«Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности»
проект (средняя группа)
Сопровождение- это долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Цель психолого-педагогического сопровождения-
создать психолого- педагогические условия, способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_127_melehova_oa_psihologo-_pedagogicheskoe_soprov.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сопровождение-это долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Цель психолого-педагогического сопровождения- создать психолого - педагогические условия, способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Познавательное развитие- это комплексный феномен, который включает в себя развитие познавательных процессов, таких как восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность. Познавательные особенности детей дошкольного возраста это активность, которая проявляется в процессе познания. Выражается в заинтересованном принятии информации; в желании уточнить, углубить свои знания; в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в проявлении элементов творчества; в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Цель работы заключается Создать психолого-педагогические условия для полноценного познавательного развития и воспитания личности ребенка норма и с особыми образовательными потребностями в рамках его возрастных и индивидуальный возможностей, основываясь на выявление доминантной модальности.
АУДИАЛ ВИЗУАЛ КТО Я ? ДИСКРЕТ КИНЕСТЕТИК
ВИЗУАЛЫ это люди, которые «видят» окружающий мир, человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
АУДИАЛ - это очень редкий тип людей которые получают основную информацию через слух.
КИНЕСТЕТИК - « чувствуют » окружающий мир , воспринимают информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
ДИСКРЕТ - это весьма своеобразный тип людей; - они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность; - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Модальность -
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом , и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс усвоения материала.
Содержание образовательной деятельности с детьми 4-5лет Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развития воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умение анализировать , устанавливать причинно- следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно- научных представлений.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие разные отклонения физического либо психического плана. Для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
Ребенок с ОВЗ имеет регулярное или временное отклонение в физическом или психологическом развитии. Например, в нашей группе, есть дети с минимальными нарушениями зрения, дети с нарушениями речи. Ребенок с «Ограниченными возможностями здоровья" означает, что этот ребенок особенный и к нему нужен индивидуальный подход. Основная задача воспитателя в групповой работе - найти те методы, которые будут доступны и интересны всем участникам образовательного процесса.
Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество под руководством специалистов ДОУ позволят воспитанникам с ограниченными возможностями и детям норма приобрести новые знания, стать более толерантными, научиться принимать решения в разных жизненных ситуациях. Дети с ОВЗ при особом образовательном подходе способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Немаловажную роль играет помощь родителей в обучении своих детей, имеющих особенности здоровья. Педагоги детского сада проводят постоянную работу с родителями воспитанников в различных формах. В своей работе мы стремимся, чтобы родители наших воспитанников стали активными, полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Каждый ребенок уникален по своему, но есть общие составляющие, которые позволяют отнести отдельного ребенка к той или иной группе. Разные дети по- разному описывают одни и те же ситуации, по-разному видят мир, ведут себя, думают, запоминают. Это происходит, в том числе, и потому, что окружающий мир выглядит для нас по- разному. Для каждого ребенка характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Педагог должен учитывать ведущую модальность ребенка. При этом необходимо и создавать условия для развития умения успешно работать с информацией. Поскольку это позволит педагогу строить гармоничные взаимодействия с ребенком, опираясь именно на ведущий анализатор ребенка. А на занятиях педагог будет задействовать сразу все каналы восприятия для лучшего усвоения информации детьми.
В нашем ДОУ дети с особыми образовательными потребностями и дети норма одновременно участвуют во всех мероприятиях детского сада: развлечениях, праздниках, конкурсах, экологических акциях, спортивных соревнованиях. Наблюдения показывают, что дети комфортно чувствуют себя в коллективе сверстников, стараются не отставать от них, занимают призовые места в различных конкурсах. В ДОУ непосредственно в рамках образовательного процесса, создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально—направленной учебной мотивации. .
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей является сохранение и укрепление здоровья детей. Правильный режим учитывает возрастные возможности ребенка. Он укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешную деятельность, предохраняет от переутомления.
«Как помочь ребенку?» Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы. Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Возьмите за правило: никогда не давать детям готовые знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.
Использование различных упражнений для познавательного развития детей. Существует зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть дети чаще лепят из глины и пластилина, вырезают из бумаги, закрашивают фигуры, делает поделки.
Используйте «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, представить ребенку наглядно». Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с детьми, при этом обязательно стимулируйте активность детей на ознакомление с предметами, восполняйте недостаток зрительной информации .
Поощряйте детей составлять рассказы, делиться своими впечатлениями. Для того, чтобы дети правильно и адекватно воспринимали окружающий мир, нужно больше использовать наглядные средства .
Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями требуют от педагогов много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, даст положительные результаты!
Благодарим за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста
В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....
Мои презентации на тему: "Психолого - педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста"
сенсорное развитие у детей дошкольного возраста может быть более успешным, если создать педагогические условия:- осуществление его в процессе содержательной деятельности.- сенсорное воспитание наиб...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
Психолого - педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
Ранний и младший дошкольный возраст - период, когда закладываются первоночальные способности, обусловливающие возможности приобщение ребенка к музыкально - дидактическим играм....
"Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются психолого-педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста....
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамических ...