СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗРР В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
статья по логопедии (младшая группа) на тему
Задержка речевого развития (ЗРР) детей раннего возраста является актуальной проблемой, в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗРР В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Несмотря на достижения современной медицины, статистика свидетельствует о значительном снижении здоровья беременных женщин, количества нормальных родов, увеличении процента рождения недоношенных детей, что может повлечь за собой риск рождения детей с нарушениями развития.
На современном этапе развития нашего общества с каждым годом становится острее проблема увеличения числа «неговорящих» детей 2-3 лет, которые говорят непонятно (звуковыми комплексами), заменяют речь жестами.
Задержка речевого развития (ЗРР) детей раннего возраста является актуальной проблемой, в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте
ЗРР характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка.
Результаты обследования детей с ЗРР показывают, что у большинства из них сохранны интеллектуальные функции, понимание речи чаще всего соответствует возрастной норме. Трудности проявляются в использовании активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию), некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие усеченное, искаженное строение, слова-заменители или лепетные слова, но объем их значительно ниже возрастной нормы. Фраза не сформирована. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормативных показателей увеличивается в геометрической прогрессии. По данным Н.С.Жуковой, если ребенок 3 лет отстает на 1–1,5 года, то в 6-летнем возрасте он отстает на 3 года.
При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к 2 - м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой.
Как правило, причинами задержки речевого развития являются: органическое поражение центральной нервной системы, (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни), генетическая предрасположенность, нарушение слуха, ослабление детского организма.
Однако, в последнее время, всё чаще встречается ещё одна, внешняя причина, это невостребованность речи ребёнка окружающими взрослыми. Ошибка современных родителей состоит в том, что они мало разговаривают со своим ребенком, или же пытаются предугадать все его желания, то есть общаются с ним так, что у ребенка не происходит формирование потребности выражать свои эмоции и требования посредством слов. Также это случается тогда, когда дети предоставлены сами себе, часто смотрят телевизор, слушают «говорящие» книги без участия и помощи родителей. Такие дети с трудом идут на контакт, не пользуются речью, как средством общения.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи не могут заменить общения родителей со своими детьми. Кроме того, сокращение живого общения приводит к недоразвитию речи и у детей, не имеющих неврологической и соматической патологии.
Отсутствие специализированной своевременной помощи при задержке речевого развития в раннем возрасте, приводит к недоразвитию всей системы речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Такое сочетание разнородных причин ведут к поиску оптимального метода по исправлению речевых нарушений уже в младшем возрасте, практически с первых дней пребывания в ДОУ , чтобы наши выпускники имели равные стартовые возможности при поступлении в школу.
ДОУ ставит перед собой следующие задачи:
- Оказание помощи ребенку с проблемами в речевом развитии в условиях ДОУ на раннем этапе развития.
- Адаптация детей «группы риска» раннего возраста к условиям, являющимся наиболее благоприятными для его речевого развития.
- Педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.
- Взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в диагностической, коррекционно-развивающей работе с детьми раннего, младшего дошкольного возраста
- медико-педагогические мероприятия: медикаментозное, психолого -педагогическое, логопедическое и логоритмическое воздействие.
Комплексное сопровождение детей с ЗРР объединяет и тесно связывает между собой работу невролога, логопеда, психолога, педагога. Каждый специалист осуществляет свое направление, дополняя и углубляя влияние других.
Логопедическая работа по формированию общих речевых навыков детей раннего возраста строится следующим направлениям:
- установление контакта с ребенком, развитие речевого внимания, вызывание потребности в вербальном высказывании;
- развитие понимания речи и расширение пассивного словаря;
- нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики;
- поэтапное формирование экспрессивной речи: активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения, развитие словаря существительных, прилагательных, глаголов;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование диалогической формы общения;
- развитие мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Коррекционная работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения.
Артикуляционная гимнастика | «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Накажи непослушный язычок», «Индюк». |
Дыхательная гимнастика | «Сдуй капельку с тучки», «Сдуй листик с грибка», |
Пальчиковая гимнастика | С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух - «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик в лес пошел» и др. Нравятся детям пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко» и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», складывание матрешек. Мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки. Большое внимание в своей работе мы уделяем массажу пальчиков и кистей рук, Су-Джок терапия. |
Общая моторика. Речь с движением | «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит», «Вова топать, как умеет», «Большие ноги шли по дороге». |
Обогащение словаря | Самое большое место в работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой. |
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха | Упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан «Что звучит?», «Угадай, на чем играю?». Игры со «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью, сахарным песком и т. д.) На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки «Что шумит?», «Что гудит?», «Кто разговаривает?». |
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).
Результаты, полученные в ходе работы с детьми раннего возраста, обратившихся в агентство, доказывают эффективность комплексного психолого - педагогического подхода.
Список литературы
- Архипова Е.Ф Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ Астрель, 2006
- Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987
- Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., 2004.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...
«Сопровождение детей с ЗРР в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающего вида».
По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья....
Адаптация детей раннего возраста к условиям в Дошкольном учреждении
что такое адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Как лучше ее преодолеть.Адаптация детей раннего возраста к условиям в дошкольном учреждении.Дети раннего возраста - очаровательные существа...
Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида
Исходя из образовательных потребностей детей с ОВЗ, выделяются задачи социальной направленности, обеспечивающие их адаптацию и коммуникацию в коллективе сверствников....
Материал для воспитателей дошкольных учреждений общеразвивающего вида
Специальные требования к предметной развивающей среде и предметно-пространственной организации среды детей с нарушением зрения посещающих дошкольное учреждение общеразвивающего вида...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении"
Психолого-медико-педагогический консилиум в ДОУ...
«Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности»
Сопровождение- это долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Цель психолого-педагогического сопро...