Практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группы «Занимательные математические игры»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
В проекте представлены подвижные дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika.docx | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №2»
303140, Орловская область, г. Болхов, пер. Свердловский, д. 3. телефон (48640) 2-13-31
е-mail: 2dsad@rambler.ru
Практико-ориентированный проект
в подготовительной к школе группы
«Занимательные математические игры»
(в рамках реализации программы «Ступеньки к школе»)
Разработала и реализовала:
Чуркина И. А. – воспитатель первой
квалификационной категории
г. Болхов, 2022 г.
Паспорт проекта
Название проекта | «Занимательные математические игры» |
Тип | Практико-ориентированный |
Вид | Краткосрочный |
По характеру контактов | Внутри ДОО |
По времени проведения | Краткосрочный (2 недели) |
Участники проекта | Дети подготовительной группы, воспитатели, родители |
Проблема проекта | С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточнить и закрепить представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. |
Цель проекта | Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы через занимательный материал по УМК «Мир чисел и фигур», «Учимся находить одинаковые фигуры» |
Задачи | Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости. Гармонизация отношений воспитателей с детьми и родителями в совместной игровой деятельности |
Ожидаемые результаты | − формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы; − осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале; − развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей. |
Эффективность проекта | Для детей: положительная динамика математического развития. Для родителей: повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Для педагогов: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. |
Формы работы |
|
Методы работы |
3. Наглядные. 4. Практические. |
Технологии |
|
ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ
Прогноз негативных результатов | Способы коррекции |
Недостаточная методическая подготовка педагогов. | Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, консультаций. Самообучение. |
Дефицит методических материалов и методических пособий. | Ресурсы интернет-пространства, приобретение методической литературы и методических пособий, создание картотеки игр и упражнений. |
Негативное реагирование родителей на нововведения. | Дифференцированный подход к семье. Система ознакомительных бесед и индивидуальная работа. Нематериальное стимулирование семей, активных участников проекта грамотами, дипломами, благодарностями за активное участие. |
Введение
Проект по формированию элементарных математических представлений
«Занимательные математические игры» включает следующую информацию:
- актуальность;
- принципы реализации проекта;
- цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- управление и обеспечение проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых математических представлений.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Актуальность проекта.
В подготовительной группе идет активная подготовка к школе. Главная задача: вызвать интерес к обучению.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Образовательные области и задачи:
Образовательные области | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | - учить эмоционально откликаться на игры, принимать игровую задачу. - воспитывать уважительное отношение друг к другу; - воспитывать усидчивость |
Познавательное развитие | -Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием. -Формирование базисных математических представлений, речевых умений. -Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления. -Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости. |
Речевое развитие | - Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать их словарь; -формирование базисных математических представлений, речевых умений. |
Художественно- эстетическое развитие | - учить правильно держать карандаши - развивать творческое воображение, - воспитывать эстетическое наслаждение от выполненной работы - развивать чувство ритма и музыкального слуха |
Физическое развитие | -закреплять знания детей об ориентировке в пространстве, через физические упражнения |
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Заинтересовать родителей в реализации проекта.
- Изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете. Постановка цели и задач ее решения.
- Создание условий для реализации проекта.
- Определение срока реализации проекта и его участников.
- Составление перспективного плана.
- Распределение материала между педагогами, родителями и детьми.
- Организация подвижных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых игр (составление картотеки)
- Создание развивающей среды по теме.
II этап – основной.
- Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
- Подбор настольно-печатных игр
- Памятка для родителей «Занимательные математические игры»
- Оформление уголка занимательной математики
- Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Изготовление дидактической игры «Геометрический ковер»
- Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием дидактических игр.
- Самостоятельная деятельность в математическом уголке
- Изготовление дидактических игр по математике «Уникуб», «Соседи числа», «Состав числа», «Дорисуй узор на бусах», «Найди фигуру», «Геометрические тела».
- Изготовление лэпбука «Занимательные игры»
- Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр
- Выставка «Математические игры для дошкольников»
- Презентация проекта – открытое занятие по ФЭМП «Школа математических наук».
- Игровой практикум для педагогов ««Занимательные математические игры» (дидактические пособия к УМК программы «Ступеньки к школе» Т.А. Филипповой, М.М. Безруких по ФЭМП «Мир чисел и фигур», «Учимся находить одинаковые фигуры»)
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме НОД «Школа математических наук»
План мероприятий
Дата проведения | Планируемое мероприятие | Участники |
Понедельник | Дидактическая игра «Состав числа». Цель игры: Формировать у детей представления о составе числа из двух меньших. Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах. Дидактическая игра: «Дорисуй узор на бусах» Цель: Развивать глазомер, логическое мышление, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, тренирует руку для письма. | воспитатели дети родители |
Вторник | Дидактические игры: «Геометрический ковер», «Найди фигуру» Цель: Учить ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, закреплять знания о геометрических фигурах | воспитатели дети |
Среда | Дидактическая игра «Геометрические тела» Цель: Развивать логическое мышление детей, закреплять знания геометрических тел. Памятки для родителей «Занимательные математические игры» | воспитатели
дети родители |
Четверг | Игровой практикум для педагогов «Занимательные математические игры» Работа с лэпбуком | воспитатели педагоги дети |
Пятница | Выставка «Математические игры для дошкольников» | воспитатели дети педагоги |
Дата проведения | Планируемое мероприятие | Участники |
Понедельник | Конспект НОД «Состав числа 6» | воспитатели дети
|
Вторник | Консультация для родителей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста» | воспитатели дети |
Среда | Конспект НОД с использованием пособия «Учимся находить одинаковые фигуры» | воспитатели
дети |
Четверг | Работа с лэпбуком. Дидактическая игра: «Соседи числа» | воспитатели дети |
Пятница | Дидактическая игра «Уникуб». | воспитатели дети педагоги |
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
1. Выставка «Математические игры для дошкольников»
2. Лэпбук
3.Д\и «Геометрические тела», «Геометрический ковер», «Найди фигуру», «Состав числа».
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА
- Конспект НОД «Состав числа 6».
- Консультации для родителей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»
- Конспект НОД с использованием пособия «Учимся находить одинаковые фигуры»
Заключение
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере математических игр. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными математическими понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются занимательными игровыми играми.
Список литературы.
1. «Ступеньки к школе» Т.А. Филиппова, М.М. Безруких.
2. Т.А. Филиппова, М.М. Безруких «Мир чисел и фигур»
4. Т.А. Филиппова, М.М. Безруких «Учимся находить одинаковые фигуры».
5. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.; Просвещение 1992г.
6. З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»
Тип проекта:— информационно-практико-ориентированный;— детско-родительский;— долгосрочный....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Занимательное путешествие в страну Математики».
Занятие направлено на воспитание интереса к математическим знаниям...
ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1
Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц....
Математический КВН в подготовительной к школе группе «Занимательный КВН»
Занимательный задания по математике в подготовительной группе....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Актуальность темы«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на¬стойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушев...
Выступление по реализации практико-ориентированного проекта в подготовительной к школе группы «Занимательные математические игры»
Отчет по реализации проекта...
Математический уголок в подготовительной к школе группе "Занимательная математика"
Математический уголок в подготовительной к школе группе " Занимательная математика"...