Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной логопедической группы «В сказочной стране или приключения Буратино»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

Цель:

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР.

Использование речевых игры, заданий, упражнений  по обучению грамоте,  автоматизации звука «Р» в речи.

Обогащение, активизация социальных знаний, формирование грамматического строя, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vskazochnoy_strane_ili_priklyucheniya_buratino.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность с детьми  подготовительной логопедической группы «В сказочной стране или приключения Буратино»

Учитель-логопед

Онегова Татьяна Леонидовна

Цель:

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР. Использование речевых игры, заданий, упражнений  по обучению грамоте,  автоматизации звука «Р» в речи. Обогащение, активизация социальных знаний, формирование грамматического строя, связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Совершенствовать развитие детей в познавательной, речевой области, с использованием ИКТ.

Закреплять навыки правильного произношения.

Развивать фонематическое восприятие.

Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь, речевое общение.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навыки фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза.

Продолжать работу над звукопроизношением, автоматизацией  звука «Р».

Закреплять понятия: слог, слово, предложение.

Продолжать работу по совершенствованию  просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

Развивать память, мышление, внимание, общую, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, отзывчивости, умение сопереживать.

Вызывать положительный эмоциональный настрой, стремление учиться.

Методы, приемы, используемые на занятии:

Информационный, словесный, наглядный, ИКТ, практический, игровой.

Предварительная работа:

Знакомство, характеристика звука «Р». Разучивание упражнений по координации речи с движениями.

 

Оборудование:

Презентация, слайды. Мнемотаблица. Пособия для составления слогов, слов, предложений и рассказа.

Ход занятия:

Оргмомент:

Л: Дети, сегодня в детский сад прилетела новая сказка. Хотите ее услышать?

В одном сказочном го. .оде жили – поживали Бу..атино, Пье..о, пёс А..темон, То..тила, папа Ка..ло, злой Ка.абас Ба..абас…У Бу.атино был день .ождения…

(Сказку начала читать, но ее мне не узнать?) А вы, дети, узнали эту сказку? Да, это герои сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»

В нашей сказке случилась беда. Может вы догадались какая?

В сказке потерялся звук и буква «Р». Как же быть?  Ведь у Буратино день рождение! Он пригласил друзей. Но без Р праздник не состоится. Нужно найти все части буквы Р и собрать ее.

Вы готовы помочь Буратино и его друзьям вернуть звук и букву «Р» в сказку?

Вперед, на помощь! Будем искать  «Р».  Нас ждут, необыкновенные приключения!

1,2,3,4,5 (соединяем пальцы обеих рук)

Начинаем мы играть (прыжок на 2 ногах, хлопок руками над головой)

Глаза свои закрыли (закрывают глаза ладонями рук)

Головки низко опустили (наклон)

А когда открыли глазки

Оказались в мудрой, интересной сказке! (Кружатся вокруг себя)

Ход  занятия:

1.Нас встречает Буратино.

-Он не слушал мудрые советы папы Карло и говорящего сверчка – шалил,  не пошел в школу. Ничего не знает, но очень хочет узнать. Какой он звук Р?

 Поиграем в игра «Верно - неверно?» сказал Буратино. А схема нам поможет.

Звук Р – гласный. (глухой)

Согласный (почему?  выдыхаемый воздух встречает преграду), звонкий (опыт - проверим одним из 3 способов), твердый – мягкий, непарный

-Расскажем Буратино наш любимый стишок про звуки и буквы. (Речь с движением).

«Звуки, четко произносим. Слушаем внимательно. (Хлопки, наклоны)

Буквы видим, правильно читаем. Пишем их старррательно». (глаза, пишем)

Написали в воздухе букву Р, и мы идем ее искать.

-Но сначала нужно помочь Буратино выбраться из страны Дураков.

Для этого произнесем заклинание. (повторение слоговых рядов)

Повторим заклинание : ра-ра,  ра-ра-ра, и т.д.…ру, ры,ро. (круговые движения рук).

2.  Мы вышли на полянку и встретили Пьеро.

Он совсем приуныл, четко и красиво произнесем  чистоговорки и поможем ему.

Ра-ра-ра – продолжается игра. (3 хлопка, поехали)

Ро-ро-ро - составляй слова Пьеро. (круговые движения согнутых рук, рисуем  полоски)

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру. (марш, руки вверх)

-С помощью волшебного конструктора подберите слоги так, чтобы получились слова.

Нужно среди кубиков отыскать кубик с буквой Р. Читаем : р, ра, ро, ру, ры,рэ.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Ры и Ба, а вместе РЫБА. Ру и Ка читай РУКА.

РО и ЗА, а вместе РОЗА, ГО и РЫ, читаем ГОРЫ.

Чтобы быстрее найти букву Р Пьеро предлагает поехать на паровозике.

Нужно только правильно разместить все его вещи (картинки: роза, рак, сорока, тигр и тд.), предметы со звуком Р, по вагонам.

В1вагончик поместим предметы со  звуком Р  в начале слова, 2- в середине слова , в конце слова в 3 вагон.

Проверяем. Пьеро уже не грустит, а радуется.

Вы прекрасно справились с заданием и отыскали часть буквы Р.

Дети получают часть буквы.

Продолжим наше увлекательное путешествие:

Чух-чух,чух!  Мчится паровозик во весь дух!(руки-медленно, руки-ноги-быстро)

Мы приехали в город, в котором живет доктор кукольных наук, директор кукольного театра злой Карабас Барабас.

3. Физкультминутка с мячом. Он очень расстроен, что в сказке  не стало Р, в его театр, совсем перестали ходить зрители. Карабас Барабас даже готов стать добрым, надо только сказать особые хорошие слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие слова или  качества людей, а вы произносить противоположные им по смыслу – хорошие слова - слова-наоборот.

-Грустный – веселый, радостный; трусливый - храбрый, плохой – хороший,  неряшливый -аккуратный, больной -здоровый, ленивый - трудолюбивый, грязный –чистый, жадный – щедрый, глупый-умный, злой – доброй.  

К.Б.  уже стал гораздо добрее и хочет со всеми дружить.

-Поможем Карабасу собрать поговорки, пословицы о  добре и дружбе. (Картинки)

Я начинаю, а вы продолжаете.

Не рой другому яму – сам упадешь.

 Не делай зла другому человеку, это зло обязательно вернется к тебе. Выражение предостережения. Говорят, желая предотвратить дурное дело, дурной поступок.

Что посеешь, то и пожнешь.

Как сам поступишь, как поведешь себя, таковы будут и последствия, результаты; за свои поступки рано или поздно приходится расплачиваться. Человек своими поступками сам определяет своё будущее.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Береги друзей. Не ссорься из-за пустяков.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Хорошо иметь много друзей, дружба дороже богатства, денег. Говорится, когда друзья или знакомые помогают, выручают в беде.

 Молодцы! Получилась отлично. Карабас даже оформил  открытку, с поговорками и пословицами о дружбе.

Волшебное слово – дружба.

-Возьмите магниты и составьте на доске слово дружба.

Сколько звуков в этом слове? В этом слове 6 звука.

Сколько согласных звуков в слове? В слове 4 согласных звука.

Перечислите их и скажите, какие они? Это твердые, согласные звуки. Звонкие.

Сколько гласных звуков? В слове 2 гласных звука.

Назовите их. У, А.

Сколько слогов в этом слове? Почему? В этом слове 2слога, потому что 2 гласных звука.

Повторим стихи про слоги. (Координация речи с движением)

-«В каждом слоге (хлопки), словно в доме (домик)

Красный огонек горит (кисти рук)

Это звуки гласные, красные, прекрасные (наклоны)

Образуют слог!» (хлопок)

Конечно, только дружба и поддержка друзей помогает нам справляться с такими сложными заданиями.

Дети получают часть буквы.

4. Дети, я слышу настойчиво лай собаки. Нас зовет наш друг пёс Артемон, он почуял новый след.

Слов цепочку соберем и тропинку мы найдем.  Рассмотрим картинки и выложим тропинку, интересно, куда она нас приведет? (последний звук названия картинки, является 1 звуком следующего слова). Звуковая тропинка начинается со слова ( усложнение, вставить лишние звенья цепочки; определить лишнее слово)   парта-абажур-рыбак-комар-робот-топор-рак-какаду-укроп-пруд.

Дети получают часть буквы.

5. Нас встречает  Черепаха Тротила.  Она любит рисовать и рассматривать картины.

Посмотрите, что мы видим на картине. Это кто? Это что? (Выкладываю картинки -раковина, пальма, мартышка, корабль, парусник, кот, самолет, черепаха)

-Составьте предложения,  используя слова-предметы, слова-действия и  маленькие слова - предлоги.

Черепаха живет на острове. Какое маленькое слово вы услышали? НА.

Мартышка сидит на пальме. Откуда она слезет? С пальмы.

Дельфин выпрыгнул (вынырнул) из воды. Куда он нырнет? В воду.

Кот плывет в лодке. Куда причалит лодка? К берегу.

Корабль плывет по воде. (по морю)

Самолет летит над морем. (по небу).

Раковина лежит на берегу. Откуда я подниму раковину? (с земли)

Пальмы растут на острове.

Дети в одном предложении рассыпались слова. Подружите слова.

Берегу к корабль приплыл. Как сказать правильно?

Сколько слов в предложении. Корабль приплыл к берегу.

Покажите столько пальчиков, сколько слов в этом предложении.

Проверим. 1 слово - Корабль, 2-приплыл, 3-к, 4-берегу. Повторим предложение.

6.Мы нашли, все части буквы Р.  Соберем их. Из каких геометрических фигур, нам нужно собрать букву Р? (трапеция, квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник, круг).

Дети выкладывают букву Р.

Мы нашли и собрали Р! Ура!  Покажем букву Р, с помощью руки.

«Руку на бочок поставим. Друг другу букву «Р» представим!» (физ.пауза)

Мы нашли и собрали букву «Р» и  Буратино может праздновать свой день рождения.

Буква Р согнула ручку, и пошла с нами под ручку.

Итог:

Давайте посмотрим и расскажем, как проходит праздник!

Я начинаю.

У доброго, весёлого, озорного Буратино день рождения! (Кого Буратино пригласил на праздник?)

На праздник Буратино пригласил своих друзей: Пьеро, Карабаса Барабаса, пса  Артемона, черепаху Тортилу.

Папа Карло и Мальвина накрыли стол и приготовили угощение. (Какие угощения они приготовили?) Сочные фрукты, праздничный торт, на десерт, мороженное.

Друзья подарили Буратино подарки. (Какие подарки подарили друзья?) Пьеро подарил коробку с кубиками. Карабас - Барабас подарил добрые слова и открытку с поговорки о добре, дружбе. Пес Артемон принес игру «Волшебная тропинка».  Черепаха Тортила принесла картину, краски, карандаши и букву Р. Папа Карло вручил Букварь. Буратино был очень рад подаркам!

Буратино станет умненьким, благоразумненьким и скоро пойти в школу.

Вы, дорогие дети, молодцы, настоящие друзья, помогли Буратино и его друзья, вернуть Р в сказку.

Буратино благодарит вас, вы настоящие друзья, помогли вернуть Р в сказку и дарит вам подарки.

РУ-РУ-РУ- всем дарю я по шару и киндер-сюрпризы.

Дети на прощание встанем в круг, возьмемся за руки и подарим героям сказки и гостям стишок о дружбе. (Координация речи с движением)

Так давайте, давайте дружить, 

Пусть наши слова запомнятся. 

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желание исполниться! 

Мы прощаемся с гостями, героями сказки и желаем всем добра, настоящей дружбы и исполнения желаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Животные жарких стран».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим....

Непосредственная образовательная деятельность в старшей логопедической группе «Приключения в замке Снежной Королевы»

Непосредственная образовательная деятельностьТема: «Приключения в замке Снежной Королевы».Задачи: 1. Развивающие: - развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;- развитие артикуля...

Конспект комплексной интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по закреплению темы «Животные жарких стран».

Конспект - игра "Виртуальное путешествие" методически разработан и направлен на закрепление материала по теме "Животные жарких стран", на развитие и совершенствование фонетико-фонематических процессов...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».

Цели занятия.1.     Закрепление понятия «гласный звук», правила о гласных звуках.2.     Уточнение чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и], [...