Формирование речевой активности детей с РАС с учетом коммуникативных способностей
методическая разработка по логопедии по теме
Логопедическая работа с детьми с РАС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование речевой активности детей с РАС с учетом коммуникативных способностей
В современных исследованиях понятие «Речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
- с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации;
- с другой — качественно-количественная характеристика речевой деятельности.
Применительно к детскому возрасту, это понятие тесно переплетается с понятием познавательная активность и мы говорим о познавательно-речевой активности ребенка.
Речевая активность так же как и познавательная выражается:
- в увлеченности ребенка деятельностью;
- в стремлении выполнить задание;
- в проявлении самостоятельности;
- в общении со взрослым;
- в эмоциональном отношении к деятельности.
У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в силу нарушения и искажения психического развития такие проявления отсутствуют или слабо выражены:
- речь не несет коммуникативную функцию;
- не направлена на познание;
- у большинства детей речь отсутствует.
В работе по формированию речевой активности детей с РАС основной целью является формирование речевого высказывания у ребенка с учетом его коммуникативных способностей. Логопедические занятия включают элементы сенсорного воспитания, т.к. дети лучше понимают и запоминают, если в обучении присутствует комплекс зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений.
Мы выделяем следующие этапы формирования речевого высказывания у детей с РАС:
- Подготовительный.
- Формирование «высказывания» в диалоге.
- Формирование собственного «высказывания».
Содержание, объем, продолжительность каждого этапа зависят от уровня речевого развития и коммуникативных способностей ребенка.
Содержание работы, методы и приемы отобраны и адаптированы для данной категории детей.
Рассмотрим содержание каждого из этапов.
1 этап. Подготовительный:
- Установление и поддержание зрительного контакта как важного условия для развития навыков речи.
- Развитие способности соблюдать очередность (в невербальных играх) как важного навыка становления диалога – по очереди класть кубики в коробку, складывать пазлы, рисовать и др.
- Развитие восприятия и понимания речи (инструкции, бытовые и игровые ситуации, формирование словаря).
- Использование жестов (да, нет, указательный, дай).
- Поддержание положительного эмоционального контакта.
- Формирование экспрессивной речи ( завершение этапа не у всех детей с РАС определяется сформированностью фразы, у некоторых речь отсутствует или появляются звуки и отдельные слова).
2 этап. Формирование высказывания в диалоге
Основная задача этапа – научить отвечать на поставленные вопросы:
- репродуктивные вопросы (кто это? что это? что делает?);
- поисковые вопросы (куда? какой? где? как? и т.д.).
Если у ребенка по прежнему речь отсутствует, это не повод с ним не общаться. В работе используются средства альтернативной коммуникации (пиктограммы, карточки, подписи), при помощи которых ребенок может ответить на элементарный вопрос, построить фразу.
Например: - Кто это? Ребенок выбирает соответствующую подпись.
- Яблоко какое? Ребенок выбирает соответствующие карточки.
3 этап. Формирование собственного высказывания
Основная задача этапа - научить ребенка самостоятельно высказываться.
Виды речевых высказываний (озвученных ребенком или педагогом): фразы, потешки, короткие стихи, короткие тексты.
Применяются приемы с использованием жестов, опорных картинок, пиктограмм, подписей.
При работе с коротким текстом мы используем следующие приемы:
- Отбор и выкладывание картинок ребенком по ходу рассказывания педагогом текста.
- Договаривание слов в предложении.
- Самостоятельное воспроизведение ребенком текста с опорой на картинки.
Пример. Изучение темы «Зима».
Обучение собственному рассказыванию детей на примере лексической темы «Зима»:
1. Взрослый читает текст, ребенок отбирает соответствующие картинки.
«Наступила зима. Часто идет снег. Деревья стоят голые. Дети надели теплую одежду. Зимой дети катаются на санках, на лыжах и лепят снеговика.»
2.Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает однословно или показывает картинку.
Вопросы к тексту:
- Что наступило? (Какое время года наступило?)
- Что часто идет?
- «Стоят голые» это про что?
- Что надели дети?
- На чем катаются дети?
- Кого лепят дети зимой?
3. Взрослый читает текст, ребенок договаривает слова в предложении.
«Наступила … зима. Часто идет… снег. Деревья стоят… голые. Дети надели теплую… одежду. Зимой дети катаются на… санках, на… лыжах и лепят… снеговика.»
4. Ребенок с опорой на картинки рассказывает текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование речевой активности детей путем приобщения к национальным праздникам на родном языке.»
Консультация для воспитателей....
Статья «Формирование речевой активности детей через понимание пословиц и поговорок».
Этапы усвоения пословиц и поговорокСвязь сказки с пословицейИгры для лучшего запоминания пословиц и поговорок...
Формирование речевой активности детей посредством развития мелкой моторики рук.
Здесь приводятся несколько примеров пальчиковой гимнастики, которые можно использовать ежедневно в виде игры с детьми раннего возраста:...
Формирование связного высказывания у детей с РАС с учетом коммуникативных способностей
Коррекционная логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)...
Формирование речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) на интегрированной образовательной деятельности по тестопластике.
Описаны приемы в тестопластике для речевого развития детей....
Консультация для родителей «Устное народное творчество, как средство формирования речевой активности детей раннего возраста».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11383190","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Развитие речевой активности детей раннего возраста по средствам коммуникативных игр
Игровая ситуацияЗадачи: - совершенствовать навыки речи детей в процессе коммуникативных игр;- развивать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;- умение общаться друг с другом, активизировать с...