Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка. Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.
Левшами является около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Под левшеством понимается левая ассиметрия- преобладание левой стороны над правой в совместном функционировании парных органов. Оно возможно в функционировании всех парных органов. Ученые выделяют моторную ассиметрию (руки и ноги) и сенсорную (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).
Один из видов ассиметрии- леворукость. У человека чаще всего встречается сочетание левосторонней и правосторонней асимметрии. Людей, умеющих работать только левой или только правой рукой называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Кто- то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой. Это «невыраженные левши (правши)». Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия обеими руками. Это амбидекстры.
Левшество- один из вариантов нормального развития организма. Рука- самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи.
Оба полушария способны к восприятию слов, образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по- разному.
Левое полушарие. Вербальное, логическое, «рассудочное». Обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически. Ему свойствен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему); при этом анализ предшествует синтезу.
Правое полушарие. Невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойственен синтетический подход по принципу дедукции (от общего к частному), когда синтез предшествует анализу.
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение для ребенка.
Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля ассиметрии.
Ранее это делать нецелесообразно: развитие до этого возраста обусловлено неравномерностью процесса морфологического созревания полушарий; причем опережающее развитие нередко характерно для правого полушария.
Есть предположение, что в ряде случаев существует перекрестная асимметрия- сочетание праворукости с левой ведущей ногой, хотя это скорее исключение, чем правило. Если 70% заданий выполняется левой рукой, то можно предположить, что именно она является ведущей.
Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно- логический характер познавательного процесса.
В учебно- образовательном процессе подача материала в основном носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием ( у леворуких) наблюдаются затруднения в их адекватной переработке.
Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.
Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. Их память непроизвольна- они лучше запомнят яркий образ. Поэтому на занятиях необходимо использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи.
Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специалистами ДОУ при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие познавательной деятельности старших дошкольников в процессе создания экологических проектов
консультация для родителей по работе с гиперактивными детьми, пальчиковые игры...
развитие познавательной деятельности старших дошкольников в процессе создания экологических проектов
проведение занятий с детьми и занятий в совместной деятельности с использованием народного творчества...
Консультация для родителей «Характеристика возрастных особенностей. Познавательная деятельность старшего дошкольника»
Консультация для родителей ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-248270-1367121847.jpg)
Обмен опытом по теме:ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/01/picture-79017-1714547393.jpg)
Особенности познавательной деятельности леворуких дошкольников.
Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами при организации обучения левшей в группах компенсирующей направленнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-602604-1425409323.jpg)
Консультация учителя-логопеда для родителей Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
Одной из актуальных проблем для воспитателей, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество),т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-1009143-1675252801.jpg)
Консультация для педагогов. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
Консультация для педагогов. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников...