Практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группы «Занимательные математические игры»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Чуркина Ирина Александровна

В проекте представлены подвижные дидактические игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №2»

303140, Орловская область, г. Болхов, пер. Свердловский, д. 3.  телефон (48640) 2-13-31

е-mail: 2dsad@rambler.ru

Практико-ориентированный проект  

в подготовительной к школе группы

«Занимательные математические игры»

(в рамках реализации программы «Ступеньки к школе»)

Разработала и реализовала:

Чуркина И. А. – воспитатель первой

квалификационной категории

                                                          г. Болхов, 2022 г.

Паспорт  проекта

Название проекта

«Занимательные математические игры»

Тип

Практико-ориентированный  

Вид

Краткосрочный

По характеру контактов

Внутри ДОО

По времени проведения

Краткосрочный  (2 недели)

Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители

 Проблема проекта

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточнить и закрепить представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Цель проекта

Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы через занимательный материал по УМК «Мир чисел и фигур», «Учимся находить одинаковые фигуры»

Задачи

    Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.

    Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.

Гармонизация отношений воспитателей с детьми и родителями  в совместной игровой деятельности

Ожидаемые результаты

− формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

− применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

− осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;

− развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.

Эффективность проекта

Для детей: положительная динамика математического развития.

Для родителей: повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Для педагогов: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Формы работы

  • Подгрупповая.
  • Работа в парах.
  • Индивидуальная.

Методы работы

  1. Словесные.
  2. Игровые.

3.        Наглядные.

4.        Практические.

Технологии

  • Игровые.
  • Здоровьесберегающие.
  • Технология проблемного обучения.
  • ИКТ

ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

 И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

Прогноз негативных результатов

Способы коррекции

Недостаточная методическая подготовка педагогов.

Повышение профессиональной компетентности педагогов  через систему обучающих семинаров, консультаций. Самообучение.

Дефицит методических материалов  и методических пособий.

Ресурсы  интернет-пространства, приобретение  методической литературы и методических пособий, создание картотеки игр и упражнений.

Негативное реагирование родителей на нововведения.  

Дифференцированный подход к семье.  Система ознакомительных бесед и индивидуальная работа. Нематериальное стимулирование семей, активных участников проекта грамотами, дипломами, благодарностями за активное участие.

Введение

Проект по формированию элементарных математических представлений

 «Занимательные математические игры»  включает следующую информацию:

  • актуальность;
  • принципы реализации проекта;
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы  реализации проекта;
  • управление и обеспечение проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых  математических  представлений.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Актуальность проекта.

          В подготовительной группе идет активная подготовка к школе. Главная задача: вызвать интерес к обучению.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Образовательные области и задачи:

Образовательные области

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

- учить эмоционально откликаться на игры, принимать игровую задачу.

-  воспитывать уважительное отношение друг к другу;

 - воспитывать усидчивость

Познавательное развитие

-Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.

    -Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

-Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.

   -Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.

Речевое развитие

- Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать их словарь;

-формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Художественно- эстетическое развитие

- учить правильно держать карандаши

- развивать творческое воображение,

- воспитывать эстетическое наслаждение от выполненной работы - развивать чувство ритма и музыкального слуха

Физическое развитие

-закреплять знания детей об ориентировке в пространстве, через физические упражнения

 Этапы реализации  проекта:

I этап – подготовительный 

  • Заинтересовать родителей в реализации проекта.
  • Изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете. Постановка цели и задач ее решения.
  • Создание условий для реализации проекта.
  • Определение срока реализации проекта и его участников.
  • Составление перспективного плана.
  • Распределение материала между педагогами, родителями и детьми.
  • Организация подвижных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых игр (составление картотеки)
  • Создание развивающей среды по теме.

II этап – основной.

  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
  • Подбор настольно-печатных игр
  • Памятка для родителей  «Занимательные математические игры»
  • Оформление уголка занимательной математики
  • Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей.
  • Изготовление дидактической игры «Геометрический ковер»
  • Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием дидактических игр.
  • Самостоятельная деятельность в математическом уголке        
  • Изготовление дидактических игр по математике «Уникуб», «Соседи числа», «Состав числа», «Дорисуй узор на бусах», «Найди фигуру», «Геометрические тела».
  • Изготовление лэпбука «Занимательные игры»
  • Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр
  • Выставка «Математические игры для дошкольников»
  • Презентация проекта – открытое занятие по ФЭМП   «Школа математических наук».
  • Игровой практикум для педагогов ««Занимательные математические игры» (дидактические пособия к УМК программы «Ступеньки к школе» Т.А. Филипповой, М.М. Безруких по ФЭМП «Мир чисел и фигур», «Учимся находить одинаковые фигуры»)

3 этап –  Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме НОД  «Школа математических наук»

План мероприятий

Дата

проведения

Планируемое мероприятие

Участники

Понедельник

Дидактическая игра  «Состав числа».

Цель игры: Формировать у детей представления о составе числа из двух меньших.

Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах.

Дидактическая игра: «Дорисуй узор на бусах»

Цель: Развивать глазомер, логическое мышление, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, тренирует руку для письма.

воспитатели

дети

родители

Вторник

 Дидактические игры: «Геометрический ковер», «Найди фигуру»

Цель: Учить ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, закреплять знания о геометрических фигурах

воспитатели

дети

Среда

 Дидактическая игра «Геометрические тела»

Цель: Развивать логическое мышление детей, закреплять знания геометрических тел.

Памятки для родителей «Занимательные математические игры»

воспитатели

 

дети

родители

Четверг

Игровой практикум для педагогов «Занимательные математические игры»

Работа с лэпбуком

воспитатели

 педагоги

дети

Пятница

Выставка «Математические игры для дошкольников»

           воспитатели

дети

педагоги

Дата

проведения

Планируемое мероприятие

Участники

Понедельник

 Конспект НОД «Состав числа 6»

воспитатели

дети

 

Вторник

 Консультация для родителей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

воспитатели

дети

Среда

  Конспект НОД с использованием пособия «Учимся находить одинаковые фигуры»

воспитатели

 

дети

Четверг

Работа с лэпбуком.  Дидактическая игра: «Соседи числа»

воспитатели

дети

Пятница

Дидактическая игра  «Уникуб».

           воспитатели

дети

педагоги

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

1. Выставка «Математические игры для дошкольников»

2. Лэпбук

3.Д\и «Геометрические тела», «Геометрический ковер», «Найди фигуру», «Состав числа».

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА

  1. Конспект НОД «Состав числа 6».
  2. Консультации   для родителей  «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»
  3. Конспект НОД с использованием пособия «Учимся находить одинаковые фигуры»

Заключение

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере математических игр. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными математическими  понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания.

Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются занимательными игровыми играми.

Список литературы.

 

1.        «Ступеньки к школе» Т.А. Филиппова, М.М. Безруких.

2.  Т.А. Филиппова, М.М. Безруких «Мир чисел и фигур»

4. Т.А. Филиппова, М.М. Безруких «Учимся находить одинаковые фигуры».

5. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.; Просвещение 1992г.

6. З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»

Тип проекта:—    информационно-практико-ориентированный;—    детско-родительский;—    долгосрочный....

ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1

Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц....

Математический КВН в подготовительной к школе группе «Занимательный КВН»

Занимательный задания по математике в подготовительной группе....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Актуальность темы«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на¬стойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушев...

Математический уголок в подготовительной к школе группе "Занимательная математика"

Математический уголок в подготовительной к школе группе " Занимательная математика"...