Конспект логопедического занятия по произношению "Путешествие в сказку "По щучьему велению"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тюрина Светлана Викторовна

Конспект занятия на автоматизацию звука [Щ] в слогах и словах. Построено в виде игры - путешествия в русскую народную сказку "По щучьему велению".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_avtomatizatsiya_zvuka_shch.docx187.42 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепление звука [щ] в слогах и словах

Задачи:

  • Образовательные
  • Учить детей правильно произносить звук [щ] в слогах, словах;
  • Закрепить знания детей о русской народной сказке «По щучьему велению»;
  • Формировать навык фонематического восприятия (умение выделять и называть первый звук  в слове; умение заменять первый звук в слове на другой звук и правильно называть новое слово; умение выбирать слова с заданным звуком);
  • Закрепить знания детей о характеристике звука [щ],
  • Формировать навык образования слов с увеличительно-пренебрежительным суффиксом -ищ;
  • Формировать навык согласования существительного с числительным;
  • Закреплять умение правильно называть профессии людей;

  • Развивающие
  • Развивать артикуляционный аппарат;
  • Развивать общую и мелкую моторики;
  • Развивать зрительное восприятие;
  • Развивать логического мышления;

  • Воспитательные:
  • Прививать любовь к родной речи.
  • Прививать навык здороваться при встрече;
  • Прививать желание помогать нуждающимся;
  • Воспитывать сплоченный детский коллектив;
  • Воспитывать дисциплинарные навыки (не перебивать друг друга, не выкрикивать, слушать внимательно взрослого и т.д.);

Оборудование: 

  • мультимедийный ролик «Емеля просит помощи»,
  • мультимедийный ролик «Щука»,
  • мультимедийная доска,
  • декорации и костюмы к сказке «По щучьему велению»,
  • ведро с загадками,
  • мультимедийная презентация-тренажёр «Артикуляционная гимнастика для звука [Щ]»,
  • опорная таблица «Артикуляция звука»,
  • слоговая таблица,
  • картинка «Паук – паучище»,
  • зашумленные картинки на звук [щ],
  • звуковой диск с прищепками-картинками на звук [щ];
  • 7 ящиков с разрезными картинками – профессиями,
  • угощение – леденец на палочке в виде петушка,
  • книжки для поощрения детей со сказкой «По щучьему велению».

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем!

Дети: … (стих приветствия)

       Здравствуйте, здравствуйте!

                                             Вам мы говорим!

                                             Доброго дня

                                            Пожелать хотим!

Логопед: Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку, а какую вы мне сейчас сами скажите, отгадав загадку:

                        Мастер он колоть дрова,
                          Рыбок уважает,
                          Хоть и дурья голова,
                          Печь его катает.
                                                         (Емеля)  

Логопед:  Из какой сказки?

Дети: По щучьему велению.

  1. Мотивация на образовательную деятельность:

Логопед: Правильно,  мы сейчас отправимся в сказку «По щучьему велению». А поможет в этом наш волшебный телевизор времени.

    (На экране появляется Емеля, сидит за столом в раздумье… ВИДЕО №1).

Емеля: … Что же делать? Что же делать! Охо - хо!

                 Не поможет, не -а …

                 Не поможет мне  никто!

                              Ну и Щука, вот так  Щука-

                              Разве мне загадки отгадать?

                  ЭХ! (с сожаленьем)

                              И не будет больше щука

                              Мои желанья исполнять!

                   Если б я умел читать,

                   Загадки смог бы отгадать!

                            И букв я ведь не знаю…

                            Теперь переживаю!

                                        (подумав, придумал…)

                    А может мне к  ребятам в гости сходить.

                    Ответы на загадки у них попросить.

                         Хорошая идея, отправлюсь-ка туда

                         Я думаю, ребята, выручат меня.

 

Логопед: Ребята, Сам Емеля хочет к нам  прийти! Поможем Емеле?

Дети: Да.

Логопед: Ой,  вы ничего не слышите?

                    Кто-то здесь у нас храпит?

                    Кто-то крепко очень спит?

                                (подходит, под одеялом на печке)

                     Это что ещё за чудо?

                     Это ты храпишь у нас?

                     Как тебя зовут?

 (Емеля слезает с печи)

Емеля:   (удивлённо) РЕБЯТА! … Я вас жду, который час!

Емеля: Здравствуйте, мои друзья!

             К вам спешил на встречу  я.

             Ехал целую неделю,

             А зовут меня… ЕМЕЛЯ!

                 

Емеля: Ребята, у меня беда! Помогите мне! Волшебница - Щука загадала мне загадки и сказала, если я не отгадаю их, то и желания мои она не будет выполнять! А желаний  у меня ещё много…! Ну, что поможете мне? Помогите, пожалуйста!

Дети: Да.

  1. Основная часть:

Емеля: Щука в ведре положила мне загадки. Вот первая, можно прочитать, что надо сделать…

Логопед: загадка 1: «Назови, Емеля, первый звук в слове [щука]»

Емеля: [У], что ли, нет, а [Хэ], да?

Дети: Нет.

Логопед: Что ты Емеля, нет, конечно, ребята, скажите, какой первый звук в слове [щука]?

Дети: звук [щ].

Емеля: [Се]?

Логопед: Да, нет же, Емеля, ты неправильно его произносишь, сейчас мы тебя научим, а чтобы правильно произносить звуки, нам нужна артикуляционная гимнастика.

Емеля: Какая – какая гимнастика?

Логопед: Ребята, артикуляционная гимнастика для …

Дети: Язычка.

Логопед: Мы сейчас вместе с тобой, Емеля, сделаем её, а поможет в этом нам опять волшебный телевизор.

(Презентация-тренажер «Артикуляционная гимнастика для [щ]», дети выполняют вместе с Емелей)

Логопед: Ребята, скажите, как правильно надо произносить звук [щ]?

                     (с помощью опорной таблицы)

C:\Users\Светлана\Documents\НАГЛЯДНОСТЬ\getImage.jpeg4.jpeg

Ребенок: (направляет бусины на нужную клетку и объясняет) губы вытянуты «Трубочкой» вперёд, широкий язык поднят вверх и напоминает «Чашечку», её боковые края крепко прижаты к верхним зубкам,  зубки сближены, но есть узенькая щель, через которую проходит теплый воздух, этот звук глухой и всегда мягкий.

Емеля: (с зеркалом) [щ-щ-щ…]. Ура получилось!

Логопед: Давай, Емеля, вторую загадку.

                     (Емеля вытаскивает из ведра сверточек с загадкой)

Логопед: «Прочитай загадочную табличку»

Емеля: Ну, я же не умею читать…

Логопед: Вместе с детьми  у тебя обязательно получится.

(чтение слогов по слоговой таблице ща, що, щу, щи, ще, ащ, ощ, ущ, ищ, ещ)

J:\DCIM\101CANON\IMG_1339.JPG

Логопед: Емеля, доставай следующую загадку.

Логопед: 3 загадка: «Превращалка»

Емеля: И что я должен во что превратить?

Логопед: Нужно заменить первый звук в слове, на звук [щ], и показать подходящую картинку.

Емеля: Ну, здесь вообще я ничего не понял, что и куда…

Логопед: Не расстраивайся Емеля, ребята тебе помогут. Ты вытаскивай картинку из ведра и называй, что на ней нарисовано, сможешь?

Емеля: Это-то я точно смогу.

Логопед: А вы, ребята, должны заменить первый звук в этом слове на звук [щ] и найти на столе нужную картинку и показать Емели.

Мука – щука

Кепка – щепка

Венок – щенок

Тётка – щётка

Кит – щит

Река – щека

J:\DCIM\101CANON\IMG_1337.JPG

Емеля: Ой, мне так понравилось играть в эту превращалку! Давайте еще!

Логопед: Нет, Емеля, у нас еще полведра загадок, ты про них что забыл?

Емеля: А-а-а, давайте дальше…

Логопед: 4 загадка: «Больщущие слова».

Надо, всё, что увидим на картинке, превратить в большущее.

Емеля: А как это? Я не умею рисовать…

Логопед: А рисовать не надо:

У кошки – усы, а у тигра – усищи,

У птички глаза, у дракона – глазищи,

У гномика дом, у Кощея – домище,

В баночке сомик, а в речке - сомище.

Если большие, значит – зубищи.

Ими скрежещет злющий волчище.

А динозавр здоровущим хвостищем

Тщетно в пещере сметает пылищу.(Е. Карельская)

Понял, Емеля, как мы будем превращать в большущие слова.

Емеля: Да, можно попробовать…

Логопед: Говори свои слова, а дети быстро превратят их в огромные.

Паук – паучище,

Глаза – глазищи,

Нос – носище,

Нога – ножища,

Усы – усищи,

Пещера – пещерища,

Зубы – зубищи,

Лапы – лапищи.

J:\DCIM\101CANON\IMG_1340.JPG

Логопед: Ну, что, Емеля, кажется, ты испугался. А хочешь, ребята, тебе страшную загадку загадают? Да и еще покажут.

Физминутка (психогимнастика)

Живет в пещере чудовище.

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи!

Да, не бойся Емелюшка,

Чудовище – это мышка!

Пещера – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!

Логопед: Емеля, видишь, оказалось всё не так страшно, а даже весело! Вынимай следующую загадку.

загадка 5: «Волшебная прищепка» - надо выбрать только те прищепки, где приклеена картинка со звуком [щ] и прищепить на звуковой диск.

J:\DCIM\101CANON\IMG_1336.JPG

Емеля: Очень интересно и весело, мне так нравится у вас.

Логопед: 6 загадка «Заколдованные картинки».

Нам нужно расколдовать картинки, назвав их правильно.

C:\Users\Светлана\Documents\ИГРЫ\зашумленные слова по звукам\щ.jpg

Емеля: Фу, я думал, мы никогда не справимся с этим заданием!

Логопед: Емеля, это все загадки от Щуки?

Емеля: Нет, есть еще одна, мне кажется самая сложная

Логопед: 7 загадка «Рассыпные картинки».

В ящичках лежат картинки, которые рассыпались, надо их сложить и назвать то, что там нарисовано.

Емеля: Я опять один не справлюсь -  вон, сколько этих ящиков!..

Логопед: А сколько, Емеля?

Емеля: Не знаю… много… я не умею считать.

Логопед: Дети, посчитайте для Емели, сколько ящиков нам приготовила Щука?

Дети: 1 ящик, 2 ящика, три ящика, четыре ящика, пять ящиков, шесть ящиков, семь ящиков, восемь ящиков.

Емеля: Видите как много, целых восемь ящика, то есть ящиков.

Логопед: Ребята, возьмите, каждый себе один ящик и помогите собрать рассыпанные картинки, а потом назовите, что нарисовано на них.

Пазлы «Профессии»

Часовщик

Стекольщик

Фонарщик

Каменщик

Танцовщица

Регулировщик

Сварщик

Упаковщица

Емеля: Ой, а у нас в сказочной деревни нет таких профессий.

Логопед: Да, Емеля, каждый человек должен получать свою профессию, хватит лежать на печи, иди учиться и получай профессию!

Емеля: Ладно, я подумаю.

            Спасибо вам, друзья,

            На все загадки ответы теперь знаю я!

             Смотрите, а вот и сама Щука  на  проводе по волшебному телевизору

(звучит музыкальная вставка: «плеск  волн» ВИДЕО № 2)

Щука:  Ну что, Емеля, справился ты с моими загадками?

Емеля: Да! Мне помогли  мои  друзья, ребята  из детского сада!

Щука:  Это  хорошо,

             Когда есть друзья,

             что в трудную минуту

             Выручат тебя!   НО!

                           На друга надейся, сам не плошай!

                           Науки мирские  иди (скорей)  изучай!    

             А что касается желаний:        

             Пусть остается  всё как прежде:

                         Своё  желанье только скажешь,

                         Оно  исполнится  тот час.

                         И не забудь сказать «Спасибо».

                         Тем, кто помог  тебе сейчас

                         Прощай, Емеля, в добрый час!

  Емеля: По щучьему велению,

               По моему хотению

               Моим друзьям  -

               Всем угощение!

Логопед: Спасибо, Емеля, ты добрый, счастливого тебе пути обратно в сказку!

                             (Емеля уходит)

  1. Итог

Логопед: Вот наше путешествие в сказку окончилось, скажите, ребята, какой звук мы учились произносить правильно?

Дети: [щ].

Логопед: а в какой сказке мы побывали?

Дети: Русская народная сказка «По щучьему велению…»

Логопед: Вы все хорошо работали, и поэтому я тоже для вас приготовила небольшие подарочки (книжки со сказкой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...