Значение речевой подготовки на обучение в школе.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данная статья рекомендована воспитателям и начинающим логопедам, работающим в дошкольном учреждении. Невозможно преувеличить значимость правильной красивой речи на обучение в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может легко выразить свои мысли. И наоборот невнятная речь затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. И вот здесь мы, логопеды и воспитатели должны помочь ребенку чувствоать себя уверенно, научить его общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_rechevoy_podgotovki_na_obuchenie_v_shkole.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение речевой подготовки на обучение в школе.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 - 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных
классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс.
Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования. Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять и звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.
Дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Дошколятам необходимо как можно чаще читать сказки, рассказы, стихи и беседовать по их содержанию. Тексты должны быть небольшие по размеру, интересны по содержанию, адаптированы для определенного возраста.
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом "да" или "нет", уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Для обогащения словарного запаса можно предложить следующие игры с мячом: «наоборот» (подбор антонимов: большой - маленький, , твердый – мягкий, и т.д. «назови одним словом», (стол, диван, шкаф – ребенок отвечает : мебель, и т д.) «поменяй слоги местами» (ра-го - го-ра), «назови маму и папу»,(Взрослый говорит : котенок. Ребенок отвечает : Кошка, кот и т.д.«один-много», «большой-маленький», «подбери подходящее слово»(дом какой? Большой, кирпичный, многоэтажный и т.д. съедобное- несъедобное, одушевлённое - неодушевлённое.
Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в занятия множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и пр
В отношении звуко - буквенного анализа.
• Уметь выделять первый, последний звук в слове.
• Определять количество звуков в слове (рука, утка, мак и т.п.)
• Перечислять последовательно звуки в слове.
• Определять место звука в слове.
Рекомендуются следующие игры. «придумай слово на заданный звук», «определи позицию звука в слове», «какая буква потерялась?» «Напиши как можно больше слов из букв заданного слова» Придумай слово по схеме» (3-4 звука) Преобразуй слово путем замены букв:
ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и
т.д.
Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. Для развития тонкой моторики существуют специальные упражнения в стихах, с предметами и без предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Уважаемые родители! Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...
Проект "Обучение ребенка сотрудничеству со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе"
Для достижения заданных ФГОС целевых ориентиров создан проект, решающий задачи: формировать произвольность поведения и обучения детей в разных ситуациях, связанных со сменой партнеров взаимодействия; ...
«Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»
laquo;Обучение сотрудничеству ребенка со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе»...
Коррекционно развивающая программа по подготовке к обучению в школе "Тропинка к школе"
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьни...
"Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса при подготовке к обучению в школе"
Выступление на методическом объединении детского сада № 56 ОАО "РЖД" по теме "Специфика взаимодействия специалистов и воспитателей в процессе работы учреждения по поликультурному воспит...
Речевое развитие детей в семье на этапе подготовки к обучению в школе
Всем нам хочется иметь детей талантливых и способных, но не все знают, как этого можно достичь. Многолетний опыт работы по профилактике нарушений в речевом развитии и исправлению дефектов устной речи ...