Методическая разработка. Развитие голоса и темпо ритмической организации речи, как залог успешной логопедической работы
методическая разработка по логопедии

Цель: Умение использовать речевые возможности голоса и речи в работе воспитателей

Задачи: - развитие интонационной выразительности речи

- развитие темпо-ритмической организации речи

- развитие логической паузации речевого высказывания и логического ударения

- развитие высоты, громкости и тембровой окраски речи

- развитие удлинения продолжительности фонационного выдоха

- развитие творческих способностей и быстрой реакции на речевые ситуации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ВЛАДЕНИЯ ГОЛОСОМ И РЕЧЬЮ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя…» (А.Ф. Кони)

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им…» (Гегель)

Цель: Умение использовать речевые возможности голоса и речи в работе воспитателей

Задачи: - развитие интонационной выразительности речи

- развитие темпо-ритмической организации речи

- развитие логической паузации речевого высказывания и логического ударения

- развитие высоты, громкости и тембровой окраски речи

- развитие удлинения продолжительности фонационного выдоха

- развитие творческих способностей и быстрой реакции на речевые ситуации

  1. Игра «Кто я такой?» (представление педагога перед детьми, родителями, без использования жестов).
  2. Игра «2 уха» (способность слышать, воспринимать, решать и действовать)
  3. Игра «Речевые ассоциации»
  4. Игра «Пуськи Бятые»

Подготовительные упражнения:

  1. Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха со звуком и слогом

- сесть в круг, взяться за руки. Всем одновременно вдохнуть и начать длительный выдох, протягивая слог МА (на одном выдохе, без добора воздуха). Как только у кого-то заканчивается выдох, он, не смотря ни на кого, делает добор воздуха через нос и снова продолжает выдыхать слог МА. Таким образом можно пропеть 1-2 мин. Получается монотонный длительный выдох и гудение слога МА.

- вдох носом, пропеваем цепочки слогов, постепенно увеличивая их количество:

Фаф                фоф               фуф            фыф              фиф             феф

Фаф                 фоф               фуф            фыф               фиф

Фаф                  фоф               фуф            фыф              

Фаф                   фоф               фуф

Фаф                    фоф

Фаф

- дыхательные упражнения с движениями: Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать до левого носка ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить: ха-хо-ху

- Лыжник – встать в позу бегущего лыжника, иммитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. Каждый следующий слог должен соответствовать одному выдоху и вдоху: са-су-со-сы-си

- произноси возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе, соизмеряя расход воздуха с величиной текста, читаемого от одного вдоха до другого (на примере стихотворения «Дом, который построил Джек»

  1. Интонационные упражнения

У – низкое грудное звучание

У! – высокое звучание

Стрелка вниз – с понижением тона голоса

Стрелка вверх – повышение тона голоса

(на сочетаниях слогов)

- смоделировать ситуации, в которых вас о чем-то просят. Отвечайте «ДА!»

* восторженно

*спокойно, благожелательно

*категорическим тоном

*вопросительно

*задумчиво

*скорбно

*дерзко

*иронически

*с сожалением

- тренировка логического ударения

3. Тренируемся в переносе логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносить столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делать на одном-новом слове:

Вы мне утром звонили?

Кто хочет много знать – тому надо мало спать

- предлагаемый текст разыграть, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности:

- Что будем делать?

- Мне только уложить волосы.

- Как хотите: на бигуди или феном?

- Только феном.

- Тогда нужно вымыть голову.

-Ну вот и все… Вам нравится?

- Да, очень, спасибо большое!

-4. Упражнения на совершенствование темпо-ритмической организации речи:

Идем по кругу и на каждое слово делаем шаг (чередуем ноги – правая-левая). То слово, в котором слышим звук Р – приседаем 3 раза:

Ходит, ходит попрошайка

Просит-просит

Дай-ка, дай-ка!

Дай кусочек пирожка,

Дай глоточек молока,

Полкотлетки,

Полсосиски,

Полконфетки,

Полредиски,

Полрезинки,

Пол-линейки,

Полкартинки,

Полкопейки!

  1. Работа над голосом

Произнесите слитно на одном выдохе четыре слова. Исключив лишнее по тематике. Обращайте внимание на мягкую голосоподачу и слитность речи, с четким выделением логического ударения при замедленном темпе речи:

Грабеж, кража, поджог, землетрясение, нападение

Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш

- Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания:

Как обрадовали/его успехи/друга!

Как обрадовали его/ успехи друга!

После ухода учителя/в класс принесли журнал.

После ухода учителя в класс/принесли журнал.

После легких подготовительных упражнений логопедами предлагаются различные игровые ситуации, где необходимо применить полученные навыки использования своего голоса.

Описание речевых игр:

  1. Игра «Кто я такой?»

Педагог представляется перед детьми, родителями, без использования жестов (в разных бытовых ситуациях – звонок по телефону, шумная игровая комната, группа недовольных родителей, родительское собрание, знакомство с родителем один на один, знакомство с ребенком один на один). Задача, как можно подробнее описать, кто он, какие функции выполняет, используя все возможности речевой функции. Постараться расположить к себе собеседников эмоционально, привлечь внимание, пробудить интерес, перехватить инициативу, если необходимо. Помните, что самая важная информация доносится в начале, когда внимание наиболее сконцентрировано.

  1. Игра «2 уха»

Ведущий педагог занимает позу, самую некомфортную для него. Рядом два других педагога начинают одновременно говорить какие-то проблемные ситуации, с разными интонационными и смысловыми напряжениями, используя возможные языковые средства. Ведущий педагог пытается слышать и слушать, воспринимать, решать и действовать. Ситуации, проговариваемые двумя педагогами, абсолютно различные по смыслу, накалу страстей, по интонационной выразительности и по темпо-ритмической структуре, с разными логическими паузами. В таких условиях ведущий педагог старается разрешить данную ситуацию максимально эффективно.

  1. Игра «Речевые ассоциации». Двум играющим предлагается чистоговорка и карточки с картинками-ассоциациями по речевой ситуации (например, картинка «молоток» – проговорить предложенную чистоговорку скандированно, будто отбивая молотком. Задание творческое, направленное на развитие всех сторон речи и творческого потенциала педагога. Один игрок, никому не сообщая, какую картинку он выбрал, пытается своей речью ее обозначить, проговаривая чистоговорку. Второй игрок старается найти нужную картинку.

Картинки: молоток, лимон, электродрель, дождь, кот, собака, солнце, нож, церковь, рыба, перо, кактус, ракета.  

Чистоговорки:

- проворонила ворона вороненка.

- трое трубачей трубили в трубы.

- тот герой, кто за Родину стоит горой!

- Маща-Маша, кушай кашу!

Сыворотку из-под простокваши

  1. Игра «Пуськи Бятые»

Ведущий читает лингвистическую сказку, вкладывая в произношение вдохновение и силу чувств, используя все характеристики своего языкового аппарата, пытаясь донести до слушателей смысл.

Слушающие рассказывают, о чем идет речь.

Пуськи Бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увозила путявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И придудонились.

И Калуша волит:

- Оеее, оеееее, Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычурили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.

А Калушата волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмозюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой:

 - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"

Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....

Игра "Чудесные превращения" для развития интонационно-мелодической и темпо-ритмической организации речи дошкольников с разными речевыми возможностями

ЦЕЛЬ игры: формирование умения интонировать в речи, т.е. создавать интонационный рисунок – изменять скорость произнесения, уметь поднимать и повышать тон голоса, верно расставлять паузы, окрашив...

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Развитие речи неразрывно связано с формированием темпо-ритмической способности. Темпо—ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая ...

Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников

Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду,...

Логоритмика. Картотека логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи для детей 4-6 лет.

Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, поз...

Памятка для родителей "Темпо -ритмическая организация речи для успешного овладения грамотой"

quot;Основа всей жизни человека - ритм,данный каждому его природой, дыханием"                                ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В р...