Групповое коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звуки [Л], [Л']». Лексическая тема: «Жители леса зимой».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Тема: «Звуки [Л], [Л᾽]».

Лексическая тема: «Жители леса зимой».

Цель: дифференциация звуков [Л], [Л᾽].

Данное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (то есть, помимо коррекционной, указана общеразвивающая задача на каждый этап работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповое коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения).

Тема: «Звуки [Л], [Л᾽]».

Лексическая тема: «Жители леса зимой».

Цель: дифференциация звуков [Л], [Л᾽].

Ход занятия

Коррекционные задачи

Общеразвивающие задачи по ФГОС

1.Организационный момент. «Найди своё место». (Сесть по инструкции, например, сядь на 1 стул справа.)

Формирование навыка восприятия речи педагога.

Развитие пространственных представлений.

Развитие способности принимать самостоятельные решения.

2. Сообщение темы.

-Ребята, сегодня мы отправимся в зимний лес. Для этого нам нужен проводник, который будет вести нас по маршруту. Это важное и нелегкое дело. (Дети бросают жребий, кто будет проводником. Проводнику выдается карта с маршрутом, где указаны пункты привалов с заданиями.)

Развитие воображения, реализующегося в игре. Развитие умения подчиняться определённым правилам, способности принимать самостоятельные решения.

3. Повторение. Характеристика звуков [Л᾽], [Л].

 - Отгадайте, на чем мы поедем в наше путешествие: Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

- Назовите первый звук в слове «лыжи»?

[Л] — согласный, твердый, звонкий.

- Кто скажет, куда мы отправимся? (Лес.) Какой первый звук в этом слове?

[Л᾽] – согласный, мягкий, звонкий.

Чем эти звуки схожи? Чем отличаются?

Развитие фонематического восприятия, внимания, умения дифференцировать звуки [Л], [Л᾽].

Закрепление умения давать характеристику звукам.

Уточнение артикуляционного образа звука.

Формирование навыка выделения звуков в словах.

        

4. Игровое упражнение «Найди место букве».

-Наша экскурсия началась. Вот и первая остановка. Нужно узнать, кто живет в лесу.

(Выложить слово под соответствующей картинкой  на полоске с помощью букв. Проверка. (Картинки: волк, лисица, белка, соболь, дятел, филин.))

Развитие фонематического восприятия, внимания, навыков дифференциации звуков по тв./мягк.

Формирование навыка выделения звуков в словах.

Формирование предпосылок грамотности.

5. Игровое упражнение «Подбери картинку». 

– С первым заданием вы справились, но пришло время и для второго. (Соотнесение схемы и картинки.)

Какие звуки спрятались в словах? (Использование фишек синего, зеленого и красного цвета.)

Развитие навыка звуко-буквенного анализа.

Развитие навыков сопоставления звуковой схемы со словом (картинкой).

Развитие способности выделять звуки в словах.

6. Динамическая пауза «Прогулка в зимнем лесу».

- Вы молодцы! Отлично справляетесь с заданиями. Но пора и повеселиться!

Мы попали в зимний лес!
Сколько здесь вокруг чудес! (Руки в стороны.)
Справа березка в шубке стоит, (Поворот направо.)
Слева елка на нас глядит. (Поворот налево.)
Снежинки на небе кружатся. (Покружиться.)
И тихо на землю ложатся. (Присесть.)
Вот  и зайка проскакал. (Прыжки на месте.)
От лисы он убежал. (Бег на месте.)
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет. (Повороты влево, вправо.)
Все мы спрячемся сейчас!
Не найдет тогда он нас! (Присесть, руки над головой, изобразить домик.)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.

Развитие кинетического праксиса.

Развитие крупной моторики и способности контролировать свои движения.

Формирование положительного отношения к миру, веры в себя.

5. Игровое упражнение «Чьи следы?» Игра в мяч. 

- Ребята, кто зимой спит? (Медведь, ёж.) Давайте отгадаем, чьи следы остались на снегу.

Я: следы волка – ВЫ: волчьи следы, следы зайца – заячьи следы и т.д. с остальными животными.

Активизация словаря, его обогащение.

Развитие грамматического строя речи (образование притяжательных имен прилагательных).

Формирование предпосылок грамотности.

7. Игровое упражнение «Скажи наоборот».

- С очередным заданием вы хорошо справились. Но посмотрим, сумеете ли выполнить это.

Летом погода жаркая, а зимой…

Снег белый, а земля….

Заяц летом серый, а зимой …

Волк летом сытый, а зимой ….

У белки дом на дереве, а у зайца…

У лисы хвост длинный, а у зайца…

Работа над словарём.

Обогащение словарного запаса.

 Работа над грамматическим строем речи.

Развитие устной речи.

8. Игра «Назови словечко».

- Наконец, мы добрались до конечного пункта назначения. Здесь вас ждет последнее задание.

Продолжи ряд.

 Медведь (какой?) – бурый, большой, косолапый, неуклюжий, лохматый и т.д. Лиса (какая?) - …, заяц (какой?) - …, волк (какой?) - …, ёж (какой?) - …, белка (какая?) - ...

Формирование навыка согласования существительных с прилагательными.

Развитие устной речи.

9. Итог занятия.

-Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Вы отлично справились со всеми заданиями. Отдельное спасибо Вашему проводнику. Оценка деятельности каждого ребенка.

Формирование положительного отношения к миру.

Анализ эффективности собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]».

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]». Цель: автоматизация зву...

План групповых коррекционно-развивающих занятий для старшего дошкольного возраста

План групповых коррекционно-развивающих занятий для старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч. год...

Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста «Путешествие на воздушном шаре»

Цель:   создать условия для развития произвольности  и способности к саморегуляции.Задачи: обучать навыкам самоконтроля при выполнении дыхательных упражнений; развивать вниман...

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....

Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога- психолога с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР

       Цель занятия: формирование  навыка  правильного произношения звуков [л], в словах фразах и предложениях.Задачи:Коррекционно- образовательные:Закрепить ...