Конспект интегрированной индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности» Тема: «Незнайка и его друзья в плену».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект индивидуально-подгрупповой НОД учителя-логопеда ДОУ, с детьми с ФФН. Особенность данной разработки является интергация речевой и познавательной областей (развитие математических категорий ) в работе логопеда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной индивидуально-подгрупповой
логопедической НОД
по коррекции и формированию звукопроизношения
Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности»
Тема: «Незнайка и его друзья в плену».
Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные: закреплять нормированное произношение звука [р] в слогах, словах и предложениях; активизировать и расширять словарный запас на лексическую тему «Школа. Школьные принадлежности»; уточнять лексическое значение слов; развивать связную речь; закрепить представление о частях суток, научить правильно, употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь»; закрепить математические знания о цифрах, счете, величине; закрепить умение считать до 10 и обратно; закрепить умение составлять предложения и 4 слов.
2) коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук, чувство ритма; развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе в клетку.
3) коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение и интерес к логопедической деятельности, усидчивость, доброжелательность, умение сотрудничать.
Методы и приемы: введение сказочного персонажа, постановка и решение проблемной ситуации, художественное слово (загадка, элементы логопедической сказки, средства кинезиологии, репродуктивный (на воспроизведение и составление вслед за взрослым) и поисковый (на подбор, анализ, преобразование, вычленение, сравнение).
Оборудование: плоскостное изображение персонажа Незнайки, схема характеристики звука, дидактические пособия «Когда это бывает?», «Считай, цифру называй», мультимедийная презентация «Незнайка и его друзья в плену», предметные картинки на тему «Школьные принадлежности» со звуком [р], «Части суток», набор математических карточек, листы в клетку, цветик – семицветик, воздушные шары.
Ход деятельности:
- Организационный момент.
Дети входят в кабинет.
Логопед - Ребята, не чего понять не могу, какой - то странный звук слышу, а откуда он идёт не пойму?! А вы слышите?
Дети обращают внимание на стоящий на столе ноутбук и понимают, что звук слышен оттуда (введение мультипликационного персонажа Незнайки – мультимедийная презентация). Постановка проблемной ситуации.
- Основная часть.
На экране дети видят машущего Незнайку, который кричит.
Незнайка – Ребята, я здесь, спасите, помогите!
Л. – Что случилось с тобой, Незнайка? Чем мы можем тебе помочь?!
Н. – Попал наш Солнечный остров в беду! Я со своими друзьями малышками-коротышками готовились осенью пойти в школу, учились считать, писать, рисовать и вдруг напала нас злая королева Двоечница и заколдовала всех. Мы забыли все что учили!
Л. – Ребята, что же делать?
Д. – Надо помочь Незнайке и его друзьям прогнать королеву Двоечницу с Солнечного острова.
Н. – Но для этого вам придется пройти много испытаний и справиться с ними.
Л. – Ничего, Незнайка, ребята обязательно справятся со всеми испытаниями! Но для этого нам надо отправиться в дальнее путешествие в Солнечный остров, а на чем, же туда можно попасть?
1. «На чем отправимся путешествовать?».
Отгадывание загадки:
Л. -
Это что за богатырь
Вдоль дороги поднял пыль?
По асфальту напрямик
Едет с грузом… (грузовик).
На слайде картинка грузовика. Логопед просит завести мотор грузовика. Дети произносят изолированный звук [р].
Л. - Как ты завел мотор? Как образуется звук [р]? Что для этого нужно сделать? Порычи 3 раза соседу слева, а затем справа.
Логопед актуализирует знания ребенка об образовании звука [р], просит дать характеристику звуку [р] с опорой на схему.
Л. - Звук [р] будет сопровождать нас на протяжении всего путешествия. Постараемся не забывать о нем, правильно произносить в словах и предложениях.
Л. – Отправляемся на грузовике в путешествие. Все вместе мы справимся с заданиями и поможем Незнайке и его друзьям справиться с волшебством вредной Двоечницы.
Л. – Вот мы и на месте! Ребята и первое задание я уже кажется вижу.
На экране слайд с персонажем Знайкой, который забыл как же называются школьные принадлежности.
2. Д/у «Помоги Знайке вспомнить все школьные принадлежности».
Кар-кар-кар – вот красный карандаш; терка-терка – терка – новенькая стерка; радка – радка - радка – вот зеленая тетрадка; тер-тер - тер – а вот с тетрадками портфель.
Л. - Какие школьные принадлежности нужны в школе?
Л. – Сосчитай, тетради (карандаши, книги): одна тетрадь, две тетради, три тетради, четыре тетради, пять тетрадей. Найди и покажи цифры – 1,2,3,4,5.
Просит каждого ребенка повторить слоги, выделяя звук [р] голосом и произнося его раскатисто, с «моторчиком».
Л. – Молодцы, вот и справились с первым заданием, расколдовали Знайку, вспомнил он, что нужно брать с собой в школу.
Л. – Вот следующее задание:
3. «Когда это бывает?».
Л. – Торопыжка совсем забыл – когда надо идти в школу? Когда надо учить уроки? Когда надо спать? Давайте поможем ему и назовем части суток.
Логопед показывает карточку с изображением части суток дети должны их назвать, разложить карточки в правильной последовательности при этом, называя части суток, когда это бывает. Напоминает о правильном произношении звука [р].
Л. – Вот и Торопыжка все вспомнил! Ой, Винтик и Шпунтик тоже забыли, какие оценки бывают в школе, давайте им поможем! (слайд с Винтиком и Шпунтиком)
4. Д/и «Считай, цифру называй» (работа с математическими карточками)
Л. – Ребята, какие оценки в школе бывают? Какие оценки можно назвать плохими? Почему? Какие хорошими? Что надо делать, чтобы учиться на отлично? Давайте напишем цифры 4 и 5.
5. Графическое задание на листе в клетку.
Л. – Замечательные оценки вы ребята написали, давайте пожелаем Винтику и Шпунтику учиться только на отлично! Ещё одно испытание королевы Двоечницы мы прошли! А кто это здесь такой обиженный, весь в слезах?! Да это коротышка – малышка Ромашка! Что с тобой случилось, расскажи! (слайд с коротышкой – малышкой Ромашкой)
Ромашка – Подула злая королева Двоечница на мои картинки, разлетелись они по всей полянке и я никак не могу их собрать в предложения. Забыла, о чем же они у меня были. Помогите мне ребята!
6. Игра «Собери картинки на полянке».
Учитель-логопед выкладывает на ковре предметные картинки, названия изображений которых содержат звук [р], знакомит детей с правилами игры.
Л. – Ребята, нужно собрать как можно больше картинок и составить из них предложения, к примеру: стерка и карандаш нужны, чтобы рисовать.
Затем предлагает по образцу составить предложение каждому ребенку.
Если ребенок затрудняется составить предложение, учитель-логопед использует наводящие вопросы.
Р. – Точно, точно именно такие предложения я составляла, спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!
Л. – Ну, вот кажется, мы с вами помогли всем коротышкам, которых заколдовала королева Двоечница. Пора возвращаться в детский сад.
На слайде появляется доктор Пилюлькин.
Пилюлькин – Ребята, стойте вы всем помогли, а мне? Я как доктор должен померить рост всех вас! Надо узнать кто из вас самый высокий, а кто ниже всех. Ведь вернуться в детский сад вы сможете только улетев на воздушных шарах, а они могут поднять только тех кого я померяю и допущу к полету!
Л. –Ребята, постройтесь по росту: от самого высокого до самого низкого.
- Кто в нашей команде выше всех по росту?
-Кто ниже всех по росту?
-А кто ниже Дианы, но выше Димы?
П. – Все ребята, допускаются к полету! Незнайка неси сюда воздушные шары.
Логопед из-за двери вносит воздушные шары, которые держит Незнайка (плоскостной из бумаги персонаж)
П. - А вы, ребята соберите все шары в один большой букет и отправляйтесь в детский сад, счастливого пути!
Л. -Чтобы наши шары взлетели, начинаем обратный отсчет (дети считают от 10 до 0). Пуск!
Заключительный этап
Подведение итога деятельности. Рефлексия.
Л.- Вот и закончилось наше путешествие и приключения Незнайки и его друзей. Мы выполнили все задания. Вы были хорошими помощниками всем коротышкам - малышкам. Они говорят вам: «Браво! ». Как вы думаете, почему он выбрал именно это слово? Конечно, потому что оно звучит со звуком [р]. Этот звук сегодня сопровождал нас в пути.
Логопед обращается к каждому ребенку:
Л. - Как ты считаешь, ты всегда справлялся с этим звуком? Тебе было легко или трудно произносить слова со звуком [р]? А предложения? Какое задание было для тебя самым трудным? А какое самым интересным? В какую игру ты хотел бы поиграть еще? Смотри, на поляне вырос Цветик-Семицветик. У него семь лепестков. Выбери лепесток, того цвета, который «похож» на твое настроение. А вот и приз, за твои старания - воздушный шар.
Прощание.
Список используемой литературы:
1. Борисова Е. А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем.
2. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема: "Школа. Школьные принадлежности".
Конспект логопедического занятия на тему "Школа. Школьные принадлежности" для детей с логопедическим заключением: общее недоразвитие речи....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Школа. Школьные принадлежности»
1.Уточнитьзнания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей.2.Закрепить умение драматизировать художественное произведение последовательно и точно.3.Совершенствовать ...
Методическая разработка.Интегрированное логопедическое занятие. Тема: "Школа. Школьные принадлежности". Подготовительная группа.
Методическая разработка. Конспект занятия по теме "Школа.Школьные принадлежности" включает в себя все речевые разделы: лексика, грамматика, фонематические функции, связная речь. Музыкальные...
конспект занятия в подготовительной группе на тему «Школа, школьные принадлежности»
Цели:Расширить знания по теме «Школа, школьные принадлежности».Развивать воображение и творческие способности детей;Развитие связной речи; умение рассказывать по плану;Развивать внимание, усидчивость....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»
-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Школа. Школьные принадлежности»
Образовательная область "Речевое развитие"...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7 лет по теме "Школа. Школьные принадлежности"
Занятие с детьми подготовительной к школе группе в соответствии с календарно-тематическим планированием для данного возраста детей. Время проведения - май....