Презентация по логопедии на тему «Использование элементов наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР».
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Разработка системы работы с детьми, в старшем дошкольном возрасте. Использовалась методика Глухова. Проведён анализ результатов, сравнение, показан итог.
Методика обследования связной речи Глухова В. П. Глухов В. П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.
Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия социализации Актуальность темы: Цель исследования : на основе проведённого теоретико-экспериментального исследования, разработать серию логопедических занятий с использованием элементов наглядного моделирования в развитии монолога у дошкольников с ОНР. Объект исследования: связная монологическая речь детей седьмого года жизни с ОНР III уровня. Предмет исследования: приемы использования наглядного моделирования в процессе логопедической работы. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и уметь рассказывать.Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Условия социализации Учитывая несформированность связной речи у дошкольников с ОНР, можно предположить, что успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования. Задачи: осуществить анализ литературных данных по проблеме исследования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР; изучить состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня; экспериментально подтвердить эффективность проведённой серии логопедических занятий с применением элементов наглядного моделирования по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Гипотеза исследования:
Условия социализации Исследования Е. М. Мастюковой , Р. Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и др. показали, что специфика нарушений речевого развития у старших дошкольников с ОНР заключается в нарушенном формировании звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи, что создаёт препятствия для формирования готовности к школьному обучению. ОНР сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер; приводит к стойким нарушениям общения; наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность. Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Условия социализации Становление связной речи у детей с ОНР осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь. Анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что большинство авторов выделяет недостатки связной речи как закономерное, постоянное, стойкое нарушение в структуре дефекта при ОНР. Определяя основные разделы системы логопедической работы по формированию связной речи , различные авторы исходят из представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно и проводится в двух направлениях: развитие смыслового программирования текста; овладение языковыми средствами оформления связного текста. Использование наглядного моделирования учит детей составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения , делать умозаключения.
Условия социализации Экспериментальное изучение связной речи старших дошкольников МАДОУ д/с комбинированного вида №1 «Ласточка» Цель констатирующего эксперимента : провести диагностику уровня развития монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей с нормальным речевым развитием в аналогичной возрастной группе и сравнить результаты. 1. Экспериментальную группу составили дети с ОНР III уровня, воспитанники логопедической старшей группы МАДОУ д/с «Ласточка» города Бор – 12 человек. 2. В контрольную группу вошли дети с нормативным развитием, воспитанники старшей группы МАДОУ д/с «Ласточка» в количестве 12 человек.
Условия социализации Рис . 1. Уровни выполнения заданий на составление высказываний дошкольниками ЭГ и КГ Рис.2. Уровни развития связной монологической речи дошкольников ЭГ и КГ
Условия социализации Цель формирующего эксперимента : разработать логопедическую программу коррекции недостатков связанной речи у детей с ОНР III уровня, апробировать её в работе со старшими дошкольниками ( детьми шестого года жизни) и оценить динамику показателей связанной речи старших дошкольников средствами контрольного эксперимента. Коррекционную работу мы представляем в виде следующего алгоритма: Рис.3 . Алгоритм коррекционной работы
Условия социализации Контрольный эксперимент Уровни сформированности связной речи у детей с ОНР после проведённой коррекционно-педагогической работы (до/после) В результате коррекционно-развивающей работы значительно повысился уровень связной монологической речи дошкольников с ОНР. Если в констатирующем эксперименте ни у одного ребёнка не было высокого уровня овладения связной речью, то после проведённой работы таких детей 34%. В основном дети имеют средний уровень развития связной речи. Проведённая работа обеспечила развитие лексики; понимание слов и несложных грамматических конструкций; умение строить простые и распространённые предложения; умения и навыки рассказывания: развитие смыслового программирования текста; овладение средствами оформления связного текста.
Условия социализации Спасибо за внимание Гипотеза исследования подтвердилась : Успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...
Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.
Использование моделей оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать словосочетания, распространять простые пр...
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
В статье говорится о важном значении связной речи для развития общения ребёнка, развитии его коммуникативных навыков, об использовании налядного моделирования, как одной из технологий по развити...
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР.
Из опыта работы...
«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...
«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
laquo;Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»...