Конспекты лексико-грамматических занятий по теме: "Осень. Уборка урожая"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Нахабич Наталия Викторовна

Развитие лексико-грамматического строя речи по темам: "Овощи", "Фрукты", "Урожай", "Деревья и кустарники осенью". Образование относительных прилагательных, приставочных глаголов, и т.д. Задания на развитие высших психических функций ( внимание, память, мышление).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopeda.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Овощи» (с 3 недели.)

Цели: активизировать словарь по теме; подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.

Оборудование: картинки по теме.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Работа по теме: а) игра «Чудесный мешочек»; б) загадывание детьми загадок об овощах.
  3. Физкультминутка.
  4. Глагольный словарь:
  • Что можно сделать с овощами? (собирать, резать, солить, жарить, тушить, варить);
  • Как вырастить овощи? (посадить рассаду, ухаживать, поливать, рыхлить…);
  • Как собирают овощи? (срывают, выдергивают, выкапывают…);

Глагольный словарь: натереть, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, квасить, солить, полоть, мыть…

Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый…

Игра «Наоборот»: крупный – мелкий, рано – поздно, кислый – сладкий, гладкий – шершавый, сажать – собирать.

  1. Работа над грам.строем речи.
  • Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку;
  • Образование мн. ч. существительных;
  • Согласование числит., местоимений, наречий с существительными;
  • Предложно-падежное управление: мешок чего? Из чего сделан салат? Корзинка с чем? Куда сложим урожай?
  1. Развитие психических функций.

- классификация (зеленые овощи, красные, треугольные, круглые);

- проблемные вопросы: как надолго сохранить овощи? Почему так называют? (теплица, овощерезка, картофелечистка);

- 4-й лишний;

- объясни выражение: всякому овощу свое время.

7. итог.

Тема: «Фрукты» (с 4 неделя.)

Цели: активизировать словарь по теме; подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.

Оборудование: картинки по теме.

Ход

  1. Орг. момент.

Загадки о фруктах.

  1. Работа по теме: игра «Чудесный мешочек» (цвет, вкус, форма);

Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть…

Словарь признаков: фруктовый, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, сладкий, кислый, зрелый…

Игра «Наоборот»: крупный – мелкий, рано – поздно, кислый – сладкий, гладкий – шероховатый, сажать – собирать, зрелый – зеленый…

Словообразование: а) образование прилагательных от существительных, б) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать); в) сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами; г) сложных слов (садовод).

  1. Физкультминутка.
  2. Работа над грам.строем речи.
  • Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку;
  • Образование мн. ч. существительных;
  • Согласование числит., местоимений, наречий с существительными (один гранат, моё яблоко, много груш);
  • Предложно-падежное управление: а) «угощайся» - съешь ломтик яблока, груши…, б) «бабушкина кладовая» (сок из …, начинка из …), в) «что можно приготовить?» (варенье, джем…), г) «у меня есть, у меня нет» (работа с карточками), д) предлоги в, из, с (в банке, из банки, корзинка с …)
  1. Развитие психических функций.

- проблемные вопросы: как надолго сохранить фрукты? Почему так называют? (садовод, сухофрукты);

- 4-й лишний;

- объясни выражение: изюминка в человеке.

7. итог.

Тема: «Осень. Уборка урожая» (окт. - 1 неделя.)

Цели: активизировать словарь по теме (предметный, глагольный, слов-признаков); подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.

Оборудование: картинки по теме.

Ход

  1. Орг. момент.

К нам пришла осень. Мы долго ждали … . Долго не было … . Мы рады … . Мы одеваемся тепло … . Мы поем песни об … . Мы любим … .

Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, осень, спросим –

Что в подарок принесла?

  1. Работа по теме.
  • Что же осень принесла нам в подарок? (фрукты, овощи, грибы, ягоды)
  • А вот в полях люди собрали урожай зерна: пшеница – с пшеничного поля, рожь – с ржаного поля (овес, ячмень, лен…)
  • Игра «Назови ласково»: хлеб – хлебушек, буханка – буханочка, блин – блинчик, сушка – сушечка, кекс – кексик…
  • Что нужно сделать, чтобы испечь хлеб (собрать колоски, достать зёрнышки, отвезти зёрна на мельницу, смолоть их – получится мука, муку отвезти на хлебозавод, из муки замесить тесто, из теста выпечь хлеб)
  • Образование прилагательных от существительных: пшеница – пшеничный (батон), рожь – ржаной (хлеб), овёс – овсяная каша, ячмень –ячменная (каша)…
  1. Физкультминутка.

На каждое слово скороговорки подняться на носки и опуститься на пятки: Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

  1. Работа над грам.строем речи.
  • Составь предложение (формирование навыка составления предложений по двум опорным словам: повар – блины, пирожки – духовка, магазин – хлеб, Маша - булочка);
  • Игра «Чем угостишь?», «Чем угостишь Таню?» и т.д.
  • Словообразование: а) кто выращивает хлеб? (хлебороб); б) кто работает на комбайне? (комбайнер); в) что такое комбайн? (машина для уборки зерновых)
  • 4-й лишний (батон – буханка – кефир – булка; кекс – масло – пирожное - торт);
  1. итог.

Тема: «Осень. Деревья и кустарники осенью» (окт. - 2 неделя.)

Цели: активизировать словарь по теме (что растёт в лесу, строение дерева, изменение его в зависимости от времени года); подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; уменьшительно–ласкательных форм; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.

Оборудование: картинки по теме.

Ход

  1. Орг. момент.

Старый тополь у крылечка,

Дыма светлое колечко.

Светит золотом простор.

Что ни двор – монетный двор.

И, расправив крылья – вёсла,

Над просторами земли

Чёрной лодкой остроносой

Проплывают журавли.

Калинушка

Лес осенний засыпает,

Гол и пуст,

А калина не снимает

Красных бус.

Степь под снегом холодеет,

Вся бела,

А калина ярко рдеет

Вкруг села.

Березка

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний - в плащ одета.

Если ветер налетит –

Золотистый плащ шуршит.

О каком времени года говорится в стихотворениях? Названия каких деревьев упоминаются в стихах? Названия каких деревьев вы еще знаете? Как называются деревья, которые сбрасывают листву на зиму? Остаются зелеными круглый год?

  1. Работа по теме.
  • Предметный словарь: дерево, растение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клён, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, лист, почка, жёлудь, шишка, хвоя, плод, семена, роща, дубрава, гриб…
  • Глагольный словарь: расти, цвести, собирать, падать, рубить, шуметь, гнуться…
  • Словарь признаков: хвойный, лиственный, смешанный, высокий, низкий, широкий, пышный, осенний, багряный…
  • Части дерева: корень, ствол, крона, ветви, почки, листья, кора.
  • Антонимы: дерево высокое – низкое, д. толстое – тонкое, ствол гладкий – шероховатый, лес редкий – густой.
  1. Согласование существительных и прилагательных: зелёная елка, белоствольная берёзка, могучий дуб.
  2. Образование мн. ч. существительных: ива – ивы …
  3. согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: одно дерево, моя берёза, много веток
  4. словообразование: лист – осиновый, берёзовый…; дуб – дубок, береза – березка…; береза – березняк, ива – ивняк, дуб – дубрава…; лесоруб, дровосек, столетний, белоствольная (образование сложных слов).
  1. Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

  1. Предложно-падежное управление (родительный, винительный, творительный).
  • «Пустой лес» в лесу нет грибов, ягод, ёлок…;
  • «Откуда упал лист?» с березы, с дуба …;
  • «Где растут грибы?» подберезовик под березой, опята на пне…;
  • «Прогулка по лесу» (предлоги между, к, от, за, из-за): Шли к высокой ели, между липами, за могучим дубом…
  1. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального занятия на тему: "Осень в гости к нам пришла"

Помощь воспитателю в подготовке открытого занятия...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект открытого логопедического занятия на тему Осень

Автоматизация звуков [C?C\'].Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи....

Конспект итогового открытого занятия по теме «Осень»

Конспект  итогового открытого занятия по теме «Осень»...

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Осень»

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Осень»...

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Осень".

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Осень"....

Игры на развитие лексико-грамматических категорий по лексической теме "Осень"

Документ содержит в себе тематически оформленные игры, направленнные на обогащение словаря и развитие грамматических категорий по лексической теме "Осень"...