«Формирование связной монологической речи у дошкольников средствами мнемотехники»
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_mnemotehnike_2.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда по теме:
«Формирование связной монологической речи у дошкольников
средствами мнемотехники»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. Ребенок должен научиться рассказывать, уметь построить монолог, приобрести навыки культуры речи. Связная речь сама по себе не может быть сформирована, она требует систематической и четкой работы. У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых. Однако, многие дети не могут справиться с пересказом простой сказки или короткого рассказа. Для их рассказа характерно употребление подлежащего дважды, увеличение количества местоимений, служебных слов, дети допускают многочисленные повторы и не используют авторских оборотов.
Чтобы облегчить, ускорить и сделать процесс формирования связной речи более привлекательным для ребенка, необходимо использовать различные творческие методы. Одним из таких методов является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющих быстро запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, текст, которая обеспечит усвоение детьми знаний и развитие речи. Особенность мнемотехники в том, что для запоминания предлагаются не изображения предметов, а модели и символы, позволяющие ребенку лучше запомнить слова и облегчить их поиск. Например, для обозначения диких животных используется елка, а для изображения домашних – дом. Символы могут быть разнообразного характера: геометрические фигуры, силуэты, пиктограммы и др.
Вся работа строится от простого к сложному. Сначала детям предлагаются мнемоквадраты, затем постепенно следует переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Мнемотаблицы могут содержать графическое изображение персонажей рассказа, сказки, их действий, явлений природы. С помощью мнемотаблиц можно последовательно передать смысл сюжета рассказа, установить логические связи между запоминаемым материалом и чем – либо уже хорошо известным. На каждое слово или словосочетание придумывается изображение (картинка), что позволяет зарисовать схематично весь текст. Главное – нарисованное должно быть понятно детям. Для младшего возраста модели, символы и таблицы должны быть цветными, а более старшим детям (5-7лет) следует предлагать схемы в одном цвете. Вам не потребуются художественные способности, а со временем простые рисунки – схемы можно и нужно составлять вместе с детьми. Число квадратов в схеме не должно превышать девяти и не следует использовать больше двух схем в день.
Сначала вместе с ребенком рассмотрите и разберите все изображенное в мнемотаблице, затем преобразуйте абстрактные символы в образы, т.е, что обозначает тот или иной символ, а затем переходите непосредственно к рассказу или пересказу с опорой на таблицу.
Мнемотехника с успехом используется и при разучивании стихотворения. На каждое слово или словосочетание так же придумывается картинка (пиктограмма – графический опорный рисунок, иллюстрация), таким образом, все стихотворение схематично зарисовывается. Затем ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Например, мнемотаблица для заучивании стихотворения о зиме:
Использование схем и пиктограмм для обучения заучиванию стихотворения превращает занятие в увлекательную игру, которая радует детей. Дети запоминают текст еще в процессе кодировки, а пиктограммы некоторых слов при использовании в других стихотворениях способствуют более быстрому запоминанию новых стихов. Постепенно память дошкольников укрепляется, тексты запоминаются быстрее и легче.
С помощью мнемотехники можно обогатить словарь ребенка, развить грамматически правильную речь, улучшить мышление, внимание, память, развить мелкую моторику и укрепить у ребенка уверенность в своих силах.
Дорогие родители! Ваша заинтересованность, внимание и фантазия сделают занятия с ребёнком более увлекательными и результативными, ведь процесс овладения связной речью продолжится и в школьные годы.
С уважением учитель-логопед Кошелева Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР средствами мнемотехники
Консультация для родителей, в которой описаны основные трудности в овладении связной монологической речью детьми с ОНР. Дано определение и суть мнемотехники, советы по ее применению....
Проект Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школ...
Презентация проекта «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»
Презентация содержит цели, задачи, этапы работы над проблемой, диагностику развития связной речи детей в начале работы над проектом и в конце, ожидаемые результаты....
«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...
АПО "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения средствами мнемотехники"
Опыт раскрывает использование методов и приемов мнемотехники учителем-логопедом для формирования связной монологической речи у детей с ОНР....
Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об ...
Использование методов и приемов мнемотехники учителем – логопедом ДОУ для формирования связной монологической речи у детей с ОНР
Презентация к мастер - классу для педагогов по использованию приемов и методов мнемотехники при формировании связной монологической речи у детей с ОНР...