Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: Дифференциация звуков [к], [г]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Новикова Оксана Михайловна

Занятие предназначено для детей 5-6 лет-него возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия

в старшей группе

Тема: Дифференциация звуков

 [к], [г]

Подготовила: учитель-логопед

МДОУ детский сад №1

комбинированного вида

                                                                                   п.Вейделевка Новикова О.М.

                                       Аннотация к занятию

  К дифференциации поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, приступают только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании.  В этой работе опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.

  Предлагаемое занятие построено таким образом, что способствует не только дифференциации, но и развитию внимательного отношения к слову, обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память.

  Использование на занятии музыкальных произведений развивает и обогащает музыкально-интеллектуальный кругозор детей, воспитывает интерес к другим культурам мира. А основное назначение элементов логоритмики – развитие слуховых функций, речевой функциональной системы, творческих способностей ребёнка.

  Дидактические («Дерево загадок», пескотерапия), наглядные (массажные мячики, схемы мимических выражений лица) пособия, предназначены для развития мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, мышления, фонематического восприятия.

  После каждого этапа на занятии использовалась рефлексия – как способ запоминания, более чёткого усвоения материала детьми.

  В разработке занятия были использованы как игровые, так и учебные формы и методы работы. Материал данного занятия может быть гибко, выборочно использован в старших группах как с нормально развивающимися дошкольниками, так и с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии  (дети с ФФН, ОНР).

Тема занятия: Дифференциация звуков [к], [г].

Программное содержание: Развивать фонематический слух,

                                                внимание, память, логическое мышление;

                                                обучать ориентировке в пространстве,  

                                                выполнять движения в соответствии с музыкой и

                                                текстом;

                                                формировать артикуляцию;

                                                закрепить навык произношения звуков [к], [г] в

                                                слогах, словах, фразах, работать над  

                                                предложением;

                                                воспитывать звуковую культуру речи.

Методы и приёмы:  игровой, художественное слово, наглядный, элементы  

                                 логоритмики.

Материал: произведения В. Моцарта «Весенняя песня», С. Дель «Гусь» и  

                   «Кукушка»; «Загадочное письмо»; массажные мячики;

                   дидактическое пособие «Дерево загадок»; ёмкость с песком;

                   мелкие игрушки; схемы мимических выражений лица.

Ход занятия:

 

  1. Сюрпризный момент «Загадочное письмо».

Показываю детям «Загадочное письмо» и предлагаю прочитать:

               Я раскрываю почки в зелёные листочки,

               Деревья одеваю, посевы поливаю,

               Движения полна. Зовут меня . . .  (весна).

Звучит «Весенняя песня» В. Моцарта. На её фоне произношу слова:

                 Приди, весна, и снова

                 Пусть рощи оживут

                 Под шум ручья лесного

                 Цветы в лесу цветут!

                 Пускай нас с солнцем вместе

                  Разбудит птичий гам.

                  Мы станем бегать с песней

                  По рощам и лугам.

- Ребята, вы слышите нежную трепетную «Весеннюю песню», которую сочинил знаменитый композитор В.А.Моцарт. (Дети слушают)

- Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?  (Дети отвечают, я обобщаю ответы).

 - Понравилась «Весенняя песня»? Кто её сочинил?

  1. Артикуляционная гимнастика

- Ребята, наш язычок услышал музыку В. Моцарта и  захотел потанцевать.

Давайте ему поможем.

Артикуляционное упражнение «Язычок»:

Наш забавный язычок . . . (Дети хором произносят слова)

Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк!  (Дети щёлкают 4 раза)

Зубки чистим мы умело    (Текст проговаривают)

Вправо-влево, вправо-влево. (Дети выполняют упражнение)

Мы нисколько не устали,            

Вверх и вниз им двигать стали.  

Словно пчёлки пожужжали , (Дети произносят ж-ж-ж)

Как машина порычали            (Дети произносят р-р-р)

Как лошадки вскачь пустились  (Дети под музыку начинают движения)

Вовремя остановились.

- Чем занимался язычок? Вам понравилось, как танцевал ваш язычок?

  1. Пальчиковая гимнастика.

 - Пальчикам обидно стало, что язычок танцевал , а они нет. Смотрите, у меня есть вот такие красивые массажные мячики. Дадим пальчикам возможность тоже потанцевать?

Игра с массажными мячиками «Слива»:

Сливу я держу в руке,     (Кладут мячик на правую ладонь)

Зажимаю в кулаке,           (Крепко сжимают его)

Отпускаю, разжимаю       (Раскрывают ладонь)

И ладошками катаю.         (Катают мячик между ладонями)

(Повторение упражнения левой рукой).

- С чем играли пальчики? Хорошо они танцевали?

  1. Дифференциация звуков [к], [г].
  1. Игра «Сядет тот, кто…»

 - Садится тот , кто назовёт имя (мальчика или девочки) со звуком [к] или [г] (Гена, Кира, Вероника, Гриша, Клава, Гоша, Костя, Галя).

- Молодцы, хорошо справились! Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

  1. Детям предлагается сказать, чем различаются звуки [к] и [г] и чем они похожи.
  2. Речевая зарядка:

- Повторяйте за мной:

ка-га-ка     гы-кы-гы     го-ко-ко

кэ-гэ-кэ      ку-гу-ку      ак-уг-ук

  1. Дидактическая игра «Дерево загадок»:

- Весной распускаются деревья, цветы. У нас распустилось вот такое чудо-дерево и на нём распустились листочки-  загадки. Будем загадки отгадывать? Отгадку будем не просто называть, а искать её в песочке. (Срываю по одной загадке, отгадавший ищет предмет в песке и называет его, выделяя дифференцированный звук.)

- Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки (Гусь).

- Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, а по мне всё стук да стук  (Гвоздь).

- Волосата, зелена, в листьях прячется она, хоть и много ножек, бегать всё равно не может (Гусеница).

- Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает (Крот).

- Лежу – всё молчу, подыми - всех заговорю (Колокольчик).

- Через море-океан плывёт чудо-великан, пряча ус во рту, распустился на версту (Кит).

- Идёт, идёт, бородой трясёт, травки просит: «Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е» (Козёл).

- На чём росли загадки? Где спрятались отгадки?

  1. Прослушивание весёлых песенок:

- А теперь, я снова приглашаю вас послушать музыку, но не просто послушать, а выполнить задание: назвать часто встречающийся звук.

«Гусь», музыка С.Дель.

- Какой звук чаще всего встречался в песенке?

«Кукушка», музыка С.Дель.

- А в этой песенке какой звук чаще всего встречался?

- О ком пелось в  весёлых песенках?

  1. Рефлексия.

    - Ребята, давайте покажем, какое у нас было настроение на занятии. (Схемы мимических выражений лица лежат на столе,  на каждого ребенка по четыре  разных схемы)  Дети свободно подходят к столу и выбирают нужное им выражение, объясняя свой выбор. Тем самым они подводят итог занятия.

- Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались!

И я выбираю себе вот такое выражение.

Список литературы:

  1. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей. Сост: И.А.Мазнин. 2- издание. – М.: ТЦ  Сфера. 2007. – 96с. «500.»
  2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – Сп Б.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.- 64с. (кабинет логопеда).
  3. Юдина Я.Л., Захарова И.С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2011 – 128с. – (Дошкольники: учим,  развиваем, воспитываем).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия (старшая группа) Тема: «Автоматизация звука [Р]».

Это конспект логопедического занятия в детском саду для детей старшей группы на формирование навыков самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах; а так же это зан...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]».

Тема: Школа молодого бойца.Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:обучение умению различать на сл...

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков (с) – (ш)»

Занятие направлено на  дифференциацию  звуков (с), (ш) в слогах, словах на основе закрепления  навыка различения звуков (с) и (ш) в слогах, словах,  развитии фонематического слуха ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков С-Ш».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Дифференциациязвуков С-Ш»....

2021. Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в ДОУ Тема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, во фразе»

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в ДОУТема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, во фразе»...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: " Дифференциация звуков с- з".

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе .Тема: " Дифференциация звуков с-з "....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема «Дифференциация звуков [ Д]-[Т]»

Цель: Закрепление знаний о звуках [ Д]-[Т]Задачи:1. Коррекционно-образовательные:учить дифференцировать изучаемые звуки по акустическим характеристикам,учить чёткой артикуляции изучаемых звуков,продол...