Постановка звука [ж].
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если дети занимаются постановкой звуков со специалистами- логопедами. Но иногда, в легких случаях, достаточно бывает проконсультироваться с логопедом и позаниматься с ребенком самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_zvuka_zh.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка звука [ж]
Характеристика звука [ж]
Артикуляционный профиль звука [ж]
Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка.
Артикуляционные упражнения для звука [ж]
«Наказать непослушный язык»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя – пя - пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
«Сделать язык широким»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".
«Приклей конфетку»
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
«Грибок»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
«Кто дальше загонит мяч?»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола (подуть на кончик языка).
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
«Вкусное варенье»
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
«Гармошка»
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
«Фокус»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Приемы постановки звуков [ш] и [ж]
К одним из самых распространенных приемов постановки звука [ш] относят следующие:
• Недостатки шипящих звуков [ш] и [ж] можно устранять в том случае, если свистящие звуки [с] и [з] произносятся правильно. Чтобы поставить звук [ш], ребенку следует предложить длительно произносить звук [с] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять язык за верхние резцы; при таком положении языка вместо звука [с] получится звук [ш], вместо звука [з] — звук [ж]. Постепенно ребенок приучается самостоятельно, без помощи шпателя, удерживать язык в нужном положении и правильно произносить шипящие звуки [ш] и [ж].
Следует указать ребенку, чтобы он слегка выдвинул губы при произнесении этих звуков (показать перед зеркалом) и прислушался к характеру издаваемого звука. Также следует обратить внимание ребенка на теплую воздушную струю.
Когда звуки [ш] и [ж] будут звучать правильно в изолированном виде, необходимо упражняться в произнесении их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Во всех случаях согласный должен произноситься протяжно.
Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж].
Автоматизация звука
Материал для автоматизации
Ребенок произносить слоги отраженно.
Жа, жо, жу, же, жи
Ребенок запоминает и самостоятельно произносит слоговые ряды.
Жа-жу-жа жи-жа-жи
Жу-жа-жу жу-жо-жу
Жа-жи-жа жо-же-жо
жда жбы жбэ жбо жбу
жла жлы жлэ жло жлу
жва жвы жвэ жво жву
жна жны жнэ жно жну
жга жгы жгэ жго жгу
жма жмы жмэ жмо жму
жда - ждо – жду - жди
жал – жол - жил - жул
лаж - лож – луж - лиж
Слова произносится ребенком отраженно, начиная с простых слов.
Жаба, жук, жевать, живот.
Жало, жулик, железо, жижа.
Ежата, жужжать, жена, жир.
Вожатый, рожок, жучок, жест, ножи.
Жалко, лужок, абажур, уже, ужи, одежда.
Закрепить звукопроизношение в коротких предложениях.
Болит живот. Что болит?
Жираф большой. Какой жираф?
Острые ножи. Какие ножи?
Под дубом желуди. Где желуди?
Выучить чистоговорки и стихи.
Жа - жа - жа - иголки у ежа.
Жу - жу - жу - флажок держу.
Жи - жи - жи - вкусные коржи.
Жа - жа - жа - видел я моржа.
Жи - жи - жи - под кустом сидят ежи.
Жу - жу – жу - я на солнышко гляжу.
Жу – жу - жу - как-то уж пришёл к ежу.
Хорош пирожок,
Внутри творожок.
Медвежонок бежит
И от холода дрожит.
Пастух пропел в рожок:
Вышел я на бережок.
Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами. (Э. Котляр)
Жу - жу - жу, Жу - жу – жу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу!
Над ромашками я кружу!
Безобидно я жужжал,
Что ж ты, Женя, убежал? (Ю. Какотов)
Игра «Закончи слово»
гара…, мира…,кор…, сторо….,чи….,мор…., стри…., у….
Игра «Начни Слово»
…ир, …ивот, …елезо. …есть, …ук, …изнь, …илет, …ивой, …елтый,
..аба, …ираф, …еле, …арко. …мурки, …евачка.
Игра «Прочти и подумай»
1. Жаба, жатва, жать, рожь, жакет, бежать на пожар, уважать маму, нажать на кнопку, ежата, пижама, кожа, лужа, лыжа, поклажа, пропажа, жаворонок,
жара, пожарник, лежать на пляже, держать, флажок.
К каким из этих слов нужно поставить вопрос кто? и к каким — что? Какие слова обозначают действия? Поставьте вопрос к этим словам.
2. Мы читаем: ожог, утюжок, медвежонок, ежонок, жеребёнок, Женя, Жора, прыжок,
Жанна, дружок.
Какими из этих слов можно назвать людей?
Какие из этих слов обозначают названия животных?
Какие из прочитанных слов вы ещё не назвали?
3.Вот ежевика, жёлоб, журнал, животное, жираф, Жучка, журавль, рыжик, моржи, ужи, жук, жаворонок, жужелица, чижи.
Какие из этих слов относятся и какие не относятся к животным?
Где здесь птицы? Где насекомые? Где растения?
4.Мы видим: желе, желток, жилет, абажур, мороженое, оружие, пирожное, прыжок, рожок, пирожок, драже, журнал.
Что здесь можно есть и что нельзя?
Дифференциация звука
Если ребенок долго произносил нужный звук и заменял его другим ( например, Ш заменял на С или Р на Л), то в дальнейшем - после постановки и автоматизации звука- может наблюдаться неустойчивое употребление звуков в разных словах в силу их недостаточной дифференциации. Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного проговаривания звуков, оказывается сформированными, но нет умения выбирать нужный звук, вследствие чего они и смешиваются. Ребенок в одних может употреблять поставленный звук правильно, а в других - по-прежнему заменяет его. В таком случае необходимо начать работу по дифференциации смешиваемых звуков.
Она включает:
-отчетливое проговаривание слогов и слов,
-повторение словосочетаний и предложений,
-заучивание пословиц и поговорок; стихов, включающих смешиваемые звуки.
Одним из важнейших условий эффективности занятий по автоматизации и дифференциации звуков является постепенное и систематическое повышение темпа выполнения речевых заданий.
Материал для дифференциации
Работа по дифференциации ЗВУКОВ Ж-Ш
Дифференциация на уровне звука:
Четкое произношение изолированных звуков:
Песенка жука :жжжжжжж.
Песенка воздушного шарика:шшшшшшшшшшш.
Дифференциация в прямых слогах
ШАР - ЖАР ЖИЛА-ШИЛО ДРУЖОК - ПОРОШОК
УШИ-УЖИ НАШИВКА – НАЖИВКА ЛОЖЕЧКА - ПЛОШЕЧКА
ШАЛЬ - ЖАЛЬ КРУШИТЬ - КРУЖИТЬ
ЛУША – ЛУЖА ТУШИТЬ - ТУЖИТЬ
ШИТЬ-ЖИТЬ ШЕСТЬ-ЖЕСТЬ
ЖУТКО-ШУТКА НУЖНО-ДУШНО
ЛУЖОК-МЕШОК ЛЕЖАТЬ - МЕШАТЬ
Дифференциация в обратных слогах
НУЖНО - ДУШНО
КНИЖНЫЙ - ПЫШНЫЙ
МОЖНО - МОШКА
ВЬЮЖНО – КУКУШКА
НЕЖНЫЙ -ВЕШНИЙ
ПИДЖАК - БАШМАК
Выучи стихотворение наизусть!
«Озеро»
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут:
Тучи в озере плывут.
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
(Ю. Коринец)
Прочитай предложения
- Возле большой лужи сидела жаба.
- Положи ложку в чашку.
- У ромашки желтая серединка.
- Шура любит крыжовник,а Женя –груши.
- Подальше положишь-поближе возьмешь.
Послушай загадку и найди отгадку!
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже,тем дождик ближе.
(облако)
Проговори сначала слова со звуком ш, а затем со звуком ж!
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко!
(Е. Благинина)
Дождь пошёл такой хороший!
Сразу ожили поля,
От восторга бьют в ладоши
Под окошком тополя.
Света тоже ливню рада,
Только - надо же! - досада.
Говорит ей мама: «В дождь на прогулку не пойдёшь».
Выучи стихотворение наизусть!
«Жадина»
Жадину я
Ни о чем
Не прошу.
В гости я жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовешь его. (Я.Аким)
Список использованной литературы
1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М., ТЦ Сфера, 2008.
2. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. М., 2001.
3. Инна Светлова. Домашний логопед. Программа развития правильного произношения. М., 2011.
4. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов - на - Дону. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...