Конспект НОД в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков (с) – (ш)»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Самусева Наталья Николаевна

Занятие направлено на  дифференциацию  звуков (с), (ш) в слогах, словах на основе закрепления  навыка различения звуков (с) и (ш) в слогах, словах,  развитии фонематического слуха и   восприятия. Воспитывает самоконтроль за речью, усидчивость.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦЕЛЬ: дифференцировать звуки (с), (ш) в слогах, словах. Задачи : Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения звуков (с) и (ш) в слогах, словах, Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость. Возрастная группа: старшая (5-6 лет) Форма организации: подгрупповая Оборудование: ноутбук, презентация, индивидуальные зеркала, мягкая игрушка кошка Снежинка предметные картинки со звуками (с) и (ш), мяч, картинки: мешок, мышка, гармошка, вишни, ромашка, карандаш, шишка, камыш, стол, сарафан, коса, сыр, совок, сапоги, миска, снеговик, каска, ананас, компас. Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас Предварительная работа: чтение свистяще-шипящей сказки, заучивание чистоговорки .

Слайд 2

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Загадка: В гости прилетела Звёздочка хрустальная. На ладошку села – От тепла растаяла. (Снежинка)

Слайд 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ С егодня мы будем учиться различать звуки (с) и (ш). Кошка Снежинка хочет научиться правильно произносить свои любимые звуки. Давайте мы с вами ей в этом поможем. А для начала, вместе с кошкой Снежинкой выполним артикуляционную гимнастику для того, чтобы нам красиво, чётко произносить звуки, слова.

Слайд 4

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Слайд 8

Характеристика и сравнение артикуляционных профилей звуков (с) и (ш).

Слайд 10

Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах ша , то, со, су, ши, аш , ок , ис , ош , ши, ос, са . са – ша шо – со шу - си су – ши шу – су ас - иш са – ша – со сы – ши – сэ со – шо – со сы – ши - сы со – шо – су су – ши – со аса – аса - аша асу – ашу – асу осо – ошо – осо осы – осы – оши сшо – сшо – сша сши – сши – сши сшу – сшу – сши аши – аши - асы

Слайд 12

чистоговорки

Слайд 13

Дидактическая игра « 4 лишний»

Слайд 14

Дидактическая игра « Скажи наоборот » Каска – кашка Миска- мишка Сутки- шутки Мыс-мышь Споры- шпоры Нас- наш Сок- шок Усы- уши Сайка – шайка Сила-шило Крыса-крыша

Слайд 15

Дидактическая игра « Рыбалка».

Слайд 16

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Дифференциация звуков  (с) – (ш)»

Подготовила: воспитатель Самусева Н. Н.

МБДОУ детский сад № 27  «Микки-Маус»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Форма организации: подгрупповая

Оборудование: ноутбук, презентация, индивидуальные зеркала, мягкая игрушка кошка Снежинка, схемы звуков (с), (ш), предметные картинки со звуками (с) и (ш), мяч, картинки: мешок, мышка, гармошка, вишни, ромашка, карандаш, шишка, камыш, сарафан, сыр, совок, сапоги, миска, снеговик, каска, ананас.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас

Предварительная работа: чтение свистяще-шипящей сказки, заучивание чистоговорки,  

Индивидуальная работа:

Тема: «Дифференциация (с) – (ш)»

Цель: дифференцировать звуки (с), (ш) в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения звуков (с) и (ш) в слогах, словах,

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость.

  1. Организационный момент

 Здравствуйте, ребята! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения.

В: Сегодня к нам в гости пришла кошка. А как её зовут, я вам не скажу. Отгадайте загадку, и узнаете, какая у кошки кличка.

В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села – 
От тепла растаяла.  (Снежинка)

  1. Основная часть

1.Артикуляционная гимнастика

Ребята, сегодня мы будем учиться различать звуки  (с) и (ш).  Кошка Снежинка хочет научиться правильно произносить свои любимые звуки. Давайте мы с вами ей в этом поможем. А для начала, вместе с кошкой Снежинкой выполним артикуляционную гимнастику для того, чтобы нам красиво, чётко произносить звуки, слова. Упражнения: «Горка», «Ветерок дует с горки», «Чашечка», «Дуем с чашечки».

«Горка» («мостик»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

 «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

 «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

В: Возьмите зеркала и произнесите эти звуки (с) и (ш)

2. Характеристика и сравнение артикуляционных профилей звуков (с) и (ш). 

В: Ребята, давайте вспомним как мы произносим звуки (с) и (ш)

Р: Когда произносим звук Ш – губы округляем, зубы отдалены, язык поднят вверх «чашечкой», голос не работает, теплая воздушная струя проходит по середине языка, звук согласный и твердый;

Р: Когда произносим звук (с) – губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами, голос не работает, холодная воздушная струя проходит по желобку языка, звук согласный и твердый.

В: Чем отличаются эти звуки друг от друга?

Вывод детей: Звуки отличаются положением губ и языка.

3.Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах:

В: Я называю слоги, а вы с помощью схемы показываете: звук [с] - ↓, звук [ш] – ↑

ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.

А сейчас два слога одновременно:

са – ша       шо – со    шу - си

су – ши      шу – су    ас - иш

2.Повторить цепочки слогов в той же последовательности:

   са – ша – со                            сы – ши – сэ

   со – шо – со                            сы – ши - сы

   со – шо – су                            су – ши – со

   аса – аса - аша                        асу – ашу – асу

   осо – ошо – осо                      осы – осы – оши

   сшо – сшо – сша                     сши – сши – сши

   сшу – сшу – сши                     аши – аши - асы    

4.Пальчиковая гимнастика  

Глаша каши наварила,               (варим кашу)

Кашей Сашу накормила,            (загибаем пальчики одновременно на двух                                    

Накормила Пашу, Дашу,            руках)  

Мишу, Машу и Наташу.                

Положила кашу в плошки          (складываем ладошки для кошки)    

Для собаки и для кошки.

Отложила кашу в миске,             (сжимаем кулачок, оттопыриваем мизинчик,  

Чтобы кашу съели мышки.          двигаем им вверх-вниз)

5. Работа над чистоговорками (нормальный темп, медленный, быстрый).

   Шишки на сосне,

   Шашки на столе.

   Наша серая кошка сидела на крыше,

   А ваша серая кошка сидела выше.

В: Назовите слова, в которых есть звук (с).

В: Назовите слова, в которых есть звук (ш).

6.Дидактическая игра «4 лишний» 

В:  Ребята, смотрите кошка Снежинка  не знает, как выполнить упражнение «4 лишний». Поможем ей?

Д: Собака, кошка, свинья, соболь.  Можно ли назвать их одним словом?

Д: Нет. Здесь лишний соболь, потому что это дикое животное, а остальные домашние. И т.д.

  • Шапка, мышка, шуба, носки.
  • Сапоги, автобус, самокат, машина.
  • Шкаф, стенка, стакан, софа.
  • Собака, кошка, свинья, соболь.

7. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

В:  Я буду кидать каждому из вас мяч и называть слова со звуком (с), а вы мне кидать мяч обратно и называть слова со звуком (ш).

Каска – кашка

Миска- мишка

Сутки- шутки

Мыс-мышь

Споры- шпоры

Нас- наш

Сок- шок

Усы- уши

Сайка – шайка

Сила-шило

Крыса-крыша

8. Дидактическая игра  «Рыбалка».

В: Кошка Снежинка также очень любит ходить на речку ловить рыбу. Давайте вместе с ней порыбачим. Но рыбки у нас не простые, а с картинками.

Дети с помощью удочек «ловят рыбу» и называют картинку, которая изображена на ней.

Девочки - рыбки со звуком (с), а мальчики – со звуком (ш)

Ш - мешок, мышка, гармошка, вишни, ромашка, карандаш, шишка, камыш.

С – сарафан, сыр, совок, сапоги, миска, снеговик, каска, ананас.

В: Молодцы, вы отлично справились с заданием.

  1. Заключительная часть

– Чему сегодня научились? 
– Вам понравилось играть с кошкой Снежинкой? 
– А что вам запомнилось больше всего? 
– Вы хорошо отвечали, играли, Снежинке у вас тоже очень понравилось. Она много узнала про звуки С, Ш.

Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!

Домашнее задание: придумать слова со звуками (с) и (ш) для игры «Угощение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи старшей группе. Тема: "Дифференциация звуков "с" и "ш"."

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Дифференциация звуков "с" и "ш"."...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков С-Ш».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Дифференциациязвуков С-Ш»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков С-Ш»

Cовершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: " Дифференциация звуков с- з".

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе .Тема: " Дифференциация звуков с-з "....