Речевое развитие детей в семье на этапе подготовки к обучению в школе
консультация
Всем нам хочется иметь детей талантливых и способных, но не все знают, как этого можно достичь. Многолетний опыт работы по профилактике нарушений в речевом развитии и исправлению дефектов устной речи у детей дошкольного возраста убеждает нас в том, что главная проблема молодых родителей - это надежда на «авось», мол, пойдёт в школу и там всему научится. Это очень опасное мнение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей в семье на этапе подготовки к обучению в школе
Всем нам хочется иметь детей талантливых и способных, но не все знают, как этого можно достичь. Многолетний опыт работы по профилактике нарушений в речевом развитии и исправлению дефектов устной речи у детей дошкольного возраста убеждает нас в том, что главная проблема молодых родителей - это надежда на «авось», мол, пойдёт в школу и там всему научится. Это очень опасное мнение.
Исходя из статистических данных количество детей, не готовых к обучению чтения и письма, а в дальнейшем и русскому языку, к сожалению возрастает. Ребёнок из детского сада приходит в школу, и недостатки в речевом развитии приносят ему немало огорчений. Приступая к школьному обучению, дети не могут реализовать свой интеллектуальный потенциал, свои врождённые способности, из-за своевременно не замеченных и не исправленных дефектов речи, которые сдерживают в развитии все другие психические процессы. Вроде благополучный до школы ребёнок (уже начинал читать, играл в шахматы, на компьютере, любил конструировать, проявлял смекалку), а в школе «ожидаемых» для родителей результатов не даёт. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. Ребёнок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок, с чтением и письмом у него трудности, многочисленные ошибки мешают ему поверить в собственные силы. Ведь гораздо проще было бы предотвратить речевые нарушения в дошкольном детстве, вовремя обратив внимания на патологии в развитии устной речи. Родители будущих первоклассников должны четко осознавать, что процесс овладения письменной речью сам по себе для ребенка очень сложен. Если имеются нарушения устной речи, ребенок допускает аграмматизмы, то это отразится и на письме, и чем меньше времени продолжается отставание от нормы речевого развития, тем легче его преодолеть. Но время благоприятное для коррекционной работы прошло, ребенок приступил к школьному обучению, а дефекты речи остались. У ребёнка появляется лень, отрицательное отношение к учёбе, к школе.
А ведь могло бы быть всё иначе, если бы родители знали, что возраст от 3 до 6 лет – самый главный период в жизни ребёнка, когда надо приложить со стороны родителей максимум усилий для создания и обеспечения максимально благоприятных условий для всестороннего развития дошкольника в семье. Исследования учёных показали, что в мозге есть участки, которые не выполняют каких-либо конкретных функций, а служат резервным материалом для формирования и развития ребёнка. Детский мозг до шести лет обладает исключительно большой гибкостью, имеет выраженную тенденцию к развитию, он, как пластилин, на котором можно писать любую программу, в том числе и речевую, из которого можно лепить успешного, умного человека. Обучение ребёнка в школе требует от него определённой стартовой площадки, и какова она будет, зависит от вас дорогие мамы и папы. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна, потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во -вторых у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ним. Современные дети интересные, но очень сложные, и детьми до школы нужно серьезно заниматься в семье. Ведь до шести лет можно развить или погубить мощный интеллектуальный потенциал ребёнка. После шести лет уже прошли возрастные пороги естественного желания познавать окружающий мир, поэтому первоначальное обучение после шести лет ребёнок воспринимает, как насилие над ним и сопротивляется обучению. Ему теперь просто не хочется учиться, так как в период дошкольного развития никто не развивал заложенные в нём возможности.
Ясно одно - готовить ребенка к школе нужно, и все, чему Вы его научите сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Итак, шаг за шагом вы будете вести своего ребенка по крутым ступенькам высокой лестницы дошкольного обучения к стартовой площадке, с которой начнется его школьная жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»
В статье представлен опыт работы с детьми при подготовке к обучению в школе. Автор рассматривает основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе. И предлагает ряд игр и упражнений...
Формирование графо-моторных навыков у детей на этапе подготовки к обучению в школе
Презентация для педагогов и родителей воспитанников...
Формирование графического навыка у леворуких детей на этапе подготовки к обучению в школе
Леворукость обучаемого исторически представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей. При переучивании использовали порой самые жесткие м...
Обобщение опыта. Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»
Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»Срок реализации 1 год. Целью ...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к обучению в школе «СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ОТ ДОШКОЛЕНКА К ПЕРВОКЛАШКЕ»
Тревожность родителей и их стремление «сделать» своего ребенка успешным в школе подогревается большим количеством не подтвержденной педагогами и психологами информации в сети Интернет и на...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте...
«Система работы педагога-психолога по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников на этапе подготовки к обучению к школе»
Содержание: Введение……………………………………………………&he...