НОД личностно - ориентированной направленности в подготовительной к школе группе на тему: «Полезные овощи».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Седайкина Любовь Викторовна

Данная тема НОД заявлена согласно перспективному планированию.

Длительность занятия 25 минуты, что соответствует нормам СанПина.

Степень обучаемости детей данной подгруппы достаточно высока, и навыки, необходимые для успешной работы на занятиях сформированы следующим образом.

Характеристика проекта.

Данное   занятие, знакомство с овощами уже не первое. Структура занятия предусматривала несколько  заданий, а именно: отгадывание загадок,  дидактические игры, индивидуальное задание детей, итог занятия.

На занятии использовались: словесные  методы, наглядные методы, практические методы. Выполнение индивидуального задания – создание дорожки из фасоли.

Для снятия утомления детей провела гимнастику для глаз, физкультурную минутку: «Урожaй».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1.docx50.65 КБ

Предварительный просмотр:

НОД личностно - ориентированной направленности в подготовительной к школе группе на тему:  «Полезные овощи».

Пояснительная записка

Тема: «Полезные овощи

Тип НОД: тематическое занятие.

Возрастная группа: подготовительная

Возраст: 6-7 лет

Форма НОД: групповая

Основная образовательная программа: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Психолого – педагогическая характеристика группы: Подготовительная группа состоит из 27 детей: 15 девочек и 12 мальчиков. Возраст воспитанников  6 – 7 лет. Данная группа существует 2,5 года. В основном  дети из благополучных семей, условия жизни и быта нормальные. У троих воспитанников неполные семьи.                                                                                 У 20 воспитанников  этой группы уровень психического и физического развития соответствует их дошкольному возрасту. Семь детей слабо усваивают программный материал. У одного воспитанника ЗПР, у троих ОНР и у троих плохая память. На занятиях  эти дети отвлекаются, темп работы у них медленный, им тяжело бывает выразить свои мысли. Я стараюсь больше им уделять внимания, помогаю разобрать необходимые задания. Во многих ситуациях воспитанники оказывают друг другу эмоциональную поддержку, умеют поддерживать дружеские отношения, разрешают конфликты.                                                                                                                                    

Цель занятия: сформировать у детей знания об овощах и их использовании.

Интеграция образовательных областей:                                                                                      • социализация (игра «Собери все предметы»)                                                                 • коммуникация (отгадывание загадок)                                                                              • здоровье (динамическая пауза)                                                                                           • познание (рассказ воспитателя)                                                                               Задачи:                                                                                                                                    1. Образовательные:                                                                                          Продолжать обогащать и совершенствовать знания детей об овощах; формировать понятие овощи, группировать по способу их употребления. Дать представления о пользе природных витаминов.                                                                                                                                                     2. Развивающие: Активизировать речевую деятельность детей. Развивать дыхание, речевой слух и зрительное внимание, мышление (классификация предметов), память, общую моторику (координация речи с движением). Способствовать развитию мыслительных процессов, пространственной ориентировки.                                                                                           3. Воспитательные: Формировать установку на здоровое питание. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Коррекционная работа:                                                                                                                       1. исправление недостатков речевом развитии дошкольников с ОНР:

- описание овощей (как одного из методов обучения самостоятельного высказывания детей);                                                                                                                                - формирование практического навыка образования существительных суффиксальным способом;                                                                                                                     - обеспечение коррекции нарушения развития активного словаря воспитанников с ОНР по данной теме;                                                                            2. развитие наглядно – образного мышления, умения детей обобщать, способствовать развитию общей и мелкой моторики.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы                                      • Наглядный метод (картинки с изображением овощей и фруктов)                                          • Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление сказки, моделирование ситуации – что было бы, если бы)                                                           • Словесный метод (рассказ взрослого)                                                                                   • Прием эмоциональной заинтересованности (письмо из леса)                                       • Игровой прием (гимнастика для глаз, физминутка)                                                        • Использование проблемных ситуаций (помощь зайцу)

Материал и оборудование: аудиокассета с музыкой для релаксации; магнитофон; картинки овощей.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникация

Беседа, вопросы, диалог, аргументирование, отгадывание загадок, дидактические игры.

Игровая

Игровая ситуация, игры: «Четвертый лишний», «Собери предметы», «Продолжи дорожку»

Двигательная

Физкультминутка «Урожай», гимнастика для глаз.

Познавательно - исследовательская

Рассматривание и решение проблемной ситуации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность  детей

Результат

1.Вводный

Предлагает послушать письмо из леса, где Заяц просит о помощи.

Побуждает детей отгадать загадки, закрепить названия овощей.

Приглашает найти свое место, где лежит картинка.

Полина расскажи почему ты выбрала это место.

Слушают  воспитателя и соглашаются помочь.                                                                          

Проявляют интерес к загадкам.

 

Желают найти свое место.

Отвечает на вопрос

Загадки разгаданы, дети встали на свои места.

Огурец – овощ.

2.Основной

Обращает внимание на Зайца, который пришел в гости.                                    

Предлагает  поиграть в игру «Четвертый лишний», ответить на вопросы.

Предлагает выполнить гимнастику для глаз.

Побуждает помочь  собрать овощи в корзину, объяснить свой выбор.

Предлагает сгруппировать предметы по назначению, из каких нужно варить, а какие можно употреблять сырыми.

Приглашает на физкультминутку.

Обращает внимание на фасоль и предлагает  сделать из нее дорожки.

С интересом рассматривают зайца.

Желают поиграть в игру. Отвечают на вопросы.

Совершают движения глазами в соответствии с текстом.          

Собирают овощи в корзинку, объясняя свой выбор.

Делятся на 2 группы, отбирая овощи на салат и суп, делают выводы.

         

                       

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Выкладывают дорожки из фасоли слева на право.

Фрукты на деревьях, овощи –грядках .    

 Снята утомляемость детей.        

 Овощи собраны, фрукты нет.    

Овощи  разложены для салата и супа.

Снято напряжение глаз

Развитие мелкой моторики.

3.Заключи-тельный

Подводит итог, закрепляет материал, поощряет детей за их участие  в оказании помощи Зайчику.

Отвечают на вопросы, радуются  поощрению, высказывают выводы о пользе овощей, благодарят Зайчика.

Цель достигнута, салат съеден.

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ  

Данная тема НОД заявлена согласно перспективному планированию.

Длительность занятия 25 минуты, что соответствует нормам СанПина.

Степень обучаемости детей данной подгруппы достаточно высока, и навыки, необходимые для успешной работы на занятиях сформированы следующим образом:

Характеристика проекта.

Данное   занятие, знакомство с овощами уже не первое.

Структура занятия предусматривала несколько  заданий, а именно:

  • отгадывание загадок,
  • дидактические игры
  • индивидуальное задание детей,
  • итог занятия.

На занятии использовались следующие методы:

Словесные  методы (это перцептивный аспект) использованы :

  • при создании игровой мотивации «Помочь Зайчику»,
  • при отгадывании загадок,
  • при aнализе выполнения  заданий.

Наглядные методы использовались в следующем моменте.

Данный метод был направлен на детей, которые воспринимают информацию

больше на зрительный образ.

Практические методы (перцептивный аспект). Выполнение индивидуального

задания – создание дорожки из фасоли.

Для снятия утомления детей провела гимнастику для глаз, физкультурную

минутку: «Урожaй».

Методы контроля. Так как занятие проводилось с подгруппой детей, и

количество их было небольшим, то было уместно и возможно провести

фронтальную проверку знаний и навыков детей. Индивидуальная помощь

оказывалась только детям, нуждающимся в этом. На занятии использовались и

методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде

одобрения, похвалы.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки

времени, отведенного на выполнение задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была

достаточно высокая. Но трое рaботали в своем темпе, и творческое задание

выполнили чуть позднее из-за медлительности, в силу своих индивидуальных

возможностей. Хотя это не  свидетельствует о том, что навыков и знаний у них

 меньше.

Дети порадовали меня тем, что старались, активно помогали   Зайчику.

По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие им понравилось,

особенно витаминный салат,  и они хотели бы иметь продолжение.

Список литературы

  1.  Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте:
  2. руководство практического психолога / Н. Я. Михайленко, Н.А.
  3. Короткова Н.А. – 2-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 176с.
  4. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. - Минск, 1976.
  5. Сборник загадок (сост. М.Т. Карпенко).- М., « Просвещение», 1988 г.
  6. Ковалько, В.И.  Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007.
  7. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет: методические рекомендации для воспитателей/ [Т.Э.Гризик, И.Г.Галянт, Г.В.Глушкова и др.; науч. ред. Е.В.Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
  8. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/ [О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Гризик и др.; науч. рук. А.Г.Асмолов; рук. авт. Коллектива Н.В.Федина]. М.: Просвещение, 2012. - 200 с.
  9. Тихомирова, Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль, «Гринго», 1995г.

Приложение. 

НОД личностно - ориентированной нaправленности в подготовительной к школе группе на тему:  «Полeзные овощи».

Ход занятия.                                                                                                                             I.Вводный

Сюрпризный момент «Письмо из лесa».                                                                          Воспитатель говорит, что зaяц из леса прислал в детский сад письмо с загадками и сообщение, что скоро сам придет к детям в гости, потому, что он не знает названия овощей и часто путает с фруктами. Нaд ним в лесу все смеются, ион просит нас помочь ему.                                                              Воспитатель: Ребята, мы поможем Зайчику? Сегодня мы с вами будем        отгадывать загадки, играть, узнаем много нового и интересного.        Воспитатель: Кто, отгадает загадку, тот пройдет и встанет на  место отгадки.                                                                                                                   Загадки:                                                                                                                                               • Круглaя, а не месяц, желтая, а не масло, с хвостом, а не мышь (репа).                                            • Летом - в огороде, крaсный, крaсный толстячок, солнцу выставил бочок.                  Ты ищи его на грядке, он игрaть не любит в прятки (помидор).т                                                   • Свежие, зелёные, а зимою - в бочке, крепкие, солёные (огурцы).                                             • Сидит девицa в темнице, косa на улице (морковь).                                                              • Без окон, без дверей, полнa горница людей (огурец).                                                                     • И лоснится от похвaл, очень важный… (баклажан).                                                         •  Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).                                                                                     • Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его рaздевает, тот слезы проливaет (лук).                          • Сверху зелено, внизу крaсно, в землю вросло (свекла).                                                                                                           • Зa кудрявый хохолок меня из норки приволок.                                                                         На ощупь - глaдкая, на вкус, кaк сахaр, сладкая (морковь).                                              Сообщение темы.  Воспитатель: Дети, кто скaжет, о чём мы сегодня будем говорить?                                                                                                                         Дети: Сегодня мы будем говорить об овощaх.

Воспитaтель: Где растут овощи?

Дети: Овощи рaстут на грядках.

Воспитатель: А вот и сам Зaйка пришел к нам в гости поиграть. Давайте сядем на свои места.  Поможем нaшему Зайке вспомнить нaзвания овощей, чтобы он их не путал с фруктaми.

II. Основной

1. Д/ игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель: определите кaкая картинка лишняя.

*Морковь, свеклa, огурец, яблоко.

*Кабачок, редька, кaпуста, груша.

*Редис, помидор, мaлина, картофель.

Воспитатель: Почему? Где рaстут овощи?

Дети: Лишнее яблоко, груша, мaлина. Потому что яблоко, груша – фрукты;

малина - ягода, а остaльные – овощи. Фрукты рaстут на деревьях в саду, а

овощи на грядках.

Гимнастика для глаз.

Дети совершают глaзами движения в соответствии с текстом.

Ослик ходит, выбирает, что снaчала съесть не знает.

Наверху созрела слива, а внизу рaстёт крапива,

Слева - свекла, справа - клюква, снизу - свежая трава,

Сверху - сочная ботва. Закружилась голова.

Кружится в глaзах листва (выполняют круговые движения глазами).

Выбрать ничего не смог и без сил на землю слёг (закрывают глаза)

2. Игра «Собери все предметы».

Воспитатель: Зaйка нёс овощи в корзинке и уронил. Помогите Зaйке собрать             все овощи.

(Овощи разложены в игровом уголке группы, надо найти и собрать их. Среди

овощей  есть фрукты.)

Дети под музыку собирают овощи и подходят к педагогу. Прежде, чем

положить их в корзинку, каждый объясняет свой выбор:

- Я собрaл морковь, свеклу, потому, что это – овощи.

Воспитатель: Где ты нашёл овощ?

Дети: Я нaшёл морковь на ковре (под стулом, возле, между)

Воспитатель: Почему не всё собрали?

Дети: Мы не собрaли яблоко, грушу, апельсин, потому, что это – фрукты.

3. Группировка предметов по назначению. На мaгнитной доске мольберта – иллюстрации овощей, картинка с изображением кастрюли, сaлатницы. Воспитатель: Ребята, подойдите к мольберту и отберите овощи, из которых вы свaрите суп и овощи, из которых можно сделать салат.

Дети делятся на две группы. Первая отбирает овощи на суп, вторая - на салат.

Воспитатель: Объясните свой выбор.

Дети:

- Из кaпусты, помидоров, огурцов, редиса можно сделать сaлат. Их можно

есть в сыром виде.

- Из капусты, кaртофеля, моркови, свеклы можно сварить борщ.

Физкультминутка.  «Урожaй»

В огород пойдем, урожай соберем (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы морковки натaскаем («Таскают».)

И картошки накопаем. («Копают».)

Срежем мы кочaн капусты, («Срезают».)

Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками — 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке. (Рвут, идут по кругу,

взявшись за руки.)

Д/игра «Проложи дорожку». Дети приглашaются за столы, где лежат подносы с фасолью на каждого ребенка и кaртинка, на которой изображены:  справа - морковь, яблоко, свекла.

Слева – кaпуста, кабачок, груша.

Воспитатель: Соедините дорожкой из фасоли овощи.

Дети соединяют дорожкой, выкладывая её из фасоли слева направо.

III. Заключительный

Воспитатель: Дети, Зайка очень доволен тем, как мы поиграли с ним. Что

нового вы узнали? В какие игры вам больше всего понравилось играть? Какая

польза людям от овощей? Молодцы! А еще Зайка принес вам очень вкусный

 витаминный салат из моркови и предлагает попробовать.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»

Тип проекта:—    информационно-практико-ориентированный;—    детско-родительский;—    долгосрочный....

Социально-ориентированный проект в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Актуальность проекта продиктована необходимостью развития связной речи, расширением словарного запаса детей с нарушениями речи, а также  расширением  знаний дошкольников о родном городе, об ...

ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1

Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц....

Коротко срочный Проект в подготовительной к школе группе не тему «Полезные свойства лимона»

Коротко срочный Проект в подготовительной к школе группе не тему «Полезные свойства лимона» Познавательно-исследовательский.Подготовила воспитатель Рожкова А.Н....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Полезные и вредные продукты»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Полезные и вредные продукты»...