целом худшее выполнение пространственных задач. Поэтому леворуким в большей степени свойственны затруднения при овладении навыком письма.
Зрительно-пространственные функции у левшей, как и у праворуких, выполняются правым полушарием головного мозга, в то время, как задания по зрительно-пространственной ориентировки лучше выполняются такими детьми левой рукой. Поэтому переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на его речевых способностях, но и нарушает процесс овладения ориентировкой в пространстве, так как угнетаются функции правого полушария.
Дошкольники-левши значительно отстают от правшей в развитии тонко координированных движений руки. У них часто наблюдается тремор, движения нечеткие, медленные, неловкие. Нередко ребенку для выполнения задания необходимо несколько попыток, во время работы он напряжен, нервничает, движения скованны.
Исследования зрительно-моторной координации леворуких дошкольников показали трудности копирования, которые проявляются в нарушении пропорций, размеров, направления движений.
Леворукие дети эмоционально чувствительны, ранимы, тревожны, обидчивы, раздражительны, у них снижена работоспособность и повышена утомляемость. У детей с вынужденной леворукостью почти всегда можно наблюдать снижение адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства.
Обучая и развивая леворукого ребенка следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.
Одним из основных условий и показателей хорошего психического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. У леворукого ребенка особое внимание нужно уделять развитию движений руки.
Полезны для тренировки пальцев различные игры, сопровождаемые стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, лепка, работа с ножницами, шнуровка, завязывание различных узлов, нанизывание бус и т.п.
Учить ребенка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.
При формировании умения различать правую и левую сторону начинают с дифференциации правой и левой руки. Сначала вводят речевые обозначения, а потом просят выполнять различные движения то одной, то другой рукой. Затем приступают к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха, щеки.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве в следующей последовательности.
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку («Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи кубик слева от себя»). Если ребенок затрудняется выполнить задание, то уточняют, что справа - ближе к правой руке, а слева — ближе к левой.
Определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами или изображениями. Сначала уточняют расположение двух предметов. Затем взрослый предлагает взять правой рукой кубик и положить его возле правой руки, взять левой рукой книгу и положить у левой руки. Потом ребенок отвечает на вопрос: «Где находится кубик, справа или слева от книги?» В дальнейшем ребенок выполняет следующие задания по инструкции взрослого: положить ручку слева от кубика; положить карандаш справа от книги; сказать, где находится ручка по отношению к кубику, карандаш по отношению к книге. Затем берутся три предмета, и ребенок выполняет следующее задание: «Положи кубик перед собой, слева от него положи карандаш, а справа - ручку» и так далее.
Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный к школе период очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребенка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ - раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. При подготовки руки к письму используют такие приемы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий.
Таким образом, специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами при организации обучения левшей в группах компенсирующей направленности. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем - справиться с трудностями школьного обучения.
Игры и упражнения для леворуких детей :
«Наоборот»
Взрослый дает команду для движения левой или правой части тела, а ребенок должен все выполнить наоборот. Такая игра развивает внимание, слух, умение различать правую и левую часть тела.
«Забор».
На листе бумаги проведена горизонтальная линия, ребенку нужно разложить счетные палочки на этой линии в заданном взрослым направлении. Ребенок учится сосредотачиваться, ориентироваться на плоскости листа, быть внимательным.
«Маски».
Ребенку на одно колено надевают маску мальчика, на другое - девочки. Предложить: согнуть коленку — девочке, а потом - мальчика, попрыгать на левой (правой) ноге. Согнуть левую коленку, потом правую. А теперь их наклонить вправо, потом — влево и т.д.
«Мост».
Взрослый предлагает макет мостика, а на листе речка. У ребенка мелкие игрушки. Взрослый определяет, что есть правый и левый берег реки. И все игрушки расставляются так, как нравится ребенку, но он должен сам описать свои действия: «Я поставил машину на правый берег реки, а собачку - на левый берег»...
«Что получилось?».
У взрослого картинки с изображением предметов простых форм, выполненных пунктиром (елочка, домик, грибок и т.д.). Ребенок угадывает и называет предмет, затем соединяет непрерывной линией пунктир (правой и левой рукой) и называет - что получилось? В этом и следующем упражнениях развивается зрительная память и техника выполнения заданий «слева-направо».
«Герои сказок».
У ребенка лист бумаги с незаконченным изображением сказочного героя; взрослый предлагает дорисовать недостающие детали рисунка (слева и справа). Надо уточнять: а каким цветом ты раскрасишь недостающую деталь на правой (левой) стороне рисунка?
«Паук».
«Посмотри, у меня паук, а еще волшебные коробочки и баночки. Сейчас паук спрячется в одну из них, а ты постарайся найти и скажешь, какого цвета коробочка или баночка, какой она величины и формы. Постарайся работать обеими руками» Напоминайте ребенку, чтобы он не только открывал, но и закрывал баночки и коробочки. Можно усложнить: в дальнейшем предлагать пустые баночки ставить слева или справа от себя.
1. Леворукость не определяется как патология, и для беспокойства нет причин. 2. Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. 3. Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы. 4. Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода. 5. Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыков письма. 6. Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею. 7. Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности. 8. В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период – 11 – 12 лет). 9. Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Характеристика возрастных особенностей. Познавательная деятельность старшего дошкольника»
Консультация для родителей ...
Особенности развития познавательной деятельности у дошкольников подготовительного возраста.
Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях в себе, его образе Я. Для морального развития этот возраст является сензитивным, т.е. чувст...
презентация на тему: "Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи"
Презентация к статье "Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи"...
Статья. "Особенности познавательных интересов старших дошкольников к творческой деятельности человека-изобретателя ".
Особенности познавательных интересов старших дошкольников к твоческой деятельности человека - изобретателя....
Консультация учителя-логопеда для родителей Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
Одной из актуальных проблем для воспитателей, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество),т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный...
Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
Родителям о леворуких детях...
Консультация для педагогов. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
Консультация для педагогов. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников...