Зачетный проект «Использование возможностей сказки в работе логопеда»
проект по логопедии ( группа) на тему
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В поисках новых форм и методов работы происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является сказкотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lavrenova_o.s._ispolzovanie_vozmozhnostey_skazki_v_rabote_logopeda.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Зачетный проект
слушателя курсов повышения квалификации
учителей-логопедов ДОО
по дополнительной профессиональной общеобразовательной программе
«Логопедия в условиях реализации ФГОС ДОО» по теме: «Использование возможностей сказки в работе логопеда»
16.03.02 – 31.03.2016 г. (108 ч.)
Учителя – логопеда, МБДОУ №141
Лавреновой Ольги Сергеевны
г. Воронеж 2016
Использование возможностей сказки в работе логопеда.
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В поисках новых форм и методов работы происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм, выбранных мною, является сказкотерапия.
Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.
Изучив психолого-педагогическую литературу я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Цель: использование эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- Разработать концептуальные положения данной проблемы.
- Разработать серию логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами сказкотерипии.
- Создать предметно-развивающую среду.
Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы (принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности), принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип).
В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии:
1.Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
2.Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
3.Постановка сказок (игры-драматизации).
4.Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
5.Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)
6.Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
7. Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
8. Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).
Элементами сказкотерапии являются – медитации на сказку (статическое или психодинамическое погружение) так называемые психодинамические медитации. Психодинамические медитации направлены на выражение и проявление различных эмоций, улучшают и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, и гармонично развивают личность ребенка. Виды психодинамических медитаций: перевоплощение, пантомимические этюды, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с зеркалом, танец, упражнения с тканью.
1)Перевоплощение.
1. Перевоплощение в живое существо.
Цель: Снятие напряжения, активизация воображения
Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа, цаплю, крокодила. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья, птицы летят свободно и легко. (8 слайд)
2. Перевоплощение в неживое существо.
Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы, т.е. активно двигаться. По сигналу ведущего дети замирают, превращаясь в камень. При этом они принимают либо эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожиданно появляется кто-то страшный, опасный.
3.Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Кощея, Колдуна, Дракончика Звукоеда, Фею Буквину и пр.). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный дом. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами, берутся за руки и крепко их сжимают. Злое существо увидит этот дом около своего, выйдет и начнет дуть для того, чтобы дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет.
2)Пантомимические этюды.
Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.
-“ Больно”. Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место.
-“Забодаю”. Дети приставляют указательные пальцы к голове, наклоняют ее, хмурят брови, смотрят исподлобья.
-“Злость”. У ребенка скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняет вниз.
-“Радость”. Ребенок радуется, улыбается, покачивает головой, выполняет пружинку.
-“Горе”. Ребенок горюет: подставляет ладошки к щекам, прикрывает глаза, вздергивает брови под углом, опускает голову.
“Глупость”. Ребенок делает удивленные, круглые глаза; перешагивает с ноги на ногу.
-“Хитрость”. Ребенок прищуривает глаза, делает повороты туловищем.
-“Стыд”. У ребенка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.
-“Усталость”. Ребенок утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнута коленка.
-“Голод”. Ребенок вдыхает запах вкусных пирожков, облизывается, делает круговые движения руками по животу.
-“Удивление”. Ребенок широко открывает глаза и рот, руки в стороны.
Воспроизведение эмоций играющими детьми и “чтение” эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой.
3)Погружение в различные стихии (земля, вода, огонь, воздух).
4)Изображение растений.
Цель: Стабилизация психических процессов, снятие напряжения, создание позитивных образов.
Содержание упражнения делает ребенка добрее и восприимчивее
5)Упражнения с зеркалом – “Страна Зеркалия”.
Цель: Формирование у ребенка адекватных представлений об образе и возможностях своего тела.
6)Танец.
Это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой.
7)Упражнения с тканью.
Упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом. Упражнение формирует групповую сплоченность, чувство поддержки и доверия.
В логопедической работе использую два вида сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией: художественные и дидактические.
- Художественные сказки.
К ним можно отнести все литературное наследие наших предков. Художественные сказки могут быть народными. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования и терпения.
Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
Сюжеты народных сказок многообразны:
-сказки о животных, взаимоотношения людей и животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них;
-бытовые сказки. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к неврозам, рассказывают о маленьких семейных хитростях;
-волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этим сказкам в бессознательное человека поступает “концентрат” жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Художественные сказки могут быть авторскими.
Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничений добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому что положение этого героя среди других более привлекательно. Таким образом, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.
Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы: вычленение слов из сказки с заданным звуком; рифмовка слов (удалец-молодец); придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок); подбор эпитетов к сказочному герою; называние сказочного героя по эпитетам; называние слов-признаков, слов-действий из сказки; подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям - сказочного персонажа; придумывание нового названия сказки; называние пропущенных слов в сказке.
В работе над предложением предусматриваю два направления:
1. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.
2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы: составление предложений по опорным картинкам из сказок; составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения; составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей; составление предложений с опорой на игрушку; упражнение "Закончи предложение" и т.д.
Приёмы сказкотерапии при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; бином фантазии; сказки по-новому; сказка-калька; слово-сказка.
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.
2.Дидактические сказки.
Дидактические сказки – это сказки, которые я придумываю для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания.
Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:
1)Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
2)Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).
3)Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.
4)Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).
В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику.
Логопедическое занятие строю, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия, для того, чтобы “погрузить” в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Заинтересованность – повышает мотивацию к коррекционному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.
Структурными компонентами коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия являются следующие этапы: ритуал “входа” в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал “выхода” из сказки.
1 этап. Ритуал “входа” в сказку.
Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют “сплачивающее” действие).
2 этап. Повторение.
Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Содержание этапа: Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п.
3 этап. Расширение.
Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо.
Содержание этапа: Показываю или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий. Спрашиваю, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.
5 этап. Закрепление.
Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.
Содержание этапа: Провожу дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5 этап. Интеграция.
Цель: Связать опыт с реальной жизнью.
Содержание этапа: Обсуждаю и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
6 этап. Резюмирование.
Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
Содержание этапа: Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребенка за достижения, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт.
7 этап. Ритуал “выхода” из сказки.
Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Содержание этапа: Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением: “Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”. Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди.
Фото. 7 этап. Ритуал “выхода” из сказки.
Мероприятия, проводимые для реализации проекта:
- Чтение сказок: «Лиса и кувшин», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заяц - хваста», «Дюймовочка», «Сказка о золотой рыбке», «Морозко», «Заюшкина избушка » и «Муха-цокотуха».
- Проведение дидактических игр:
-«Запомни и повтори у кого сколько»,
-«Чья сказка быстрее построится правильно»,
-«Кого из сказки я загадала?»,
-«Расскажи сказку по слогам»,
-«Угадай по губам, какого героя я зову»,
-«Сказка о геометрических формах»,
-«Узнай сказку по предмету»,
-«Дорисуй героя».
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов:
-Словесно – режиссерская игра «Золотая рыбка»,
-Игра – импровизация «Любимая сказка»,
-Арттерапия «В подводном царстве»,
-Куклотерапия «Дюймовочка»,
-Психогимнастика «Путешествия жука в сказку»,
-Самостоятельная театрализованная деятельность «По страницам знакомых сказок»,
-Рисованием с применением нетрадиционной техники (кляксография «Муха – цокотуха и её гости»),
-Показ теневого театра «Заяц хвоста»,
-Кукольный театр «Морозко»,
-Пантомимические этюды на произвольное напряжение и расслабление мышц, упражнение на познавательно - эффективную ориентировку «Найди героя сказки»,
-Волшебная математика «Герой волшебных сказок в цифрах».
- Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей:
-Посещение кукольного театра «Теремок»,
-Вечер – развлечений «Вспоминаем сказку»,
-Оформление панно «Сказка в группе»,
-Рисование пластилином сказочных героев «Сказочные герои» на участке детского сада,
Результатом целенаправленной работы явилась положительная динамика в развитии эмоциональной сферы воспитанников.
Этот метод помог детям справиться с такими проблемами, как застенчивость, агрессивность. Дети приобрели навыки общения, стали немного раскованней, активизировались познавательные способности детей, намного улучшилась мелкая и общая моторика, улучшилась речь детей, расширился словарный запас детей.
В ходе проекта речевые упражнения, способствующие правильному звукопроизношению, проводились с использованием сказочных героев, что способствовало правильному выполнению упражнений. На материале сказок, как выяснилось, дети лучше усваивают математические знания.
Таким образом, введение элементов сказкотерапии в логопедический процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.
Можно сделать вывод, что использование в логопедической практике метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности.
Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.
Список использованной литературы:
- Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика.
- Е. П. Ильин. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург Москва - Харьков – Минск 2001
- Леонид Горбунов Опыт использования сказкотерапии в условиях Центра реабилитации
- Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников
- Тренинг по сказкотерапии. Под.ред.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. Технологии института сказкотерапии
- Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. Издательство «Речь». Санкт-Петербург,2000г
- Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.
- Игра «Маленькие слова»
- Пособие «Звукоград.Буквоград.Златоустия.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...
"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...
Возможности использования деревянного планшета в работе логопеда.
В данной статье автор предлагает вам варианты использование видоизменного пособия фирмы ООО "ОКСВА" " Волшебные дощечки для самых маленьких" в работе логопеда....
Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить пр...
Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"
В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственно...
Педагогический проект «Использование синквейна в коррекционной работе логопеда с детьми с нарушениями речи»
Презентация для ММО учителей-логопедов...
Проект " Устранение речевых нарушений по средствам использования POP IT в работе логопеда у детей с ОВЗ »
В проекте используются антистресс-игрушки ....