Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Христофорова Наталья Александровна

Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kharakteristika_proiznosheniya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика произношения

детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста - смягченность речи: «лезецька» (ложечка), «сюмоцька» (сумочка). Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: «сюба» (шуба), «сяпка» (шапка). Трехлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими: «юка», «лука» (вместо «рука»), «вампа», «ямпа» (вместо «лампа»). Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К-Т, Г-Д («торова» вместо «корова», «дулять» вместо»гулять»), а также оглушение звонких звуков («шук» вместо «жук»).

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками (рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными (тамвай - трамвай, клыша - крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим, имеющимся в том же слове. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин).

Произношение у детей среднего дошкольного возраста.

В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки (Ш, Ж, Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас», или «жук зуззыт». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом еще нет. «Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например: «горубой» (голубой), «родка» (лодка), «щад» (сад), «жонтик» (зонтик) и т.п. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые раньше сами являлись заменителями. Если вместо «Р» он произносил «Л», то теперь он делает обратную замену, не сразу понимая, где она нужна, а где - нет.

Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук «Р», но он еще не достаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «Р» в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: Л, ЛЬ, Й. Словопроизношение детей 4-5 лет тоже становится чище, как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки  и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

Произношение у старших дошкольников.

Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15-20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков Ш, Ж, Ч, а так же Ф и Л, причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6-7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых: «яблуко», «мине», «ходить», «фатить».

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....

Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста

К. Д. Ушинский ввёл звуковой анализ как средство познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв, складыванием слов, следующего за разложением на звуки, поэтому его считают р...

Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Реферат

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать систему работы по развитию фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.Объект исследования: процесс развития фонематической стороны речи...

Семинар - практикум "Дидактические игры по развитию произносительной стороны речи детей дошкольного возраста"

Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относят...

РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:...

Сообщение из опыта работы: «Подвижные игры как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом...