КОНСПЕКТ ИНТЕГРАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПО ТРОПИНКЕ К СКАЗКЕ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: Развитие речи детей, используя методы опосредованного воздействия.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
1. Научить:
- Подбирать однокоренные слова к существительным (слова – родственники);
- Понимать и уметь объяснять фразеологизмы «молочная река,
кисельные берега».
2. Закрепить умения:
- употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, именительного падежа;
- согласовывать местоимения (мой, моя) с существительными;
- определять одушевленный и неодушевленный предмет;
- определять наличие звука в слове;
- согласовывать прилагательное с существительным;
- автоматизировать звуки в речи при помощи чистоговорок;
- соотносить числительное с существительным;
- делить слова на слоги.
II. Коррекционно-развивающие :
Развивать:
- фонематический слух;
- зрительное и слуховое восприятие;
- чувство ритма, умение согласовывать слово и движение;
- психические процессы: внимание, воображение, логическое мышление;
- мелкую, общую моторику;
- речевую активность.
III.Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать:
- любовь к художественной литературе;
- умение работать в коллективе;
- согласовывая действия;
- добиваться поставленной цели.
2. Воспитывать:
- чувство товарищества;
- желание узнавать новое и интересное;
- навыки вежливого общения
Интеграция: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».
Материал и оборудование:
- сюжет сказки «Гуси – лебеди»
- персонажи сказки: Маша, Ваня, яблоня, печка, «молочная река», избушка.
- предметные картинки: корзина, пирожок, шесть яблок, яблочный пирог, яблоневый сад, яблочное варенье, яблочное повидло, капуста, сосулька, собака, лимон, сыр, сметана, йогурт, смородина, малина, клубника
- знаки: камень, широкая и узкая дорожка,
- смайлики весёлые и грустные на каждого ребёнка
- проигрыватель, фонограмма музыки из сказки. «Три орешка для Золушки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_zan_st_gr_po_tropinke_k_skazke.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД № 108 «СКАЗКА»
428031, г.Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д.46а
тел.: 8 (8352) 51-13-76, 51-60-25
.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:
«ПО ТРОПИНКЕ К СКАЗКЕ»
учитель – логопед:
Михейкина Д.И.
Чебоксары
ПО ТРОПИНКЕ К СКАЗКЕ
Цель: Развитие речи детей, используя методы опосредованного воздействия.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
1. Научить:
- Подбирать однокоренные слова к существительным (слова – родственники);
- Понимать и уметь объяснять фразеологизмы «молочная река,
кисельные берега».
2. Закрепить умения:
- употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, именительного падежа;
- согласовывать местоимения (мой, моя) с существительными;
- определять одушевленный и неодушевленный предмет;
- определять наличие звука в слове;
- согласовывать прилагательное с существительным;
- автоматизировать звуки в речи при помощи чистоговорок;
- соотносить числительное с существительным;
- делить слова на слоги.
II. Коррекционно-развивающие :
Развивать:
- фонематический слух;
- зрительное и слуховое восприятие;
- чувство ритма, умение согласовывать слово и движение;
- психические процессы: внимание, воображение, логическое мышление;
- мелкую, общую моторику;
- речевую активность.
III.Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать:
- любовь к художественной литературе;
- умение работать в коллективе;
- согласовывая действия;
- добиваться поставленной цели.
2. Воспитывать:
- чувство товарищества;
- желание узнавать новое и интересное;
- навыки вежливого общения
Интеграция: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».
Материал и оборудование:
- сюжет сказки «Гуси – лебеди»
- персонажи сказки: Маша, Ваня, яблоня, печка, «молочная река», избушка.
- предметные картинки: корзина, пирожок, шесть яблок, яблочный пирог, яблоневый сад, яблочное варенье, яблочное повидло, капуста, сосулька, собака, лимон, сыр, сметана, йогурт, смородина, малина, клубника
- знаки: камень, широкая и узкая дорожка,
- смайлики весёлые и грустные на каждого ребёнка
- проигрыватель, фонограмма музыки из сказки. «Три орешка для Золушки»
I. Организационный момент:
Упражнение – приветствие «Здравствуйте!»:
Ручки, ручки, просыпайтесь – здравствуйте!
Пальчики сердитые – здравствуйте!
И ладошки, наши крошки – здравствуйте!
Разбудите наши рожки – здравствуйте!
И притопы, и пружинки – здравствуйте!
Глазки, ушки, носик, ротик – здравствуйте!
И улыбки, и улыбки – здравствуйте!
Все друг другу улыбнулись – здравствуйте!
И лукаво подмигнули – здравствуйте!
Логопед: Мчится, мчится чрез равнины
Караван гусей крикливых!
Кто-то плачет, ой, слез море!
Видно, приключилось горе!
Ребята, Маша рассказала мне, что она не уследила за братцем ! Посадила его на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили братца и унесли его на крыльях. Гуси-лебеди опять, видно, стали баловать!
Логопед: Вы узнали, что за сказка встретилась нам сегодня?
Дети: Это сказка «Гуси-лебеди»!
Логопед: (обращается к Маше): Не печалься, Маша, мы тебе чем сможем - поможем …
Дети: - поможем!
Логопед: (детям): Вы готовы помогать? (Да!) Сможем мы гусей догнать? (Да!) Маша желает нам доброго пути, и просит вас помогать всем, кто встретится на нашем пути
Прежде чем отправиться в путь мы проговорим чистоговорки, каждое слово будем делить на слоги хлопками. Сначала произнесу я, а затем все вместе.
«Уть – Уть - Уть - отправляемся мы в путь!
Да - да - да - трудно будет, не беда!
Ой - ой - ой - Ванечку вернем домой!»
II. Основной
Логопед: отправляемся на поиски братца. Что за персонаж сказки встретился на нашем пути?
( дети подходят к доске с изображением яблони)
Дети: Яблоня.
Логопед: К персонажу сказки обратимся с лаской! Ребята, назовите яблоню ласково.
Дети: Яблонька
Логопед: Ребята, яблонька просит вас стряхнуть яблоки.
Логопед: Будем снимать аккуратно яблоки и считать их: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок. Смотрите одно яблоко упало, где оно лежит?
Дети: Яблоко лежит под яблоней.
Логопед: Давайте будем яблоко передавать по кругу и говорить какое оно?
Дети: (яблоко круглое, яблоко красное, яблоко сочное, яблоко витаминное, яблоко полезное, яблоко сладкое)
Логопед: Ребята, я хочу у вас спросить у вас есть родственники?
Дети: да
Логопед: Назовите своих родственников
Дети: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя.
Логопед: А как вы думаете, у животных и птиц есть родственники?
Дети: ответы детей (дети называют родственников животных и птиц)
Логопед: Молодцы! Семья бывает не только у людей, животных и птиц, но также родственники есть и у слов и называются они родственные слова, это слова которые образованы от одного корня и сейчас мы с вами назовём родственные слова к слову яблоко.
Логопед:
- как будет называться варенье из яблок – (яблочное варенье)
- как будет называться повидло из яблок – (яблочное повидло)
- как будет называться сад, в котором растут яблони – (яблоневый сад)
- как будет называться пирог, приготовленный с яблоками – (яблочный пирог)
Давайте посмотрим на картинки. Подходят ли они к тем словам, которые вы произнесли? (Яблочное варенье, повидло, яблоневый сад, яблочный пирог, …)
Логопед: Все эти слова выросли из слова яблоко - поэтому все эти слова родственники
Логопед: Нам пора идти дальше. Что за персонаж сказки нам встретился?
Дети: Это печка!
Логопед: Мимо путник не пройди! Пирожок прихвати! С пылу, с жару вынимай! С пирожком поиграй! ЗАГАДКИ (КАПУСТА, СОСУЛЬКА, СОБАКА, ЛИМОН)
- Какой предмет лишний по количеству слогов в слове?
- Какой предмет лишний по отношению (мой, моя)?
- Какой предмет лишний по отношению одушевленный или неодушевлённый?
- Какой предмет лишний по наличию звука «К» в слове.
III. Физминутка:
Логопед: Скажем печке спасибо. А нам пора в путь.
IV. Логопед: Какой сказочный персонаж встретится нам на пути? Отгадайте загадку:
Летом бежит,
Зимой спит. Весна настала —
Опять побежала.
(Река)
Дети: Река
Логопед: Да это река. Давайте сядем на бережок и отдохнём
Логопед: Как вы думаете, почему речку в сказке называют молочной? (Она из молока). Что значит «кисельные берега»? ( Берега из киселя)
Сейчас будем проговаривать по очереди два слова: «кисель», «молоко». Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется.
Дети делятся на две команды.
Одна команда будет готовить молочные продукты, а вторая — варить кисель.
(На отдельном столе разложены картинки с изображением молочных продуктов и ягод. Дети, каждый в своей команде, выбирают нужные картинки. По окончании работы каждая команда показывает и рассказывает, что приготовили из молока и из чего сварили кисель)
VI. Логопед: Нам пора отправляться дальше. За болотом стоит избушка на курьих ножках. Там живет баба Яга. Давайте подойдем поближе, Дорожка до избушки непростая — то узкая, то широкая, то каменистая
Густой туман стелется под ногами, но я вам помогу, буду указывать путь при помощи знаков.
Логопед показывает детям поочередно и в разнобой знаки с изображением узкой, широкой дороги и камней. Дети идут друг за другом, имитируя соответствующую ходьбу. За болотом, погляди, домик бабы Яги! Спрячемся, присядем тут.
Логопед: Баба Яга улетела по делам, а Ване сказала сидеть за печкой и не выходить на улицу, но Ваня не послушал. Давайте Ваню тихо позовем.
Дети: Ваня! Ванюша!
VII. Дети берут Ваню.
Логопед: Ванечка, за нас держись, бежим!
Ребята, кто нам поможет от гусей-лебедей спрятаться? (Молочная река-кисельные берега.)
Речка – матушка спрячь нас (присели). Изобразим речку руками.
Логопед: Гуси-лебеди пролетели мимо. Скажем речке спасибо.
VIII. Логопед: Кто дальше поможет?
Дети: ( Печка)
Логопед: Печка, матушка спрячь нас! (присели)
Пальчиковая игра «В лес ходили мы гулять»
Раз, два, три, четыре, пять.
В лес ходили мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И пирог с ней испекём!
Логопед: Гуси-лебеди пролетели мимо. Скажем печке спасибо.
IX. Логопед: А вот и яблоня. Яблоня, матушка, спрячь нас (Изображаем качающую ветками яблоню.) Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Скажем яблоньке спасибо, и возвращаемся домой.
X. Итог.
Логопед: Маша! Выручили мы братца твоего.
Давайте Маше расскажем, кому по пути помогали, с кем играли, какими мы были дружными и смелыми.
Ответы детей.
Логопед: Маша благодарит вас за то, что вы выручили её братца. Нашим героям пора домой, а то скоро родители вернуться.
Логопед: Если во время нашего путешествия вам было легко справляться с трудностями, поднимите весёлого смайлика, а если было сложно, то поднимите грустного смайлика и, скажите, в чем вы затруднялись.
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие» АЙРИС ПРЕСС-М, 2004.
2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб., 2003.
3. Т.А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов. - Дошкольное воспитание № 10, 1990.
4. Е.И. Тихеева Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.
5. Т.А. Ткаченко Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006.
5. О.С.Ушакова, Е.М. Струнина Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию в старшей группе по теме:«Экологическая тропа в здании детского сада ».
Расширять представления детей об объектахэкологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать знакомыерастения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными...
Конспект интегрированного занятия Старшая группа (2) Тема: «Оберег казачьей семьи»
Цель: Формирование представлений о быте донских казаков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Продолжать знакомить детей с бытом и традициями донских казаков.-познакоми...
Конспект НОД в старшей группе на тему «Эти мудрые русские сказки»
познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть...
Презентация к занятию в старшей группе по теме:«Экологическая тропа в здании детского сада ».
Расширить представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать знакомыерастения и животных и способы ухода за ними....
Конспект ННОД в старшей группе по теме: <<В гостях у сказки>>
Цель: обобщение и закрепление знания у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год.Задачи:Обучающие:- закрепление характерных признаков времен года, название месяцев, дней недели;- у...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Экологическая тропа осенью»
Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе4 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; систематизировать знания о пользе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказочными тропами»
Конспектзанятия по развитию речив старшей группена тему «Сказочными тропами»...