Нейропсихологический аспект развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста в условиях сада комбинированного вида.
статья по логопедии ( группа) на тему
Обращение к нейропсихологии – едва ли не единственный сегодня эффективный путь развития дефектологии, и в частности, логопедии. Изучение нейропсихологии помогает получить представление не только о внешних проявлениях (симптомах и синдромах) различных речевых дефектов, но и о причинах, а именно, о мозговых механизмах, которые до настоящего времени остаются недостаточно изученными и малоосвещенными в литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологический аспект развития лексической стороны речи
у детей дошкольного возраста в условиях сада комбинированного вида.
Обращение к нейропсихологии – едва ли не единственный сегодня эффективный путь развития дефектологии, и в частности, логопедии. Изучение нейропсихологии помогает получить представление не только о внешних проявлениях (симптомах и синдромах) различных речевых дефектов, но и о причинах, а именно, о мозговых механизмах, которые до настоящего времени остаются недостаточно изученными и малоосвещенными в литературе.
Нейропсихологический подход к изучению нарушений лексики и их коррекции является наиболее перспективным, позволяющим исследовать специфические особенности недоразвития лексики, углубить современные представления логопедии о механизмах нарушений лексики, о характере нарушений лексических операций в процессе порождения речи у дошкольников с речевой патологией.
Нейропсихология помогает специалистам выйти на более высокую ступень образования, открывает новое направление для творческой мысли, работающих с детьми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций, является мощным стимулом к созданию новых коррекционных методик. А воспитателям, учителям общеобразовательных и специализированных школ помогает вовремя принять необходимые и своевременные меры по устранению выявленных дефектов развития.
Одной из актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе является снижение словарного запаса (лексики) у детей с нарушением речи. Это проявляется в расхождении объема пассивного и активного словаря, недостаточном объеме активного словаря, неточном употреблении слов (вербальные парафазии), неумении подбирать синонимы, антонимы, а также в отсутствии навыка объяснять значение слов, пословиц, фразеологизмов.
Анализируя свой многолетний опыт логопеда-практика, пришла к выводу, что проблема, связанная с недостаточным развитием словаря у детей дошкольного возраста имеет многоаспектные причины. Одна из них - социальная. Речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком является важнейшим фактором развития лексической стороны речи. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы в этом случае могут значительно колебаться в зависимости от социально-культурного уровня семьи.
По результатам анкетирования родителей, большинство из них специально не занимаются данной проблемой, ограничиваясь лишь пояснением незнакомого слова.
При ежегодном логопедическом обследовании лексической стороны речи, в частности ее номинативной функции (назывании предметов, действий, признаков) значительный процент детей не дает названия изображениям на картинке или не называет реальных предметов. При этом дети испытывают разного рода затруднения:
1. забывание названий предметов;
2. замена слов по ассоциативным признакам (подушка-спать);
3. замена слов на основе звукового сходства (стол-слон);
4. замена слов по функциональному признаку (телефон-звонить, стакан-пить);
5. замена слов из другой категориальной группы (ложка-совок).
Другой причиной недостаточного развития словаря у детей дошкольного возраста является патология со стороны центральной нервной системы (перинатальная энцефалопатия, патология натального периода, постнатальные заболевания).
Нейропсихологическими исследованиями доказано, что нарушение функции называния может быть обусловлено отставанием речи в целом, а иногда и в психическом развитии ребенка. (Т.Г.Визель «Основы нейропсихологии», стр. 331). Инструментальные обследования доказывают, что у таких детей недостаточно функционируют проводящие пути мозга (что наиболее значимо для детей), либо определенные доли мозга. Заднелобные доли мозга - если это называние действий по картинкам, или объяснение пословиц, фразеологизмов. Теменные доли мозга, если это называние частей тела; затылочные, если это реалистические предметы; височные, если это реализация слов.
Таким образом, дети, имеющие сочетанные нарушения (опорно-двигательные нарушения, неврологическая патология) имеют вербальный дефицит. Зачастую, это не только дети с общим недоразвитием речи.
В условиях комбинированного детского сада
для детей с патологией ОДА, для эффективной работы учителя-логопеда по формированию лексической стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями был положен опыт специализированных детских садов для детей с нарушением речи. Внедрено тематическое планирование с использованием лексических тем. Планирование работы по лексическим темам, на наш взгляд, создает оптимальные условия для всестороннего развития детей с патологией ОДА и обеспечивает возможность более эффективного усвоения учебного материала.
При тематическом планировании происходит концентрированное изучение темы (в переводе с латинского языка – насыщенный, имеющий, высокую концентрацию): все педагоги и узкие специалисты ежедневно организуют на разных занятиях изучение одной темы. Это обеспечивает многократное повторение одного и того же материала, что важно для детей с сочетанной патологией.
При разработке конспектов на развитие лексической стороны речи по лексическим темам помимо возрастных и индивидуальных особенностей учитывала нейропсихологические особенности детей.
По А. Р. Лурия (основоположник нейропсихологии в России), слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом смысловыми связями, образуя систему семантических полей. Семантическое поле - это информационное пространство понятия, выраженное комплексом ассоциаций, возникающих вокруг слова и раскрывающих его значение. Ядром семантических полей являются наиболее частотные слова. Такая организация у детей и взрослых происходит по-разному. У детей объединение слов в группы происходит на основе тематического принципа. Умение строить семантические поля по определенной теме развивает ассоциативную лексику и способность к связным высказываниям.
Исходя из опыта работы, большую роль отводила качественной подготовительной работе (работа по алгоритму, желательно разработанному совместно с детьми). Используя, данные физиологии о том, что кора мозга (речь - одна из корковых функций) может тренироваться, проводила работу по развитию лексической стороны речи систематически и целенаправленно. Не только на занятиях, но и в разных видах деятельности, в ходе которых новые слова включаются во все системы взаимосвязей: в систему реальных отношений, в систему обобщений.
Опыт показывает, что только в этом случае слово прочно входит в лексику ребенка и используется им по назначению. Еще К. Паустовский говорил, что ребенок, познакомившись со словом поближе, узнав его на «ощупь, вкус и запах», никогда не употребит его некстати.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.
СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-578528-1675789958.jpg)
Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста
Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-623264-1548515400.jpg)
Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-796910-1559717310.jpg)
Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста
К. Д. Ушинский ввёл звуковой анализ как средство познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв, складыванием слов, следующего за разложением на звуки, поэтому его считают р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-301211-1379916295.jpg)
Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Реферат
Цель исследования: изучить и теоретически обосновать систему работы по развитию фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.Объект исследования: процесс развития фонематической стороны речи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/10/picture-1336331-1628615746.jpg)
Мастер-класс "Развитие смысловой стороны речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений"
Мастер-класс для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/16/picture-281460-1376679623.jpg)
Семинар - практикум "Дидактические игры по развитию произносительной стороны речи детей дошкольного возраста"
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относят...