Конспекты лексико-грамматических занятий по теме: "Осень. Уборка урожая"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Нахабич Наталия Викторовна

Развитие лексико-грамматического строя речи по темам: "Овощи", "Фрукты", "Урожай", "Деревья и кустарники осенью". Образование относительных прилагательных, приставочных глаголов, и т.д. Задания на развитие высших психических функций ( внимание, память, мышление).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopeda.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Овощи» (с 3 недели.)

Цели: активизировать словарь по теме; подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.

Оборудование: картинки по теме.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Работа по теме: а) игра «Чудесный мешочек»; б) загадывание детьми загадок об овощах.
  3. Физкультминутка.
  4. Глагольный словарь:
  • Что можно сделать с овощами? (собирать, резать, солить, жарить, тушить, варить);
  • Как вырастить овощи? (посадить рассаду, ухаживать, поливать, рыхлить…);
  • Как собирают овощи? (срывают, выдергивают, выкапывают…);

Глагольный словарь: натереть, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, квасить, солить, полоть, мыть…

Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый…

Игра «Наоборот»: крупный – мелкий, рано – поздно, кислый – сладкий, гладкий – шершавый, сажать – собирать.

  1. Работа над грам.строем речи.
  • Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку;
  • Образование мн. ч. существительных;
  • Согласование числит., местоимений, наречий с существительными;
  • Предложно-падежное управление: мешок чего? Из чего сделан салат? Корзинка с чем? Куда сложим урожай?
  1. Развитие психических функций.

- классификация (зеленые овощи, красные, треугольные, круглые);

- проблемные вопросы: как надолго сохранить овощи? Почему так называют? (теплица, овощерезка, картофелечистка);

- 4-й лишний;

- объясни выражение: всякому овощу свое время.

7. итог.

Тема: «Фрукты» (с 4 неделя.)

Цели: активизировать словарь по теме; подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.

Оборудование: картинки по теме.

Ход

  1. Орг. момент.

Загадки о фруктах.

  1. Работа по теме: игра «Чудесный мешочек» (цвет, вкус, форма);

Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть…

Словарь признаков: фруктовый, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, сладкий, кислый, зрелый…

Игра «Наоборот»: крупный – мелкий, рано – поздно, кислый – сладкий, гладкий – шероховатый, сажать – собирать, зрелый – зеленый…

Словообразование: а) образование прилагательных от существительных, б) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать); в) сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами; г) сложных слов (садовод).

  1. Физкультминутка.
  2. Работа над грам.строем речи.
  • Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку;
  • Образование мн. ч. существительных;
  • Согласование числит., местоимений, наречий с существительными (один гранат, моё яблоко, много груш);
  • Предложно-падежное управление: а) «угощайся» - съешь ломтик яблока, груши…, б) «бабушкина кладовая» (сок из …, начинка из …), в) «что можно приготовить?» (варенье, джем…), г) «у меня есть, у меня нет» (работа с карточками), д) предлоги в, из, с (в банке, из банки, корзинка с …)
  1. Развитие психических функций.

- проблемные вопросы: как надолго сохранить фрукты? Почему так называют? (садовод, сухофрукты);

- 4-й лишний;

- объясни выражение: изюминка в человеке.

7. итог.

Тема: «Осень. Уборка урожая» (окт. - 1 неделя.)

Цели: активизировать словарь по теме (предметный, глагольный, слов-признаков); подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; согласование числительных, местоимений, наречий с существительными; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.

Оборудование: картинки по теме.

Ход

  1. Орг. момент.

К нам пришла осень. Мы долго ждали … . Долго не было … . Мы рады … . Мы одеваемся тепло … . Мы поем песни об … . Мы любим … .

Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, осень, спросим –

Что в подарок принесла?

  1. Работа по теме.
  • Что же осень принесла нам в подарок? (фрукты, овощи, грибы, ягоды)
  • А вот в полях люди собрали урожай зерна: пшеница – с пшеничного поля, рожь – с ржаного поля (овес, ячмень, лен…)
  • Игра «Назови ласково»: хлеб – хлебушек, буханка – буханочка, блин – блинчик, сушка – сушечка, кекс – кексик…
  • Что нужно сделать, чтобы испечь хлеб (собрать колоски, достать зёрнышки, отвезти зёрна на мельницу, смолоть их – получится мука, муку отвезти на хлебозавод, из муки замесить тесто, из теста выпечь хлеб)
  • Образование прилагательных от существительных: пшеница – пшеничный (батон), рожь – ржаной (хлеб), овёс – овсяная каша, ячмень –ячменная (каша)…
  1. Физкультминутка.

На каждое слово скороговорки подняться на носки и опуститься на пятки: Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

  1. Работа над грам.строем речи.
  • Составь предложение (формирование навыка составления предложений по двум опорным словам: повар – блины, пирожки – духовка, магазин – хлеб, Маша - булочка);
  • Игра «Чем угостишь?», «Чем угостишь Таню?» и т.д.
  • Словообразование: а) кто выращивает хлеб? (хлебороб); б) кто работает на комбайне? (комбайнер); в) что такое комбайн? (машина для уборки зерновых)
  • 4-й лишний (батон – буханка – кефир – булка; кекс – масло – пирожное - торт);
  1. итог.

Тема: «Осень. Деревья и кустарники осенью» (окт. - 2 неделя.)

Цели: активизировать словарь по теме (что растёт в лесу, строение дерева, изменение его в зависимости от времени года); подбор признаков к предмету, узнавание предметов по признаку; образование множественного числа существительных; уменьшительно–ласкательных форм; предложно-падежное управление; развитие высших психических функций.

Оборудование: картинки по теме.

Ход

  1. Орг. момент.

Старый тополь у крылечка,

Дыма светлое колечко.

Светит золотом простор.

Что ни двор – монетный двор.

И, расправив крылья – вёсла,

Над просторами земли

Чёрной лодкой остроносой

Проплывают журавли.

Калинушка

Лес осенний засыпает,

Гол и пуст,

А калина не снимает

Красных бус.

Степь под снегом холодеет,

Вся бела,

А калина ярко рдеет

Вкруг села.

Березка

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний - в плащ одета.

Если ветер налетит –

Золотистый плащ шуршит.

О каком времени года говорится в стихотворениях? Названия каких деревьев упоминаются в стихах? Названия каких деревьев вы еще знаете? Как называются деревья, которые сбрасывают листву на зиму? Остаются зелеными круглый год?

  1. Работа по теме.
  • Предметный словарь: дерево, растение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клён, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, лист, почка, жёлудь, шишка, хвоя, плод, семена, роща, дубрава, гриб…
  • Глагольный словарь: расти, цвести, собирать, падать, рубить, шуметь, гнуться…
  • Словарь признаков: хвойный, лиственный, смешанный, высокий, низкий, широкий, пышный, осенний, багряный…
  • Части дерева: корень, ствол, крона, ветви, почки, листья, кора.
  • Антонимы: дерево высокое – низкое, д. толстое – тонкое, ствол гладкий – шероховатый, лес редкий – густой.
  1. Согласование существительных и прилагательных: зелёная елка, белоствольная берёзка, могучий дуб.
  2. Образование мн. ч. существительных: ива – ивы …
  3. согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: одно дерево, моя берёза, много веток
  4. словообразование: лист – осиновый, берёзовый…; дуб – дубок, береза – березка…; береза – березняк, ива – ивняк, дуб – дубрава…; лесоруб, дровосек, столетний, белоствольная (образование сложных слов).
  1. Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

  1. Предложно-падежное управление (родительный, винительный, творительный).
  • «Пустой лес» в лесу нет грибов, ягод, ёлок…;
  • «Откуда упал лист?» с березы, с дуба …;
  • «Где растут грибы?» подберезовик под березой, опята на пне…;
  • «Прогулка по лесу» (предлоги между, к, от, за, из-за): Шли к высокой ели, между липами, за могучим дубом…
  1. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального занятия на тему: "Осень в гости к нам пришла"

Помощь воспитателю в подготовке открытого занятия...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект открытого логопедического занятия на тему Осень

Автоматизация звуков [C?C\'].Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи....

Конспект итогового открытого занятия по теме «Осень»

Конспект  итогового открытого занятия по теме «Осень»...

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Осень".

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Осень"....

Игры на развитие лексико-грамматических категорий по лексической теме "Осень"

Документ содержит в себе тематически оформленные игры, направленнные на обогащение словаря и развитие грамматических категорий по лексической теме "Осень"...

конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"

Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...