Статья. "Особенности познавательных интересов старших дошкольников к творческой деятельности человека-изобретателя ".
статья (старшая группа)
Особенности познавательных интересов старших дошкольников к твоческой деятельности человека - изобретателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамизм современной жизни и формирование общества требуют квалифицированной подготовки подрастающего поколения, которому предстоит осваивать различные технические новшества и технологии. Поэтому первостепенное значение имеет развитие творческих способностей, умений и навыков в обучении и воспитании современных дошкольников. Необходимо не только научить детей пользоваться преимуществами технического мира,но и осознанно подходить к освоению современной техники. А для осуществления этого важно развивать у дошкольников познавательный интерес к технике.
Дошкольный возраст - период первоначального "фактического складывания личности" (А.Н.Леонтьев), период развития личностных "механизмов" поведения, пора интенсивного развития творческих способностей, неиссякаемых вопросов, неисточимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг его интересов. Интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию окружающей его действительности.
Опираясь на мнение Н.Г.Морозовой, Г.И. Щукиной, мы характеризуем интерес как сложное интегральное психическое образование с присущими ему чертами, избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов, стимулирующих развитие творческих способностей ребенка.
Проблема развития интереса у дошкольников рассматривалась через ознакомление с окружающей действительностью (И.Ч. Красовская.), на материале природы (Т.А.Куликова),через ознакомление с трудом взрослых (С.А.Каримова, Н.М.Крылова) и др.
Детство - неповторимый этап в развитии личности ребенка. Полноценной и насыщенной его жизнь будет в том случае, если, чувствуя себя активным "деятелем", открывая что-то новое, он будет приобщаться к тем ценностям и тайнам, которыми владеют взрослые.
Вхождение в мир взрослых связанно с таким процессом как социализация. Под социализацией мы понимаем взаимодействие личности с окружающей средой, которое ребенок принимает, активно и осознанно, и способен ее изменять и преобразовывать. С момента появления малыша на свет необходимо помнить: ребенок не станет преобразователем мира, если исходно не создавать условия для того, чтобы он им стал.
Согласно концепции социального развития С.А.Козловой, показателем социализированности личности является ее обращенность на других людей и на себя. Ребенок изначально ориентирован на человека, у него появляется потребность вместе действовать, а позже - оценивать других, сострадать, сочувствовать. Через обращенность на другого человека происходит самоутверждение, развивается самосознание и самооценка. Оценивая свои возможности, человек научится самореализовываться для того, чтобы успешно жить среди других и эффективно развиваться как личность творческая, своеобразная.
Опираясь на концепцию социального развития, мы можем говорить и о том, что в ребенке важно формировать интерес к другому человеку. Основой для такого интереса должно быть восприятие другого человека как источника познания социального мира и как равного себе.
Детей дошкольного возраста важно знакомить с деятельностью человека, так как, с одной стороны, именно она отражает творческое начало в личности человека, с другой стороны, сама деятельность является потенциалом всестороннего развития интересов человека, способствует его самодеятельности и творчеству. При этом удивительно интересной областью интеллектуальной и практической деятельности человека является изобретательская деятельность. Она связана с разными областями окружающей действительности: искусством, литературой, строительством, что, в свою очередь, способствовало возникновению ряда творческих профессий: художник, писатель , архитектор, модельер и т.д. В своем исследовании мы рассматриваем изобретательскую деятельность в мире техники. При этом подчеркивая деятельность человека-изобретателя как творческую, мы тем самым делаем акцент на последний этап его изобретательства, когда после мучительных поисков появляется конечный результат - его творение.
Без изобретателей и изобретений немыслима цивилизация ни в прошлом, ни в будущем. Интерес к личности человека изобретателя не иссякает на протяжении всего развития общества. И мы обязаны свято хранить память об их духовных борениях и о тех путях, которыми они шли к своим заветным целям. Техника выступает важнейшим элементом культуры и является непременным условием специфически человеческой эволюции как эволюции социальной.
При этом современные философы едины во мнении, что должна утвердиться "доминанта гуманистического подхода" к производсту как к такому процессу, в котором отношения развития талантов и способностей (а, следовательно, и развитие социальных и интеллектуальных технологий) должны первенствовать, иметь приоритентное значение по сравнению с утилитарными технологиями.
В русле нашего подхода познавательный интерес рассматривается как стимул к тому, что бы воздействовать на личностные качества ребенка и формировать в детях творческое начало. Творческое начало в личности взрослого выступает как ориентир, и у ребенка появляется удивительное ощущение "Я тоже так могу!" И познавательный интерес, и творческое начало взаимосвязаны в личности взрослого, поэтому формирование познавательных интересов и развитие творческого начала в личности ребенка мы будем рассматривать через образ человека творческого во взаимоотношениях "человек - техника".
Возникает потребность в разрешении углубляющегося противоречия между возможностью усвоения детьми знаний о творческой деятельность человека-изобретателя, потребностью детей в достоверной информации о мире открытий и изобретений и действительным состоянием обучения детей старшего дошкольного возраста, недостаточной разработанностью проблемы ознакомления с человеком-изобретателем и миром техники как результатом его творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В. А...
Методическая разработка. "Диагностика познавательных интересов старших дошкольников к творческой деятельности человека - изобретателя ".
Диагностика познавательных интересов старших дошкольников к творческой деятельности человека - изобретателя....
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы».
Способствовать формированию практических навыков посева семян в рамках проекта: создание мини-музея «Хлеб – всему голова»....
Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»
Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...