Что важно знать родителям о логопедической работе по коррекции произносительной стороны речи
статья по логопедии на тему
В статье представлены ответы на вопросы родителей по организации логопедических занятий с детьми, страдающими нарушенями звукопроизношения: с какого возраста целесообразвно начинать логопедические занятия; этапы атоматизации звуков; необходимость работы над речевым дыханием, голосом и фонематическим восприятием при коррекции произносительной стороны речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что важно знать родителям о логопедической работе по коррекции произносительной стороны речи
Бабушкина С.Ю:
учитель логопед
высшей квалификационной категории
Фирсанова Е.Ю:
учитель логопед
высшей квалификационной категории, кандидат психол. наук
Исправление неправильного произношения у детей – это один из самых больших запросов родителей в логопедической работе. Несмотря на большое число специалистов и организаций, оказывающих логопедическую помощь у родителей остается ряд вопросов по организации занятий и методическим подходам. На эти вопросы мы постараемся ответить в данной статье.
Всегда ли нужно исправлять неправильное произношение звуков?
Да. Во-первых, неправильное произношение звуков приводит к другим, более серьезным, нарушениям речи: нарушению фонематического восприятия, специфическим нарушениям письма и чтения и пр.
Во-вторых, красивая и правильная речь залог уверенности любого человека.
С какого возраста целесообразно начинать занятия по коррекции звукопроизношения?
Если у ребенка нарушено произношение нескольких звуков, то логопедические занятия можно начинать с 5-ти лет. При тяжелых нарушениях произносительной системы (дизартрия) занятия целесообразно начинать, как можно раньше, лет с 4-х.
Если у ребенка имеются более тяжелые нарушения речи, например ее отсутствие или задержка формирования, то к логопеду необходимо обратиться как можно раньше, с 2-х лет. Тогда ребенку будет оказана своевременная помощь по развитию речи, что позволить предотвратить более серьезные проблемы.
Возможно ли исправить неправильное произношение звуков в старшем школьном возрасте или после?
Да. Занятия по коррекции произносительной стороны речи можно проводить с 4-х лет, и далее возраст не ограничен. Результат работы зависит от системности занятий, мотивированности человека, выполнений всех рекомендаций специалиста.
Одинаковы ли методы работы с детьми разного возраста?
Для каждого возрастного периода подобраны свои методы и способы работы. Так с детьми дошкольного возраста используется много игровых приёмов, для младших школьников – задания носят учебных характер, а для детей старшего школьного возраста построены на осознанном восприятии и отношении к занятиям.
Одинаковыми являются только приемы постановки звуков (по подражанию или с механической помощью) и этапы их введения в речь (работа начинается со слогов и заканчивается введением звуков в самостоятельную речь).
Для чего нужно работать над речевым дыханием при постановке звуков?
В произношении звуков участвует не только артикуляционный аппарат, но и органы дыхания. Произнесение многих звуков речи требует наличие достаточно сильной воздушной струи (с,з, ш, ж, р и др.).
Также речевое дыхание важно, когда человек говорить фразы, особенно длинные. Если не хватает воздуха, то фраза предложение часто обрывается или произноситься смазано в самом конце. Из-за этого речь теряет разборчивость. Часто встречаются случаи, когда ребенок делает паузу для вдоха в середине предложения, из-за чего нарушается его целостность и смысловая нагрузка.
Зачем нужно работать над голосом?
Выразительность речи достигается не только правильным произношением, важно уметь повышать и понижать голос при произнесении фраз и текстов. Голосом человека показывает словесное и смысловое ударение. Это позволяет сделать речь более понятной, адресной и выразительной.
Обязательно ли при постановке звуков нужно проводить работу по развитию фонематического восприятия?
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Если ребенок не выделяет звуки в словах, не различает близкие по звучанию звуки, то он не может следить за своим произношением. Правильно он произносить звук или нет? Работа по автоматизации звуков и введению их в речь будет растянута на более длительное время.
Также нарушения фонематического восприятия приводят и к ошибкам письма и чтения.
Какие этапы автоматизации звука есть?
Этапы автоматизация звука были выделены с учетом развития детской речи в норме. Автоматизация звука отрабатывается в: 1) слогах; 2) словах; 3) предложениях; 4) чистоговорках и стихах; 5) рассказах; 6) самостоятельной речи.
Зачем нужна работа по дифференциации звуков?
Дифференциация звуков речи – это их различение на слух и в произношении. Часто дети смешивают в речи близкие по звучанию звуки, например С и Ш. В этих случаях ребенку тяжело автоматизировать, поставленный звук, так как для него они или звучат одинаково, или тяжело найти разницу в произношении. Нельзя забывать и о том, что трудности различения звуков речи приводят к специфическим нарушениям письма и чтения.
Почему дома нужно отрабатывать материал, полученный на занятии?
При нарушенном произнесении звука закрепляется неправильные артикуляционный уклад и слуховое восприятие. Чтобы новые навыки быстро вошли в речь органы артикуляции и речевое восприятие нужно постоянно развивать и совершенствовать. Поэтому ребенку необходимо каждый день выполнять логопедические упражнения по заданию логопеда.
Внимание!
При общем недоразвитии речи, дополнительно к занятиям по исправлению неправильного произношения, необходимо получать логопедическую помощь по коррекции всех компонентов речи по другим программам.
Дети, страдающие заиканием, берутся на занятия только в период ремиссии или после реабилитационной работы по коррекции заикания.
Надеемся в данной статье, мы смогли ответить на многие вопросы, связанные с организацией занятий по коррекции звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей
Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы, которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...
Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...
Доклад «Современные технологии коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...
Перспективное планирование содержания логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи у детей среднего возраста с ЗПР
Перспективное планирование содержания логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи у детей среднего возраста с ЗПР...
рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...
Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....