Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида
статья по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исходя из образовательных потребностей детей с ОВЗ, выделяются задачи социальной направленности, обеспечивающие их адаптацию и коммуникацию в коллективе сверстников. Решение проблемы инклюзивного обучения и воспитания определяет создание предпосылок и психолого-педагогических условий полноценного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества.
Алгоритм деятельности специалистов
При поступлении в ДОУ общеразвивающего вида алгоритм деятельности специалистов подчиняется логике сопровождения и определенной цикличности:
Первый этап соответствует по времени началу учебного года (сентябрь):
- первичная (базовая) диагностика;
- медико-психолого-педагогический консилиум;
- разработка и реализация образовательного маршрута, индивидуальноориентированной коррекционной программы.
Второй этап соответствует по времени середине учебного года - январь:
- динамическая диагностика;
- контрольный медико-психолого-педагогический консилиум (уточнение содержания сопровождения) по необходимости.
Третий этап соответствует по времени концу учебного года (май):
- динамическая диагностика;
- контрольный медико-психолого-педагогический консилиум (уточнение содержания сопровождения);
- перевод ребенка на следующую ступень сопровождения) дошкольную или школьную).
Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ:
Начинайте и заканчивайте занятие всегда теми видами активности, которые нравятся ребенку. Ищите новые стимулы и виды активности, которые заинтересуют ребёнка, привлекут его внимание. Ребёнок с ОВЗ всегда должен быть успешным. В таком случае ему будут легче даваться новые или сложные задания, будет меньше отказов от сотрудничества и вероятность прогресса увеличится.
На постоянной основе необходимо вести поиск и тестирование мотивационных стимулов, для расширения репертуара интересов ребенка и собрать информацию об интересах ребенка дома и в детском саду. Процесс обучения должен быть приятным и интересным для детей.
Меньше слов! Не повторяйте инструкцию многократно, если ребёнок затрудняется выполнить инструкцию, то предоставьте ему подсказку. Многократное повторение одних и тех же инструкций приучает ребенка слушать взрослого менее внимательно.
Постоянно поощряйте ребёнка за правильные реакции, спонтанные просьбы и взгляд.
Не проводите длинных обучающих блоков, быстро предоставляйте поощрение. Если во время выполнения задания ребёнок с ОВЗ проявляет отказ от сотрудничества, то предоставьте ему легкое задание из серии «наверняка» и затем предоставьте поощрение. Это так же позволит чаще хвалить ребенка, что сделает процесс обучения более приятным.
Необходимо помнить, что все ежедневные ситуации можно и нужно использовать в целях обучения. В том числе, следует обучать детей и в естественных условиях окружающей среды (дом, игры, прогулки, поездки).
Чек-листы, таблицы и данные о нежелательном поведении необходимо вести на постоянной основе, сбор данных позволит эффективно отслеживать прогресс ребенка, выявлять сложности и корректировать работу.
Для организации коррекционно-развивающей работы у воспитателей ведётся следующая документация:
Документация воспитателей
- табель посещаемости;
- план непосредственно образовательной деятельности;
- тетрадь взаимодействия с узкими специалистами.
Воспитатель:
- организует проведение специально-организованных занятий по всем направлениям развития воспитанников, совместную и самостоятельную деятельность детей;
- организует работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков, развитию мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование, развитию общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
- организует реализацию рекомендаций специалистов при осуществлении индивидуальной работы с детьми;
- активно использует в работе с детьми здоровьесберегающие технологии;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики;
- совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, совместно с педагогом-психологом участвует в развитии психических процессов;
- оценивает физическую подготовленность детей;
- составляет и реализует перспективное планирование укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей;
- разрабатывает и реализует план - систему физкультурно- оздоровительных мероприятий в группе;
- участвует в проведении физкультурных занятий и праздников;
- участвует в проведении корригирующей гимнастики после дневного сна, утренней гимнастики, закаливании;
- контролирует состояние здоровья детей, их работоспособность, утомляемость, физическую и психическую нагрузку;
- проводит тематические родительские собрания, беседы, индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, с использованием наглядной информации;
- на основании рекомендаций реабилитационной карты ребёнка инвалида проводит необходимые мероприятия.
Если в дошкольном учреждении общеразвивающего вида имеются такие специалисты, как учитель-логопед (учитель-дефектолог), педагог- психолог, тьютор... У них должна быть следующая документация:
Документация учителя-логопеда (учителя-дефектолога):
- рабочая программа;
- речевая карта;
- планирование;
- журнал посещаемости;
- планирование работы с родителями;
- журнал взаимодействия с воспитателями.
Специалист должен помочь воспитателям в организации речевой работы с обучающимися (воспитанниками). Помимо включения определенных требований к речи во все режимные моменты, воспитателю рекомендует проводить так называемые «речевые минутки», составляемые специалистом в зависимости от состава группы. В коррекционные часы могут быть включены речевые игры, направленные на реализацию определенных задач (выработка темпа четкости, выразительности речи, закреплении словаря). Все предлагаемые задания вкладываются в папку, которая имеется в каждой группе.
В конце учебного года специалист составляет отчет о работе, проделанной за год.
Документация педагога-психолога:
- план работы педагога-психолога;
- заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования со схемой учета результатов тестирования;
- журнал консультаций педагога-психолога;
- журнал отчета групповых форм работы;
- карта психолого-медико-социальной помощи ребенку;
- программа работы психолога с группой;
- результаты психологической работы в группе.
В соответствии с законом об образовании в ДОУ общеразвивающего вида в котором обучаются дети с ОВЗ вводится дополнительная ставка - тьютор (сопровождающий педагог).
Документация тьютора включает:
- Папка тьютора (информационная)
Содержит:
- цели и задачи, поставленные тьютором на текущий учебный год;
- план работы;
- список детей.
- Папка «В помощь тьютору» - данная папка содержит основные рабочие нормативно - правовые документы, материалы обучающих семинаров, методические рекомендации.
Дети с ОВЗ, как и другие члены общества, имеют права и потребности в приобщении их к разнообразным формам образования, культуры, труда. Гуманистические тенденции в развитии специального образования требуют определения путей кардинального изменения структуры и содержания
обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ОВЗ.
Президент Российской Федерации в своей Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обращает внимание на то, что в дальнейшем главным результатом образования будут не только «знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни» и что «в любой образовательной организации будет обеспечиваться успешная социализация детей-инвалидов».
Проблему интеграции в современных образовательных условиях необходимо понимать, как тщательное построение последовательной цепочки коммуникативно-образовательных сред, каждая из которой способствует расширению возможностей ребенка с ОВЗ и готовит его к переходу на следующий уровень интеграции.
В психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ целесообразно выбирать те формы обучения, которые могли бы максимально приблизить обучение к окружающей действительности, к взаимодействию с окружением в творческих видах деятельности и повышению мотивации ребенка к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сопровождение детей с ЗРР в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающего вида».
По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья....
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗРР В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Задержка речевого развития (ЗРР) детей раннего возраста является актуальной проблемой, в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начин...
Материал для воспитателей дошкольных учреждений общеразвивающего вида
Специальные требования к предметной развивающей среде и предметно-пространственной организации среды детей с нарушением зрения посещающих дошкольное учреждение общеразвивающего вида...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Трудности, которые могут возникнуть при работе с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении"
Цель: Формирование умений педагогов находить выходы из различных ситуаций, которые могут возникнуть в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы с детьми по ознакомлению с разными жанрами живописи»
Данная консультация предназначена для воспитателей групп дошкольного возраста и раскрывает: основные понятия по теме, значение изобразительного искусства для развития детей дошкольного возраста, особе...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
В данной статье представлена организация работы МБДОУ по коррекционно-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Описание опыта работы в дошкольном учреждении по нравственно-патриотческому воспитанию....