Коррекционно развивающая программа по подготовке к обучению в школе "Тропинка к школе"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.
В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет, проходит его обучение в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tropika_k_shkole_.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№75
«Тюльпан» г. Волжского Волгоградской области»
ПРИНЯТО
На Педагогическом Совете
Протокол №4
От 31.08.2017
УТВЕРЖАЮ
Заведующий МДОУ д/с №75
Приказ №____
От «___» _____________________г.
Программа
коррекционно-развивающая по подготовке к обучению в школе
«Тропинка к школе»
Для детей 6-7 лет
срок реализации 1 год
Руководитель: Карсакова Анастасия Сергеевна
Педагог-психолог
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.
В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет, проходит его обучение в образовательном учреждении.
Подготовка к школе– комплексное понятие, включающее в себя физиологическую, педагогическую и психологическую готовность. Ну, а практике это означает что для успешного обучения в школе ребенку необходимо физическое здоровье и достаточный уровень созревания физиологических систем, набор знаний, умений и навыков, а так же определенный уровень развития познавательных процессов и личностных качеств. Это «три кита» успешной адаптации и обучения в школе. Если хоть один из этих показателей не соответствует норме, у ребенка могут возникнуть различные трудности при переходе на новую социальную ступень. Проблемы адаптации, связанные с первыми двумя китами, стараются предусмотреть и предотвратить до поступления в школу, и основной причиной школьной дезадаптации остаются проблемы психологической неготовности к школе.
Подготовка ребенка к школе с точки зрения его психологии – понятие комплексное, традиционно разделяемое на блоки: интеллектуальная готовность, личностная готовность, социально-психологическая готовность.
Цель программы: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
- Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
- Формировать этические представления.
- Способствовать развитию полоролевой идентификации.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
- Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
Алгоритм занятий
- -Ритуал начала занятия
- -Развивающие игры и упражнения
- -Релаксационный комплекс
- -Игры с правилами
- -Ритуал окончания занятий.
В процессе работы психолог может ввести следующие правила поведения на занятиях:
— говорить по очереди, не перебивая друг друга;
— всем слушать того, кто говорит;
— соблюдать правила игр и упражнений;
— доводить начатое дело до конца;
— учитывать запрет на выкрикивания типа «Можно я», «Дайте мне».
Во время проведения занятий психолог оказывает индивидуальную помощь, дает указания как общие, так и индивидуальные; проверяет правильность выполнения детьми заданий.
Оценка успешности проведенной коррекционно-развивающей работы определяется:
- сравнительным анализом предварительной и конечной диагностики;
- отзывами родителей (анкетирование, беседы)
Объем учебной нагрузки: 1 занятие в неделю, всего 26 занятий.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Режим занятий, численность детей в группе. Программа предполагает групповые занятия (6-10 детей), проводимые в период с октября по апрель один раз в неделю, длительностью 30 минут.
Ожидаемые результаты:
- повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению,
-сформированность "внутренней позиции ученика",
- возникновение эмоционально - положительного отношения к школе,
- расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике.
-повышение уровня познавательных способностей (мышление, память, внимание)
-повышение уровня развития мелкой моторики рук.
Тематика занятий
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.
В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....
Коррекционно-развивающая программа для подготовки детей подготовительной группы к школе
Конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Организация:Продолжительность одного занятия – 20-25 минутОборудование:Те...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...
Коррекционно-развивающая программа по подготовке к школе "Скоро в школу"
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...
Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Скоро в школу!»
Коррекционно-развивающая программа...
Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)
Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте в подготовительной школе группе
Можно использовать приработе дополнительноых объединений....