Координированные действия педагогов - залог успешной коррекционной работы.
консультация по логопедии по теме
От чего всегда зависит успех коррекционно-развивающей работы в группе? Ответ прост: от совместных действий педагогов, от чёткого и правильного распределения обязанностей. Каждый из педагогов должен знать свои обязанности, понимать свое место в коррекционном процессе. Когда педагоги правильно понимают своё место в общем деле, то и результат коррекционной работы бесспорно будет выше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koordinirovannaya_rabota_pedagogov_v_korrekts._dou.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Координированные действия педагогов – залог успешной коррекционной работы.
Взаимосвязь в работе всех педагогов является самым важным и ключевым моментом всего коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в специализированном дошкольном образовательном учреждении.
От слаженных и координированных действий педагогов будет зависеть успех и результативность работы по коррекции и преодолению речевых и психофизических расстройств у детей – логопатов.
Но зачастую тесной взаимосвязи в работе всех специалистов не получается в силу различных причин, а именно:
- недостаток знаний в вопросах детской речевой патологии;
- нечеткие представления особенностей коррекционной работы по устранению и преодолению речевых и психофизических расстройств у детей;
- отсутствие или недостаток практического опыта в работе с детьми-логопатами;
- неправильное понимание своего места, роли в общем коррекционном процессе;
- и, наконец, просто нежелание понять друг друга в силу каких-то причин, личностных качеств и т.д.
Если посмотреть на схему координации действий педагогов, то можно выделить 4 направления в работе:
- В коррекционной работе;
- В воспитательно-образовательной;
- В работе с родителями;
- В работе с педагогами.
В коррекционной работе:
- Обследование речевого и психофизического развития;
- Согласование и уточнение отдельных моментов выбранных программ, технологий;
- Определение перспективы работы, задач, предполагаемых результатов
- Ежемесячное составление плана коррекционно-образовательной работы совместно с воспитателем (отбор лексических тем, их объем, содержание в соответствии с возрастом детей, уровнем их знаний, навыков и умений; подбор пальчиковых игр, речи с движением; определение материала по формированию грамматических категорий, развитию фонетико-фонематических процессов, общих речевых навыков и т.д.);
- Выбор методов и приемов, форм работы;
- Ежемесячное обсуждение логопеда и воспитателя итогов коррекционной работы, ее динамику, результативность; выявление положительных моментов, а также - недостатков и пути их преодоления;
- Проведение ежедневных пятиминуток логопеда с воспитателем по обсуждению коррекционных моментов с целю уточнения отдельных моментов по проведению работы воспитателя по заданию логопеда;
- Воспитатель на каждом занятии решает вопросы коррекционной работы и проводит во второй половине дня работу по заданию логопеда;
- Посещение логопедом музыкальных и физкультурных занятий с целью:
- наблюдения процесса овладения детьми навыками и умениями;
- согласование и корректировка речевого материала;
- Взаимные посещения занятий с целью:
- обмена приемами работы;
- наблюдения логопедом за деятельностью детей, как на занятиях, так и в свободное время, уровнем усвоенного материала;
- Решение вопросов коррекции речевых и психофизических расстройств на всех занятиях, всеми специалистами: логопедами, воспитателями групп, музыкальными воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом.
В воспитательно-образовательной работе:
- Участие воспитателя и логопеда в создании предметно - развивающего пространства в группе, логопедическом кабинете;
- Создание положительного микроклимата и комфортного пребывания ребенка в группе;
- Выбор и изготовление необходимых пособий;
- Совместное активное участие в подготовке и проведении открытых мероприятий, вечеров досуга, праздников: логопед на празднике не зритель, а активный участник;
- Совместное проведение занятий воспитателем и логопедом (логопед может выполнять различные функции: помогать детям в выполнении задания по математике, изодеятельности и др. или быть участником, выполняя роль какого-нибудь персонажа, или принимать роль в сюрпризном моменте).
Такой вид работы можно рассматривать как одну из нетрадиционных форм работы.
В работе с родителями:
- Организация просветительной работы (оформление стенда для родителей с советами и рекомендациями, освещение вопросов коррекции, воспитания, обучения детей, советы психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.;
- Подготовка и проведение родительских собраний, консультаций, бесед;
- Подготовка и проведение открытых мероприятий для родителей (показ режимных моментов, занятий, др. видов работы).
Говоря о взаимосвязи в работе воспитателя и логопеда следует остановиться еще на одном важном моменте: распределении задач
Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно решали как коррекционно-образовательные, так и воспитательные задачи.
Задачи логопеда
Вся коррекционная работа в группе должна осуществляться под руководством и контролем логопеда. Приоритет на стороне логопеда.
Главенствующая роль логопеда во всем коррекционном процессе объясняется тем, что он является специалистом в области детской речевой патологии и знает пути преодоления речевых и психофизических нарушений у детей.
Логопед лучше знает степень отставания каждого ребенка от возрастной нормы, знает методы и приемы логопедической работы. Все направления коррекционной работы и пути ее решения определяет логопед.
Задачи воспитателя:
В работе воспитателя логопедической группы можно выделить 2 основных направления: коррекционно-воспитательное и общеобразовательное.
Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое является наиболее значимым, ведущим, второе подчиненным.
Воспитатель совместно с логопедом участвует:
- в исправлении у детей речевых нарушений;
- а также в развитии процессов, тесно связанных с этими нарушениями;
- строит занятия с детьми с учетом намеченной логопедом темы;
- задача занятия у воспитателя соотносятся с задачами логопедического занятия;
- воспитатель осуществляет коррекционную работу, как на занятиях, так и в процессе всех режимных моментов;
- осуществляет коррекционную работу по заданию логопеда во второй половине дня;
- воспитателю необходимо владеть практическими приемами развития артикуляционного аппарата с целью оказания необходимой квалифицированной помощи ребенку;
- воспитатель должен быть знаком с видами речевой патологии, знать речевые диагнозы детей своей группы.
Воспитатель должен быть помощником логопеду, а не проявлять свою инициативу в вопросах коррекции речи, а логопед в свою очередь должен быть союзником и помощником в вопросах воспитания и обучения.
В работе с педагогами:
- проведение совместных инструктивных совещаний по планированию работы, выяснения положительных моментов работе, недостатков, пути их устранения;
- проведение совместных методических совещаний с целью ознакомления по вопросам коррекции, вопросам воспитания и обучения и т.д;
- проведение взаимных открытых просмотров с целью обмена опытом.
Только при квалифицированной и грамотной, хорошо координированной работе всех специалистов с максимальной их заинтересованностью можно говорить о хорошей результативности коррекционно-образовательной и воспитательной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обследование речи - залог успешной коррекционной работы.
Данный учебный материал предназначен для логопедов. Здесь перечислены принципы логопедического обследования, цели и задачи, а также особенности организации работы при проведении обсле...
Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР
Консультация для воспитателей логопедических групп и учителей - логопедов об организации совместной работы учителя- логопеда и воспитателей при работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Взаимодействие с семьей как залог успешности коррекционной работы
laquo;Программа взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников детского сада «Семья - дом радости и общения»...
Организация закаливания. Сочетание традиционных и нетрадиционных факторов как залог успешной оздоровительной работы
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание- это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на ...
Презентация «Сочетание традиционных и нетрадиционных методов закаливания – залог успешной оздоровительной работы»
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - это здоровье. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:...
Круглый стол "Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями"
За круглым столом родители знакомятся с приемами коррекции и развития речи дошкольников....
Методическая разработка. Развитие голоса и темпо ритмической организации речи, как залог успешной логопедической работы
Цель: Умение использовать речевые возможности голоса и речи в работе воспитателейЗадачи: - развитие интонационной выразительности речи- развитие темпо-ритмической организации речи- развитие логической...