Методическая разработка. Развитие голоса и темпо ритмической организации речи, как залог успешной логопедической работы
методическая разработка по логопедии
Цель: Умение использовать речевые возможности голоса и речи в работе воспитателей
Задачи: - развитие интонационной выразительности речи
- развитие темпо-ритмической организации речи
- развитие логической паузации речевого высказывания и логического ударения
- развитие высоты, громкости и тембровой окраски речи
- развитие удлинения продолжительности фонационного выдоха
- развитие творческих способностей и быстрой реакции на речевые ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ВЛАДЕНИЯ ГОЛОСОМ И РЕЧЬЮ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя…» (А.Ф. Кони)
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им…» (Гегель)
Цель: Умение использовать речевые возможности голоса и речи в работе воспитателей
Задачи: - развитие интонационной выразительности речи
- развитие темпо-ритмической организации речи
- развитие логической паузации речевого высказывания и логического ударения
- развитие высоты, громкости и тембровой окраски речи
- развитие удлинения продолжительности фонационного выдоха
- развитие творческих способностей и быстрой реакции на речевые ситуации
- Игра «Кто я такой?» (представление педагога перед детьми, родителями, без использования жестов).
- Игра «2 уха» (способность слышать, воспринимать, решать и действовать)
- Игра «Речевые ассоциации»
- Игра «Пуськи Бятые»
Подготовительные упражнения:
- Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха со звуком и слогом
- сесть в круг, взяться за руки. Всем одновременно вдохнуть и начать длительный выдох, протягивая слог МА (на одном выдохе, без добора воздуха). Как только у кого-то заканчивается выдох, он, не смотря ни на кого, делает добор воздуха через нос и снова продолжает выдыхать слог МА. Таким образом можно пропеть 1-2 мин. Получается монотонный длительный выдох и гудение слога МА.
- вдох носом, пропеваем цепочки слогов, постепенно увеличивая их количество:
Фаф фоф фуф фыф фиф феф
Фаф фоф фуф фыф фиф
Фаф фоф фуф фыф
Фаф фоф фуф
Фаф фоф
Фаф
- дыхательные упражнения с движениями: Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать до левого носка ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить: ха-хо-ху
- Лыжник – встать в позу бегущего лыжника, иммитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. Каждый следующий слог должен соответствовать одному выдоху и вдоху: са-су-со-сы-си
- произноси возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе, соизмеряя расход воздуха с величиной текста, читаемого от одного вдоха до другого (на примере стихотворения «Дом, который построил Джек»
- Интонационные упражнения
У – низкое грудное звучание
У! – высокое звучание
Стрелка вниз – с понижением тона голоса
Стрелка вверх – повышение тона голоса
(на сочетаниях слогов)
- смоделировать ситуации, в которых вас о чем-то просят. Отвечайте «ДА!»
* восторженно
*спокойно, благожелательно
*категорическим тоном
*вопросительно
*задумчиво
*скорбно
*дерзко
*иронически
*с сожалением
- тренировка логического ударения
3. Тренируемся в переносе логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносить столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делать на одном-новом слове:
Вы мне утром звонили?
Кто хочет много знать – тому надо мало спать
- предлагаемый текст разыграть, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности:
- Что будем делать?
- Мне только уложить волосы.
- Как хотите: на бигуди или феном?
- Только феном.
- Тогда нужно вымыть голову.
-Ну вот и все… Вам нравится?
- Да, очень, спасибо большое!
-4. Упражнения на совершенствование темпо-ритмической организации речи:
Идем по кругу и на каждое слово делаем шаг (чередуем ноги – правая-левая). То слово, в котором слышим звук Р – приседаем 3 раза:
Ходит, ходит попрошайка
Просит-просит
Дай-ка, дай-ка!
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки,
Полсосиски,
Полконфетки,
Полредиски,
Полрезинки,
Пол-линейки,
Полкартинки,
Полкопейки!
- Работа над голосом
Произнесите слитно на одном выдохе четыре слова. Исключив лишнее по тематике. Обращайте внимание на мягкую голосоподачу и слитность речи, с четким выделением логического ударения при замедленном темпе речи:
Грабеж, кража, поджог, землетрясение, нападение
Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш
- Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания:
Как обрадовали/его успехи/друга!
Как обрадовали его/ успехи друга!
После ухода учителя/в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс/принесли журнал.
После легких подготовительных упражнений логопедами предлагаются различные игровые ситуации, где необходимо применить полученные навыки использования своего голоса.
Описание речевых игр:
- Игра «Кто я такой?»
Педагог представляется перед детьми, родителями, без использования жестов (в разных бытовых ситуациях – звонок по телефону, шумная игровая комната, группа недовольных родителей, родительское собрание, знакомство с родителем один на один, знакомство с ребенком один на один). Задача, как можно подробнее описать, кто он, какие функции выполняет, используя все возможности речевой функции. Постараться расположить к себе собеседников эмоционально, привлечь внимание, пробудить интерес, перехватить инициативу, если необходимо. Помните, что самая важная информация доносится в начале, когда внимание наиболее сконцентрировано.
- Игра «2 уха»
Ведущий педагог занимает позу, самую некомфортную для него. Рядом два других педагога начинают одновременно говорить какие-то проблемные ситуации, с разными интонационными и смысловыми напряжениями, используя возможные языковые средства. Ведущий педагог пытается слышать и слушать, воспринимать, решать и действовать. Ситуации, проговариваемые двумя педагогами, абсолютно различные по смыслу, накалу страстей, по интонационной выразительности и по темпо-ритмической структуре, с разными логическими паузами. В таких условиях ведущий педагог старается разрешить данную ситуацию максимально эффективно.
- Игра «Речевые ассоциации». Двум играющим предлагается чистоговорка и карточки с картинками-ассоциациями по речевой ситуации (например, картинка «молоток» – проговорить предложенную чистоговорку скандированно, будто отбивая молотком. Задание творческое, направленное на развитие всех сторон речи и творческого потенциала педагога. Один игрок, никому не сообщая, какую картинку он выбрал, пытается своей речью ее обозначить, проговаривая чистоговорку. Второй игрок старается найти нужную картинку.
Картинки: молоток, лимон, электродрель, дождь, кот, собака, солнце, нож, церковь, рыба, перо, кактус, ракета.
Чистоговорки:
- проворонила ворона вороненка.
- трое трубачей трубили в трубы.
- тот герой, кто за Родину стоит горой!
- Маща-Маша, кушай кашу!
Сыворотку из-под простокваши
- Игра «Пуськи Бятые»
Ведущий читает лингвистическую сказку, вкладывая в произношение вдохновение и силу чувств, используя все характеристики своего языкового аппарата, пытаясь донести до слушателей смысл.
Слушающие рассказывают, о чем идет речь.
Пуськи Бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увозила путявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И придудонились.
И Калуша волит:
- Оеее, оеееее, Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычурили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.
А Калушата волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмозюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"
Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....
Игра "Чудесные превращения" для развития интонационно-мелодической и темпо-ритмической организации речи дошкольников с разными речевыми возможностями
ЦЕЛЬ игры: формирование умения интонировать в речи, т.е. создавать интонационный рисунок – изменять скорость произнесения, уметь поднимать и повышать тон голоса, верно расставлять паузы, окрашив...
ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие речи неразрывно связано с формированием темпо-ритмической способности. Темпо—ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая ...
Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников
Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду,...
Логоритмика. Картотека логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи для детей 4-6 лет.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, поз...
Памятка для родителей "Темпо -ритмическая организация речи для успешного овладения грамотой"
quot;Основа всей жизни человека - ритм,данный каждому его природой, дыханием" ...
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В р...