Формирование связного высказывания у детей с РАС с учетом коммуникативных способностей
методическая разработка по логопедии на тему
Коррекционная логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование связного высказывания у детей с РАС с учетом коммуникативных способностей
В коррекционной логопедической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) формирование связного высказывания приобретает особое значение из-за структуры дефекта. Изучив имеющиеся в литературе методы и приемы формирования связной речи, отобрав и адаптировав наиболее приемлемые для использования с данной категорией детей, предлагаю методические рекомендации по поэтапному развитию связного высказывания.
Коррекционная работа проводится индивидуально. Структура предлагаемого пособия соответствует основным этапам работы по формированию связной речи. Деление на этапы условное и определяется основной задачей и ведущим направлением коррекционной работы на каждом этапе. На практике происходит постоянное взаимопроникновение этапов.
Содержание, объем, продолжительность каждого этапа зависят от уровня речевого развития и коммуникативных способностей ребенка.
Этапы работы.
1.Подготовительный. Включает в себя предварительную работу:
- Установление и поддержание зрительного контакта как важного условия для развития навыков речи
- Развитие способности соблюдать очередность (в невербальных играх) как важного навыка становления диалога – по очереди класть кубики в коробку, складывать пазлы, рисовать и др.
- Развитие восприятия и понимания речи (инструкции, бытовые и игровые ситуации, формирование словаря)
- Использование жестов (да, нет, указательный, дай )
- Поддержание положительного эмоционального контакта
- Формирование экспрессивной речи
Завершение этапа не у всех детей с РАС определяется сформированностью фразы, у некоторых речь отсутствует или появляются звуки и отдельные слова.
2.Начальный этап. Основная задача этапа – научить отвечать на поставленные вопросы. Даже если на этом этапе у ребенка не появилась фраза и он не пользуется словами, необходимо дать ребенку возможность «отвечать» на вопросы, используя альтернативную коммуникацию (карточки, подписи)
3.Основной этап. Цель этапа – обучение рассказыванию с опорой на картинки. Работа проводится последовательно, каждая ступень в обучении соответствует уровню речевого развития ребенка на данном этапе.
В работе используются короткие тексты. Содержание текста доступно для детей данного возраста, соответствует уровню речевого и психического развития ребенка. Тексты отличаются простотой сюжета и доступностью языка.
Содержание текста соответствует лексическим темам, поэтому предварительной работой является знакомство с материалом, связанным с той или иной темой в других видах образовательной деятельности (рисование, аппликация, лепка, рассматривание картинок, наблюдение в природе и др.)
Непосредственное обучение рассказыванию проводится в последовательности, с учетом коммуникативных способностей ребенка и с использованием следующих методов и приемов:
- Чтение педагогом предложений из текста, отбор ребенком соответствующих каждому предложению картинок.
- Беседа по содержанию. Цель беседы – усвоение содержания произведения. Вопросы подбираются таким образом, чтобы ребенок мог дать ответ невербально, показом соответствующей картинки.
Дети с неразвитой речью могут оставаться пока на этой ступени.
- Договаривание ребенком слов в предложении
- Самостоятельное воспроизведение ребенком текста с опорой на картинки.
Обучение собственному рассказыванию детей на примере лексической темы «Зима»:
1. Взрослый читает текст, ребенок отбирает соответствующие картинки.
«Наступила зима. Часто идет снег. Деревья стоят голые. Дети надели теплую одежду. Зимой дети катаются на санках, на лыжах и лепят снеговика.»
2.Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает однословно или показывает картинку.
Вопросы к тексту:
- Что наступило? (Какое время года наступило?)
- Что часто идет?
- «Стоят голые» это про что?
- Что надели дети?
- На чем катаются дети?
- Кого лепят дети зимой?
3. Взрослый читает текст, ребенок договаривает слова в предложении.
«Наступила … зима. Часто идет… снег. Деревья стоят… голые. Дети надели теплую… одежду. Зимой дети катаются на… санках, на… лыжах и лепят… снеговика.»
4. Ребенок с опорой на картинки рассказывает текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...
Формирование связного высказывания у детей с ОНР
Этапы работы по формированию связной речи у детей с ОНР....
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Формирование связных высказываний у детей с речевыми нарушениями средствами мнемотехники (опыт работы)
описание опыта работы по теме...
Использование технологии наглядного моделирования в формировании связного высказывания у детей дошкольного возраста.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представи...
Формирование речевой активности детей с РАС с учетом коммуникативных способностей
Логопедическая работа с детьми с РАС...