Коррекционно развивающая программа по подготовке к обучению в школе "Тропинка к школе"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

 

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.

В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет, проходит его обучение в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tropika_k_shkole_.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№75

«Тюльпан» г. Волжского Волгоградской области»

ПРИНЯТО

На Педагогическом Совете

Протокол №4

От 31.08.2017

УТВЕРЖАЮ

Заведующий МДОУ д/с №75

Приказ №____

От «___» _____________________г.

Программа

коррекционно-развивающая по подготовке к обучению в школе

«Тропинка к школе»

Для детей 6-7 лет

срок реализации  1 год

Руководитель: Карсакова Анастасия Сергеевна

Педагог-психолог

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.

В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет, проходит его обучение в образовательном учреждении.

Подготовка к школе– комплексное понятие, включающее в себя физиологическую, педагогическую и психологическую готовность. Ну, а практике это означает что для успешного обучения в школе ребенку необходимо физическое здоровье и достаточный уровень созревания физиологических систем, набор знаний, умений и навыков, а так же определенный уровень развития познавательных процессов и личностных качеств. Это «три кита» успешной адаптации и обучения в школе. Если хоть один из этих показателей не соответствует норме, у ребенка могут возникнуть различные трудности при переходе на новую социальную ступень. Проблемы адаптации, связанные с первыми двумя китами, стараются предусмотреть и предотвратить до поступления в школу, и основной причиной школьной дезадаптации остаются проблемы психологической неготовности к школе.

Подготовка ребенка к школе с точки зрения его психологии – понятие комплексное, традиционно разделяемое на блоки: интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность.

Цель программы: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

  • Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
  • Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  • Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  • Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
  • Формировать этические представления.
  • Способствовать развитию полоролевой идентификации.
  • Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
  • Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
  • Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

Алгоритм занятий

  • -Ритуал начала занятия
  • -Развивающие игры и упражнения
  • -Релаксационный комплекс
  • -Игры с правилами
  • -Ритуал окончания занятий.

В процессе работы психолог может ввести следующие правила поведения на занятиях:

— говорить по очереди, не перебивая друг друга;

— всем слушать того, кто говорит;

— соблюдать правила игр и упражнений;

— доводить начатое дело до конца;

— учитывать запрет на выкрикивания типа «Можно я», «Дайте мне».

Во время проведения занятий психолог оказывает индивидуальную помощь, дает указания как общие, так и индивидуальные; проверяет правильность выполнения детьми заданий.

Оценка успешности проведенной коррекционно-развивающей работы определяется:

  • сравнительным анализом предварительной и конечной диагностики;
  • отзывами родителей (анкетирование, беседы)

Объем учебной нагрузки: 1 занятие в неделю, всего 26 занятий.

Сроки реализации программы: 1 учебный год.

Режим занятий, численность детей в группе. Программа предполагает  групповые занятия (6-10 детей), проводимые в период с октября по апрель один раз в неделю, длительностью  30 минут.

Ожидаемые результаты:

- повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению,

-сформированность "внутренней позиции ученика",

- возникновение эмоционально - положительного отношения к школе,

- расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике.

-повышение уровня познавательных способностей (мышление, память, внимание)

-повышение уровня развития мелкой моторики рук.

Тематика занятий

Октябрь

  1. Давайте познакомимся
  2. Недостающие фигуры
  3. Память и счет
  4. Лишний предмет, фигуры.

Ноябрь

  1. Коврики, классификация
  2. Запомни фразы
  3. Найди фигуру
  4. Каскад слов, домики

Декабрь

  1. Классификация
  2. Сравнение предметов
  3. Пространственное представление
  4. Регуляция деятельности

Январь

  1. Наблюдательность, графический диктант.
  2. Зрительное воображение, что пропущено
  3. Найди числа, узор, последовательные картинки
  4. Копирование образца

Февраль

  1. Классификация, закономерность
  2. Веселые картинки, пропущенные фигуры
  3. Лабиринты
  4. Парные картинки

Март

  1. Закономерность
  2. Сравни картинки, фигурки.
  3. Пространственное представление
  4. Классификация

Апрель

  1. Графический диктант
  2. Копирование образца
  3. Недостающие фигуры
  4. Я –первоклассник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.

В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....

Коррекционно-развивающая программа для подготовки детей подготовительной группы к школе

Конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Организация:Продолжительность одного занятия – 20-25 минутОборудование:Те...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

Коррекционно-развивающая программа по подготовке к школе "Скоро в школу"

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...

Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)

Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте в подготовительной школе группе

Можно использовать приработе дополнительноых объединений....