Научная статья по теме: «Совершенствование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование дидактических игр»
статья по логопедии (старшая группа)

Хохлова Маргарита Сергеевна

В статье содержится описание особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и методик обследования, рассмотрены этапы коррекции и их последовательность, предложены дидактические игры для совершенствования фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya_po_fonematicheskomu_vospriyatiyu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Совершенствование фонематического слуха

 у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр».

 Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем.       Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

 Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

 Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

 Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

 Нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

 Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

 Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

 Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

 Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности. 

 Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

 С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

 Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения.

 В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

 I этап – узнавание неречевых звуков;

 II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

 III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

 IV этап – дифференциация слогов;

 V этап – дифференциация фонем;

 VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

 Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

 На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы).

 На протяжении II этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

 III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (например, логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке.)

 На IV этапе ребёнка учат различать слоги.

 На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

 Задачей последнего VI этапа является формирование у ребёнка навыков звукового анализа.

Логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове) у детей с речевыми нарушениями.

Примеры дидактических игр на различных этапах работы.

I этап – узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало».

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

Игра «Чудо-звуки».

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Игра «В гору, с горки».

Пропевание гласного [а] то низким голосом (рука движется вниз), то высоким (вверх).

Игра «Алёнушка-ревушка».

Кукла Алёнушка расплакалась. Дети под плач рисуют на карточках полоски. Долгому плачу соответствует длинная полоса, а короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди [а] (успокаивают куклу) с заданной интонацией: удивления, радости.

Игра «Эхо».

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо».

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игра «Лишнее слово».

Детям предлагается выбрать лишнее слово. Например: канава, канава, какао, канава; мак, бак, так, банан.

Игра «Мое слово».

Детям предлагается назвать предмет на картинке и  подобрать похожее по звучанию. Например: мак-бак.

На IV этапе ребёнка учат различать слоги.

Игра "Кто как кричит?".

Взрослый выставляет картинки и говорит: "Посмотрите на картинки, послушайте, кто как кричит и повторите".

 - Девочка заблудилась в лесу и кричит: "Ау!"

 - Малыш плачет: "Уа!"

 - Филин сидит на суку: "ФУ- фу!"

 - Довольный поросенок лежит в луже: "Уф- уф!"

 "Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори".

Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый произносит слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

Игра "Будь внимателен".

Взрослый произносит несколько слогов (на-на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.

Игра «Живые слоги».

Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а, выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

V этап – дифференциация фонем.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

Игра «Хлопни – топни».

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

 -выделение гласных из ряда звуков.

 -узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

 -узнавание гласных на фоне многосложных слов.

 -выделение согласных из ряда других звуков.

 - узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Игра «Найди звук».

1. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребёнка навыков звукового анализа.

Этот этап имеет определённую последовательность:

 - Определение количества слогов в словах разной сложности;

 - Выделение первого и последнего звука в слове;

 - Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из

 предложения;

 - Различение звуков по их качественным характеристикам гласный-

 согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий;

 - Определение места, количества, последовательности звуков в слове;

 - Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками);

 - построение моделей.

Игра «Отстукивание слогов».

Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра «Поезд».

Детям предлагают составить поезд из вагончиков - карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых – последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Что собрали Рома и Рита».

Детям предлагается разложить картинки:

 [р] помидор, укроп, морковь, горох, картофель;

 [рь] огурец, редиска, репа, редька.

Игра «Телеграфисты». 

Играют двое детей, они – телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово – название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» – называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Игра  «Твёрдый – мягкий».

На карточку с синим прямоугольником – выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником – выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Одной из особенностей современного общества является превращение человека-созидателя в человека-потребителя. Откуда ждать первооткрывателей в науке, искусстве, технике, социальных о...

Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формир...

Статья на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

В статье описывается суть творческого мышления, характкризуются его компоненты,предлагаются некоторые методики по развитию определенных качеств мышления....

Статья по теме:«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Работу выполнила:Черемисина Оксана Анатольевна Работа выполнена по образовательной программе:Дошкольное образование...

Статья на тему: "Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари"

Детское речевое творчество – это вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятель...

Статья на тему: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, твор...