Картотека артикуляционных поз при постановке звуков, предварительные упражнения перед постановке звуков С, Щ, Ц
картотека по логопедии на тему

Кузнецова Евгения Владимировна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_artikulyatsionnyh_poz.doc538 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Дубок» станицы Архангельской муниципального образования  Тихорецкий район

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ПОЗ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ЗВУКОВ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПЕРЕД ПОСТАНОВКОЙ ЗВУКОВ

(С,Ц,Щ)

                                                                            Подготовила:

                                                                            Учитель-логопед МБДОУ № 5 "Дубок"

                                                                            Кузнецова Е.В.

При артикуляции звука [ г ]

  1. Губы принимают положение следующего звука.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
  5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

При артикуляции звука [ к ]

  1. Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
  5. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.


профиль фонемы к

При артикуляции звука [ к' ]

Губы немного растягиваются и открывают зубы.

Зубы разомкнуты до 5 мм.

Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка опущена, средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции звука [ с ]

  1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
  2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
  3. Зубы сближены или сомкнуты
  4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  5. Голосовые складки разомкнуты.
  6. Звук с глухой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Звук С

Упражнения для развития напора воздуха.

1) Набираем в лёгкие воздух, с силой начинаем дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторяем упражнение.

2) Высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторяем упражнение.

3) Проделываем предыдущее упражнение без использования палочки.
Упражнение для губ. Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука с.

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдуваем воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с—. Повторяем упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, несвистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.
Проделываем несколько раз упражнение без использования палочки.

При артикуляции мягкого звука

[ с’ ]

  1. губы слегка растянуты в улыбку, зубы видны;
  2. зубы раскрыты на 1-2 мм;
  3. широкий кончик языка упирается в нижние резцы;
  4. передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; средняя часть спинки языка поднята к твердому небу;
  5. боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, вдоль языка по средней линии образуется желобок;
  6. посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
  7. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  8. голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При артикуляции твёрдого звука

[ з ]

1. Губы в улыбке, зубы видны;

2. Зубы сближены, но не сомкнуты;

3. Широкий кончик языка находится за нижними резцами;

4. Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

5. Посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

6. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

7. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Звук з ставится аналогично звуку «с», характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок.

Постановка звука З

При артикуляции звука [ ц ]

Постановку звука ц начинаем только при условии хорошего произношения звуков с и т.
При произнесении звука.

  1. Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнимаем и выгибаем «горка». Передняя часть спинки языка должна сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи.
  2. Губы растягиваем в улыбке.
  3. Зубы при произнесении звука смыкаем или сближаем. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.
  4. Воздух выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом. На тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.
  5. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют, поэтому образуется глухой звук ц.

Постановка звука Ц

Звук ц образуется при слиянии звуков т и с.

При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.
Хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует быструю постановку звука ц по подражанию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Для этого просовываем между зубами кончик языка. Прижимаем кончик зубами. Быстро разжимаем зубы и с силой отдёргиваем кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышим межгубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка.

1) Открываем рот. Кончиком языка упираемся в нижние передние зубы, а язык приподнимаем и выгибаем так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напрягаем, растягиваем в улыбке. Контроль тыльной стороны ладони.

Упражнение полезно тем, что приучаем язык к тому положению, которое необходимо при произнесении звука ц. Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.

2) Открываем рот. Кончиком языка напряжённо упираемся в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов.


При артикуляции звука Ш

  1. губы в полуулыбке (характерное для нормированной артикуляции положение губ рупором на этапе постановки не используется для предотвращения участия щек в образовании звука);
  2. рот приоткрыт, зубы разомкнуты на 3-5 мм;
  3. широкий язык поднят к альвеолам или к переднему краю твердого неба, но не прижат; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
  4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.


При артикуляции звука Ш

При артикуляции звука Ж

  1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. зубы сближены;
  3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
  4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.


артикуляция звука Ж

При артикуляции звука [ щ ]

  1. 1. Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно прижимаем к верхним коренным зубам, чем при постановке звука ш . В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
  2. 2. Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
  3. 3. Зубы смыкаем либо сближаем.
  4. 4. Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
  5. 5. Звук щ глухой, мягкий.Голосовые складки разомкнуты, поэтому не вибрируют.

профиль фонемы щ

Звук Щ. Подготовительные упражнения.

Упражнение. Открываем рот. Необходимо присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Это упражнение ребёнок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в горизонтальном положении. Палец прижимает язык к нёбу в средней части.

Набрав воздух, с силой его выдыхаем, стараемся произносить длительный звук ш. Будет слышать звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулирует логопед за счёт давления пальцем. Добиваемся долгого звучания. Для наглядности при произнесении звука щ логопед произносит вместе с ребёнком.

При артикуляции звука [ ч ]

При артикуляции звука ч

  1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. Зубы не смыкаются;
  3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
  4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
  5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.


Постановка звука Ч

ЗВУК Ч.

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

При артикуляции твердого звука Л

  1. губы в полуулыбке;
  2. зубы сближены;
  3. кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу;
  4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При артикуляции мягкого звука Ль

  1. губы в полуулыбке;
  2. зубы сближены;
  3. кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.
  4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.


артикуляция мягкого звука Ль

При артикуляции твердого звука Р

  1. губы находятся в положении следующего гласного;
  2. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
    кончик языка начинает вибрировать
  6. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  7. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При артикуляции мягкого звука Рь

  1. губы находятся в положении следующего гласного;
  2. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам; средняя  часть спинки языка поднимается к небу;
  4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков

Выполняя правильно представленные упражнения, Вы ускорите процесс постановки звуков специалистом....

Комплекс подготовительных упражнений для проведения предварительной работы перед постановкой сказки "Кошкин дом"

Комплекс подготовительных упражнений для проведения предварительной работы перед постановкой сказки «Кошкин дом» «Внимательные звери»         Цель. Трениров...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...

Артикуляционные упражнения на постановку звуков: шипящих, свистящих, соноров.

Комплексы артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к воспроизведению:- шипящих;- свистящих;- соноров....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Р, Рь.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гтмнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...