Формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности у детей с первым уровнем речевого развития.
консультация по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

Подготовительный этап

логопедической работы  

на первой ступени обучения

детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивационно-потребностного  компонента речевой деятельности у детей с первым уровнем речевого развития.

Подготовительный этап

логопедической работы  

на первой ступени обучения

детей с тяжелыми нарушениями речи.

В этом году мы много внимания уделяем неговярящим детям.  Дети,  которые поступают к нам  на занятия в последнее время, практически все поступили с первым уровнем речевого развития. На нескольких семинарах ЦМППК Чувашской Республики посвященной  этой проблеме  – запуске речи,  многие выступали, делились своим опытом, методическими разработками, методиками-технологиями ведущих специалистов логопедии.

Сегодня я хочу затронуть вопросы  1) преодоления речевого и неречевого негативизма и  2) формирования произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти,  3) формирования мыслительных операций,  4) формирования слухозрительного и слухомоторного взаимодействия и воспроизведения ритмических структур,  5) развитию импрессивной речи. 

Как мы знаем, на первой ступени обучения - на подготовительном этапе основное значение придается формированию мотивационно-потребностного  компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок: восприятию, вниманию, памяти, мышлению и стимулированию речевой активности детей с ТНР и созданию речевой среды. Логопедические занятия предусматривают  развитие предметно-игровой деятельности.  

1. Установление контакта вновь прибывшими детьми с первым уровнем речевого развития я начинаю в группе, где ребенок находится в течение дня и чувствует себя комфортно в привычной среде. Я наблюдаю за ним, общаюсь, включаясь в его деятельность, располагая к себе, вызываю интерес к своей персоне. Иногда я приношу в группу  логопедические игрушки, заинтересовываю этими игрушками или приглашаю новичка с другими детишками в кабинет, чтобы новичку было спокойнее находиться в незнакомом месте.    Ребенок уже меня видел, привык ко мне, не настораживается, идет спокойно в «гости». Таким образом,  у ребенка воспитывается уверенность в себе,  желание принимать участие в игровой деятельности. В итоге преодолевая речевой и неречевой негативизм, формируется  устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со сверстниками, развиваются  положительные эмоциональные отношения детей к занятиям.

2. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти происходит в игровой деятельности  с использованием различного дидактического материала и игрушек:

-  рамки Монтессори с вкладышами,

- мозаики игровой логопедической «Дары Фребеля»,

- мелких и крупных игрушек.

На подготовительном этапе работы внимание ребенка привлекается к  1) неречевым звукам, воспитывается слуховое  внимание к речи  в различных играх с предметами.  «Постучи (деревянными, металлическими ) ложками», « Покажи баночку, которая звучит», «Послушай как звучит погремушка».

 Используя дидактический материал и игрушки, обучаю детей соотносить формы предмета со словом. 2)  Идет формирование понятий о величине предметов и ее параметрах, различение предметов  по величине и ее параметрам по принципу: такой – не такой. Выбор предметов, одинаковых по величине и ее параметрам  из группы однородных; группировка  разнородных предметов по величине и ее параметрам; расположение предметов по словесной инструкции;

Формируются понятие о цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый).  Различение предметов по цвету, выбор предметов по цвету, соотнесение цвета предмета со словом.

3) Развитие основных функциональных  уровней памяти: от узнавания к воспроизведению происходит в различных играх с предметами, картинками, так же использую вкладыши Монтессори и Дары Фрёбеля.

4) Кинестетические  и кинетические основы движений формируются в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

3. Формирование мыслительных операций предполагает обучение детей умению получать новые сведения об объекте в процессе использования и знакомых,  и новых способов действия. Развивается  способность создавать целое из частей и обобщать на основе сходных признаков. 1) Игра «Что не подходит?»,   «Разложи по цвету», «Подбери картинку»,   «Чего не хватает у предмета?», «Разрезные картинки,  «Разложи по размеру», «Угадай по контуру».

4. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур происходит в следующих играх. Примерный перечень игр: «В гостях у дятела», «Постучи в дверь к Наф-нафу», «Ритмические загадки», «Музыканты», «Антошка просит есть (стучит ложкой)», «Идем на зарядку (стучим в бубен)»,  в этих играх воспитываем чувство ритма, обучаем ритмическим движениям.

5.  Развитие импрессивной речи.  Импрессивную речь развиваем, формируя умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться  на восприятии речи и давать ответные реакции. 

I этап – этап развития импрессивной речи, характеризующийся пониманием ребенком интонации взрослых.

II этап – этап понимания ситуации. Если какое-то событие постоянно просходит в одних и тех же условиях, то ребенок, даже очень маленький, начинает понимать и даже предвидеть то, что происходит или произойдет.

III этап – этап понимания речи в ситуации. Если называние предмета, события или действия всегда четко совпадает с произнесением слова, то ребенок потепенно начинает понимать смысл слов.

IV этап – этап понимания речи вне ситуации, когда ребенок может по просьбе показать, взять, посмотреть на предмет, который называет взрослый выбирая из нескольких вариантов.

Игры на развитие импрессивной речи детей третьего года жизни

1. «Давай познакомимся». Цель: повысить уровень понимания ребенком обращенного к нему высказывания взрослого. Наглядный материал: игрушки (мяч, кукла, машина, кубики). Устная инструкция: Хочешь посмотреть игрушки? Иди ко мне. Игрушка тебе понравилась? Возьми ее и поиграй с ней.

2. «Ушки слушают, ручки делают». Цель: повысить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого. Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, машина, кубик, карандаш, бумага, коробка). Устная инструкция: (Ребенку предлагается сделать то, что просит взрослый). Возьми мяч. Брось мяч на пол. Дай мне куклу. Принеси кубик. Давай рисовать. Возьми красный карандаш, бумагу. Нарисуй мяч. Положи карандаш в коробку. Подойди к столу и возьми машину. Принеси ее мне.

 3. «Покажи картинку». Цель: учить понимать существительные, глаголы, прилагательные. Устная инструкция: Перед ребенком кладут по две-три картинки с изображениями предметов и предлагают показать названную взрослым картинку. Перед ребенком кладут две-три картинки с изображениями действий и предлагают показать названную взрослым картинку. Перед ребенком кладут два предмета (или картинки) и предлагают показать (сделать) то, что просит взрослый. Например: Ребенку предлагается показать сначала большой, потом маленький мяч; чистые и грязные руки; шар названного цвета. Две игрушечные машинки располагают перед ребенком так, чтобы одну она могла легко достать, а другую - нет, и предлагают показать, какая из машинок находится близко от него, а какая - далеко. Два шарика располагают на разной высоте от ребенка и предлагают показать, какой из них висит низко, а какой - высоко.

4. «Закрой картинку». Цель: учить ребенка понимать предложения. Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две-три картинки и закрыть ладошкой ту, о которой рассказывает взрослый.

5. «Переверни картинку». Цель: учить ребенка различать существительные единственного и множественного числа. Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и перевернуть ту, которую называет взрослый: книга (книги) и другие.

6. «Подарим картинки» большой кукле и маленькой куколке. Цель: учить ребенка понимать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и подарить большой кукле - дом, а маленькой куколке - домик и т.п.

6. Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого. 1.  Вызывание речевого подражания на материале гласных звуков. 2. Вызывание речевого подражания на материале открытых слогов. 3. Формирование способности называть предмет или действие словом, а не звукоподражанием. 4. Обучение фразовой речи путем договаривания начатых взрослым фраз. Формирования умения составлять двухсловные предложения (Вот Тата).

Следовательно, обучение детей с первым уровнем речевого развития должно начинаться с восстановления базовых функций -  неречевых процессов, обеспечивающих формирование речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»

Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увелич...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 - 7 лет

Игровой материал для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

«Формирование математических представлений (временные понятия) и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельности у детей с ОНР».

laquo;Формирование математических представлений (временные понятия) и осуществление мероприятий по коррекции речевой деятельностиу детей с ОНР»....