Координированные действия педагогов - залог успешной коррекционной работы.
консультация по логопедии по теме

Захаренкова Валерия Владимировна

От чего всегда зависит успех коррекционно-развивающей работы в группе?   Ответ прост: от совместных действий педагогов, от  чёткого и правильного распределения обязанностей. Каждый из педагогов должен знать свои обязанности, понимать свое место в коррекционном процессе. Когда педагоги правильно понимают своё место в общем деле, то  и результат коррекционной работы бесспорно будет выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koordinirovannaya_rabota_pedagogov_v_korrekts._dou.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Координированные действия педагогов  –                                            залог успешной коррекционной работы.

          Взаимосвязь в работе всех педагогов является самым важным и ключевым моментом всего коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в специализированном дошкольном образовательном учреждении.

         От слаженных и координированных действий педагогов будет зависеть успех и результативность работы по коррекции и преодолению речевых и психофизических расстройств у детей – логопатов.

         Но  зачастую тесной взаимосвязи в работе всех специалистов не получается в силу различных причин, а именно:

-  недостаток знаний в вопросах детской речевой патологии;

-  нечеткие представления особенностей коррекционной работы по устранению и преодолению речевых и психофизических расстройств у детей;

-  отсутствие или недостаток практического опыта в работе с детьми-логопатами;

-  неправильное понимание своего места, роли в общем коррекционном процессе;

-  и, наконец, просто нежелание понять друг друга в силу каких-то причин, личностных качеств и т.д.

         Если посмотреть на схему координации действий педагогов, то можно выделить 4 направления в работе:

  • В коррекционной работе;
  • В воспитательно-образовательной;
  • В работе с родителями;
  • В работе с педагогами.

В коррекционной работе:

  • Обследование речевого и психофизического развития;
  • Согласование и уточнение отдельных моментов выбранных программ, технологий;
  • Определение перспективы работы, задач, предполагаемых результатов
  • Ежемесячное составление плана коррекционно-образовательной работы совместно с воспитателем (отбор лексических тем, их объем, содержание в соответствии с возрастом детей, уровнем их знаний, навыков и умений; подбор пальчиковых игр, речи с движением; определение материала по формированию грамматических категорий, развитию фонетико-фонематических процессов, общих речевых навыков и т.д.);
  • Выбор  методов и приемов, форм работы;
  • Ежемесячное обсуждение логопеда и воспитателя итогов коррекционной работы, ее динамику, результативность; выявление положительных моментов, а также  -  недостатков  и пути их преодоления;
  • Проведение ежедневных пятиминуток логопеда с воспитателем по обсуждению коррекционных моментов с целю уточнения отдельных моментов по проведению работы воспитателя по заданию логопеда;
  • Воспитатель на каждом занятии решает вопросы коррекционной работы и проводит во второй половине дня работу по заданию логопеда;
  • Посещение логопедом музыкальных и физкультурных занятий с целью:

          -  наблюдения процесса овладения детьми навыками и умениями;

          -  согласование и корректировка речевого материала;

  • Взаимные посещения  занятий с целью:

 -  обмена приемами работы;

 -  наблюдения логопедом за деятельностью детей,  как на занятиях, так и в свободное время, уровнем усвоенного материала;

  • Решение вопросов коррекции речевых и психофизических расстройств на всех занятиях, всеми специалистами: логопедами, воспитателями групп, музыкальными воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом.

В воспитательно-образовательной работе:

  • Участие воспитателя и логопеда в создании  предметно - развивающего пространства в группе, логопедическом кабинете;
  • Создание положительного микроклимата и комфортного пребывания ребенка в группе;
  • Выбор и изготовление необходимых пособий;
  • Совместное активное участие в подготовке и проведении открытых мероприятий, вечеров досуга, праздников:  логопед на празднике не зритель, а активный участник;
  • Совместное проведение занятий воспитателем и логопедом (логопед может выполнять различные функции: помогать детям в выполнении задания по математике, изодеятельности  и др. или  быть участником, выполняя  роль какого-нибудь персонажа, или принимать роль в сюрпризном моменте).

Такой вид работы можно рассматривать как одну из нетрадиционных форм работы.

В работе с родителями:

  • Организация просветительной работы (оформление стенда для родителей с советами и рекомендациями, освещение вопросов коррекции, воспитания, обучения детей, советы психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.;
  • Подготовка  и проведение родительских собраний, консультаций, бесед;
  • Подготовка и проведение открытых мероприятий для родителей (показ режимных моментов, занятий, др. видов работы).

Говоря о взаимосвязи в работе воспитателя и логопеда следует остановиться еще на одном важном моменте:  распределении задач

Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно решали как коррекционно-образовательные, так и воспитательные задачи.

Задачи логопеда

Вся коррекционная работа в группе должна осуществляться под руководством и контролем логопеда. Приоритет на стороне логопеда.

Главенствующая роль логопеда во всем коррекционном процессе объясняется тем, что он является специалистом в области  детской речевой патологии и знает пути преодоления речевых и психофизических нарушений у детей.

Логопед лучше знает степень отставания каждого ребенка от возрастной нормы, знает методы и приемы логопедической  работы. Все направления коррекционной работы  и пути ее решения определяет логопед.

Задачи воспитателя:

В работе воспитателя  логопедической группы можно выделить 2  основных направления:  коррекционно-воспитательное и общеобразовательное.

               

Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое является наиболее значимым, ведущим, второе  подчиненным.

Воспитатель совместно с логопедом участвует:

  • в исправлении у детей речевых нарушений;
  • а также в развитии процессов, тесно связанных с этими нарушениями;
  • строит занятия с детьми с учетом намеченной логопедом темы;
  • задача занятия  у воспитателя соотносятся с задачами логопедического занятия;
  • воспитатель осуществляет коррекционную работу, как на занятиях, так и в процессе всех режимных моментов;
  • осуществляет коррекционную работу по заданию логопеда во второй половине дня;
  • воспитателю необходимо владеть практическими приемами развития артикуляционного аппарата с целью оказания необходимой квалифицированной помощи ребенку;
  • воспитатель должен быть знаком с видами речевой патологии, знать речевые диагнозы детей своей группы.

Воспитатель должен быть помощником логопеду, а не проявлять свою инициативу в вопросах коррекции речи, а логопед в свою очередь должен быть союзником и помощником в вопросах воспитания и обучения.

В работе с педагогами:

  • проведение совместных инструктивных совещаний по планированию работы, выяснения положительных  моментов работе, недостатков, пути их устранения;
  • проведение совместных методических совещаний с целью ознакомления по вопросам коррекции,  вопросам воспитания и обучения и т.д;
  • проведение взаимных открытых просмотров с целью обмена опытом.

Только при квалифицированной и грамотной, хорошо координированной работе всех специалистов с максимальной их заинтересованностью можно говорить о хорошей  результативности коррекционно-образовательной и воспитательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование речи - залог успешной коррекционной работы.

Данный учебный материал предназначен для логопедов. Здесь перечислены принципы логопедического обследования, цели и задачи, а также  особенности организации работы при проведении  обсле...

Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР

Консультация для воспитателей логопедических групп и учителей - логопедов об организации совместной работы учителя- логопеда и воспитателей при работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Взаимодействие с семьей как залог успешности коррекционной работы

laquo;Программа взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников детского сада «Семья - дом радости и общения»...

Организация закаливания. Сочетание традиционных и нетрадиционных факторов как залог успешной оздоровительной работы

Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание- это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм  еще не может быстро и адекватно реагировать на ...

Презентация «Сочетание традиционных и нетрадиционных методов закаливания – залог успешной оздоровительной работы»

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - это здоровье. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:...

Методическая разработка. Развитие голоса и темпо ритмической организации речи, как залог успешной логопедической работы

Цель: Умение использовать речевые возможности голоса и речи в работе воспитателейЗадачи: - развитие интонационной выразительности речи- развитие темпо-ритмической организации речи- развитие логической...