Конспекты лексико-грамматических занятий по теме: "Осень. Уборка урожая"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Развитие лексико-грамматического строя речи по темам: "Овощи", "Фрукты", "Урожай", "Деревья и кустарники осенью". Образование относительных прилагательных, приставочных глаголов, и т.д. Задания на развитие высших психических функций ( внимание, память, мышление).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Овощи» (с 3 недели.)
Цели: активизировать словарь по теме; подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.
Оборудование: картинки по теме.
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Работа по теме: а) игра «Чудесный мешочек»; б) загадывание детьми загадок об овощах.
- Физкультминутка.
- Глагольный словарь:
- Что можно сделать с овощами? (собирать, резать, солить, жарить, тушить, варить);
- Как вырастить овощи? (посадить рассаду, ухаживать, поливать, рыхлить…);
- Как собирают овощи? (срывают, выдергивают, выкапывают…);
Глагольный словарь: натереть, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, квасить, солить, полоть, мыть…
Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый…
Игра «Наоборот»: крупный – мелкий, рано – поздно, кислый – сладкий, гладкий – шершавый, сажать – собирать.
- Работа над грам.строем речи.
- Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку;
- Образование мн. ч. существительных;
- Согласование числит., местоимений, наречий с существительными;
- Предложно-падежное управление: мешок чего? Из чего сделан салат? Корзинка с чем? Куда сложим урожай?
- Развитие психических функций.
- классификация (зеленые овощи, красные, треугольные, круглые);
- проблемные вопросы: как надолго сохранить овощи? Почему так называют? (теплица, овощерезка, картофелечистка);
- 4-й лишний;
- объясни выражение: всякому овощу свое время.
7. итог.
Тема: «Фрукты» (с 4 неделя.)
Цели: активизировать словарь по теме; подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.
Оборудование: картинки по теме.
Ход
- Орг. момент.
Загадки о фруктах.
- Работа по теме: игра «Чудесный мешочек» (цвет, вкус, форма);
Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть…
Словарь признаков: фруктовый, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, сладкий, кислый, зрелый…
Игра «Наоборот»: крупный – мелкий, рано – поздно, кислый – сладкий, гладкий – шероховатый, сажать – собирать, зрелый – зеленый…
Словообразование: а) образование прилагательных от существительных, б) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать); в) сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами; г) сложных слов (садовод).
- Физкультминутка.
- Работа над грам.строем речи.
- Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку;
- Образование мн. ч. существительных;
- Согласование числит., местоимений, наречий с существительными (один гранат, моё яблоко, много груш);
- Предложно-падежное управление: а) «угощайся» - съешь ломтик яблока, груши…, б) «бабушкина кладовая» (сок из …, начинка из …), в) «что можно приготовить?» (варенье, джем…), г) «у меня есть, у меня нет» (работа с карточками), д) предлоги в, из, с (в банке, из банки, корзинка с …)
- Развитие психических функций.
- проблемные вопросы: как надолго сохранить фрукты? Почему так называют? (садовод, сухофрукты);
- 4-й лишний;
- объясни выражение: изюминка в человеке.
7. итог.
Тема: «Осень. Уборка урожая» (окт. - 1 неделя.)
Цели: активизировать словарь по теме (предметный, глагольный, слов-признаков); подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.
Оборудование: картинки по теме.
Ход
- Орг. момент.
К нам пришла осень. Мы долго ждали … . Долго не было … . Мы рады … . Мы одеваемся тепло … . Мы поем песни об … . Мы любим … .
Здравствуй, осень, здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, осень, спросим –
Что в подарок принесла?
- Работа по теме.
- Что же осень принесла нам в подарок? (фрукты, овощи, грибы, ягоды)
- А вот в полях люди собрали урожай зерна: пшеница – с пшеничного поля, рожь – с ржаного поля (овес, ячмень, лен…)
- Игра «Назови ласково»: хлеб – хлебушек, буханка – буханочка, блин – блинчик, сушка – сушечка, кекс – кексик…
- Что нужно сделать, чтобы испечь хлеб (собрать колоски, достать зёрнышки, отвезти зёрна на мельницу, смолоть их – получится мука, муку отвезти на хлебозавод, из муки замесить тесто, из теста выпечь хлеб)
- Образование прилагательных от существительных: пшеница – пшеничный (батон), рожь – ржаной (хлеб), овёс – овсяная каша, ячмень –ячменная (каша)…
- Физкультминутка.
На каждое слово скороговорки подняться на носки и опуститься на пятки: Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Работа над грам.строем речи.
- Составь предложение (формирование навыка составления предложений по двум опорным словам: повар – блины, пирожки – духовка, магазин – хлеб, Маша - булочка);
- Игра «Чем угостишь?», «Чем угостишь Таню?» и т.д.
- Словообразование: а) кто выращивает хлеб? (хлебороб); б) кто работает на комбайне? (комбайнер); в) что такое комбайн? (машина для уборки зерновых)
- 4-й лишний (батон – буханка – кефир – булка; кекс – масло – пирожное - торт);
- итог.
Тема: «Осень. Деревья и кустарники осенью» (окт. - 2 неделя.)
Цели: активизировать словарь по теме (что растёт в лесу, строение дерева, изменение его в зависимости от времени года); подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; уменьшительно–ласкательных форм; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.
Оборудование: картинки по теме.
Ход
- Орг. момент.
Старый тополь у крылечка, Дыма светлое колечко. Светит золотом простор. Что ни двор – монетный двор. И, расправив крылья – вёсла, Над просторами земли Чёрной лодкой остроносой Проплывают журавли. | Калинушка Лес осенний засыпает, Гол и пуст, А калина не снимает Красных бус. Степь под снегом холодеет, Вся бела, А калина ярко рдеет Вкруг села. | Березка Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой – зимой, Вся в серёжках – весной, Сарафан зелёный летом, В день осенний - в плащ одета. Если ветер налетит – Золотистый плащ шуршит. |
О каком времени года говорится в стихотворениях? Названия каких деревьев упоминаются в стихах? Названия каких деревьев вы еще знаете? Как называются деревья, которые сбрасывают листву на зиму? Остаются зелеными круглый год?
- Работа по теме.
- Предметный словарь: дерево, растение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клён, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, лист, почка, жёлудь, шишка, хвоя, плод, семена, роща, дубрава, гриб…
- Глагольный словарь: расти, цвести, собирать, падать, рубить, шуметь, гнуться…
- Словарь признаков: хвойный, лиственный, смешанный, высокий, низкий, широкий, пышный, осенний, багряный…
- Части дерева: корень, ствол, крона, ветви, почки, листья, кора.
- Антонимы: дерево высокое – низкое, д. толстое – тонкое, ствол гладкий – шероховатый, лес редкий – густой.
- Согласование существительных и прилагательных: зелёная елка, белоствольная берёзка, могучий дуб.
- Образование мн. ч. существительных: ива – ивы …
- согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: одно дерево, моя берёза, много веток
- словообразование: лист – осиновый, берёзовый…; дуб – дубок, береза – березка…; береза – березняк, ива – ивняк, дуб – дубрава…; лесоруб, дровосек, столетний, белоствольная (образование сложных слов).
- Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
- Предложно-падежное управление (родительный, винительный, творительный).
- «Пустой лес» в лесу нет грибов, ягод, ёлок…;
- «Откуда упал лист?» с березы, с дуба …;
- «Где растут грибы?» подберезовик под березой, опята на пне…;
- «Прогулка по лесу» (предлоги между, к, от, за, из-за): Шли к высокой ели, между липами, за могучим дубом…
- Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального занятия на тему: "Осень в гости к нам пришла"
Помощь воспитателю в подготовке открытого занятия...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня
Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда» направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект открытого логопедического занятия на тему Осень
Автоматизация звуков [C?C\'].Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи....

Конспект итогового открытого занятия по теме «Осень»
Конспект итогового открытого занятия по теме «Осень»...

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Осень".
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Осень"....

Игры на развитие лексико-грамматических категорий по лексической теме "Осень"
Документ содержит в себе тематически оформленные игры, направленнные на обогащение словаря и развитие грамматических категорий по лексической теме "Осень"...

конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"
Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...