Формирование связного высказывания у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии на тему

Этапы работы по формированию связной речи у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznogo_vyskazyvaniya_u_detey_s_onr.docx414.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование

связного высказывания

у детей с ОНР

C:\Users\User\Desktop\Ольга\Работа\Грачи прилетели\Фото с занятия\DSC_0964.JPG

Подготовительный этап

Задачи:

1. Развитие восприятия и понимания речи:

- понимание постепенно усложняющихся инструкций;

- бытовых и игровых ситуаций;

- грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных текстов;

- расширение пассивного словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами.

2. Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.

3. Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия.

4.Усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова – определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний.

5. Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений; формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью, - умений соотносить содержание фразы – высказывания с предметом и темой высказывания.

Начальный этап -

- овладение диалогической речью

Задачи:

1. Учить отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы).

2. Учить постановке вопросов.

3. Воспитывать способность свободно, непринужденно вести беседу.

Обучение умению отвечать на вопросы

По своему характеру и степени сложности ответов выделяют три вида вопросов:

1. Репродуктивные (констатирующие) – требуют простых ответов.

Они начинаются вопросительными местоимениями: Кто? Кто это? Что? Что это? Что делает?

2. Поисковые вопросы – требуют полных распространенных предложе-ний (вначале с прямыми дополнениями без предлога, затем с косвенными как с предлогом, так и без него).

Эти вопросы содержат вопросительные местоимения или наречия: Где? Куда? Откуда? Как? когда? Сколько? Какой?

3. Проблемные вопросы – требуют сложноподчиненных предложений с придаточными причины или цели. Они сложны по синтаксической структуре и по содержанию, т.к. требуют мотивации ответа, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций

Эти вопросы начинаются вопросительными наречиями Почему? Зачем?

Формирование умения постановки вопросов

1. Постановка вопросов Кто? Что?(Кто это? Что это?) по предметной картинке или предмету:

– по данному логопедом образцу;

-  закрепление данного вида вопросов без образца.

2. Постановка вопроса Что делает?:

- по демонстрации действия, которое выполняет логопед, воспитатель или заранее подготовленный ребенок по образцу;

- по элементарной 1-фигурной сюжетной картинке, изображающей предмет и действие, также по образцу (типа: утка летит, девочка сидит и т.п.)

- закрепление данного вопроса по картинкам, по демонстрации действий, во время игровой, бытовой, трудовой деятельности детей.

3. Постановка серии репродуктивных вопросов к 1-фигурным картинкам (девочка бежит, мальчик стоит, лебедь плавает): Кто это? Кто бежит? Что делает девочка?

4. Постановка серии репродуктивных вопросов к усложненным сюжетным картинкам (предмет – действие - объект), например: мальчик катает машину, девочка держит мяч.

5. Постановка репродуктивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке (несколько субъектов – несколько действий – несколько объектов), например, картина «Зимние забавы».

6. Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы, их заменяющие (схема предложения)

Беседа –

- это содержательный диалог нескольких собеседников, в котором ведущее место принадлежит педагогу. Логопед определяет тему беседы, продумывает вопросы, моделирует ожидаемые ответы и предполагаемые вопросы детей.

Основной этап –

- формирование монологической речи

Задача:

учить детей связно и последовательно, логически стройно и закончено, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание.

Работа по формированию связной монологической речи проводится по двум направлениям:

1. Обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитан-  

    ного) текста.

       2. Обучение составлению рассказов.

Пересказ            

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Значение пересказа в  формировании монологической речи:

1. Количественное и качественное обогащение словарного запаса.

2. Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.

3. Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.

4. Усвоение структуры связных высказываний, формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи.

5. Развитие способности к речевому самоконтролю.

6. Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.

7. Усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка и языка устного народного творчества.

8. Совершенствование и активизация познавательных процессов (восприятия, представления, воображения, внимания, памяти, логического мышления).

9. Закрепление правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.

 На начальном этапе работы (II период I года обучения) используются небольшие тексты. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. 

На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь логопеда. К концу первого года дети учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. На втором году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал. В целях формирования у детей навыков планирова-ния развернутого сообщения на втором году обучения рекомендуются такие формы работы:

- пересказ одного иллюстрирует другой ребенок, подбирая из располо-женных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа;

- прием использования детского рисунка (после разбора и пересказыва-ния текста по вопросам логопеда на воспитательском занятии дети выполня-ют рисунки на любой сюжетный фрагмент текста, после чего самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка);

- прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы (черно-белые силуэтные изображения персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов).  

 

Обучение составлению рассказов по восприятию

Данный вид рассказов, в качестве обучающих, имеет большое преимущество по сравнению с рассказами по представлению и воображению, т.к. рассказы по восприятию значительно легче благодаря непосредственному зрительному восприятию опоры.

По степени сложности наглядной опоры рассказы по восприятию подразделяются следующим образом:

  1. Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок.
  2. Повествовательные рассказы по сюжетной картинке.
  3. Описательные рассказы по предметным картинкам и предметам с опорой на наглядность.
  4. Описательные рассказы по несложным пейзажным картинам (на завершающем этапе обучения).  

Рассказы по представлению (из личного опыта)

В основе этих рассказов лежит личный опыт детей, т.е. предшествую-щие, пошлые восприятия. Наиболее эффективным оказалось на практике их использование в индивидуальной работе с детьми или в занятиях с неболь-шими подгруппами (2-3 человека). Объем рассказов по представлению небольшой: в основном это коротенькие рассказы-миниатюры. Темы этих рассказов обычно личностные, адресные, взятые из непосредственной жизни детей, по следам событий в семье, в детском саду, во дворе… Например: «Как мы лепили снеговика», «Мамин день рождения», «Вечер в нашей семье», «Прогулка с папой в зимний парк», «Как мы с братом ловили рыбу» и т.д.

Рассказы по воображению (творческие рассказы)

Это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом.

Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть:

- придумывание конца сказки или рассказа;

- составление сказки или рассказа по аналогии;

- составление сказки или рассказа по предложенному (готовому) сюжету;

- составление сказки или рассказа по заданной теме.

В практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками с ОНР наиболее приемлемым является придумывание конца готового, данного текста сказки или рассказа, а также составление сказок или рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой.

Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого, справедливого и доброго конца являются русские народные сказки (например: р.н.с. «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Как петушок лису перехитрил», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», И.С. Тургенев «Воробей», Л.Н, Толстой «Старик и яблоки», К.Д. Ушинский «Лекарство» и «Сила и правда» и др.)

Методические требования к занятиям

по обучению детей с ОНР рассказыванию

При проведении всех занятий по обучению детей с ОНР рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета – с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий и др.; специальный языковой разбор текста для пересказа или речевого образца; речевые – лексические и грамма-тические упражнения, игровые приемы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение детей).

В занятия включаются упражнения на словоизменение, на подбор нужных слов и словоформ.

Большое внимание уделяется овладению детьми навыками планирова-ния связных высказываний различного типа.

На всех этапах обучения необходимо обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются такие качества рассказов, как полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту и картинному материалу, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети (по замечаниям педагога) вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки. В результате создаются дополнительные возможности для упражнений на подбор лексем, правильное употребление словоформ и построение предложений.

Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматри-вает дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. Воспитателем может проводиться подготови-тельная работа к некоторым занятиям логопеда (беседы и чтение литературы по теме, проведение экскурсий и т.д.). на воспитательских занятиях закреп-ляяются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной речи (словар-ная работа, закрепление правильного употребления словоформ, синтаксичес-ких конструкций и т.д.)

Литература

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2009.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М., 1984.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  5. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.
  6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Коррекционная работа по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Многие исследователи занимались вопросом развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Использование технологии наглядного моделирования в формировании связного высказывания у детей дошкольного возраста.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представи...

Формирование связного высказывания у детей с РАС с учетом коммуникативных способностей

Коррекционная логопедическая работа с детьми  с расстройствами аутистического спектра (РАС)...