Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Реферат
материал (подготовительная группа)

Абрамовских Алена Сергеевна

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать систему работы по развитию фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация педагогической работы по развитию фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме работы
  2. Раскрыть этапы развития фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста
  3. Составить перспективное планирование по организации работы педагогов.
  4. Составить комплекс игр и упражнений для развития фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение практической деятельности Муниципального детского общеобразовательного учреждения Детского сада №7 Копейского городского округа (далее МДОУ ДС №7 КГО); беседа и консультация со специалистами МДОУ ДС № 7 КГО — логопед и старший воспитатель группы, методист.

Практическая значимость работы заключается в том, что составлено перспективное планирование по совместной организации работы педагогов и комплекс игр и упражнений для развития фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

 дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

Кафедра развития дошкольного образования

Абрамовских Алена Сергеевна

Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста

Итоговая аттестационная работа

 по дополнительной профессиональной программе

профессиональной переподготовки

 «Педагогика и методика дошкольного образования»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

Пелихова Анна Валерьевна

Челябинск, 2017

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Фонематическая сторона речи: основные понятия и теории

1.2.Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Организация работы педагога по развитию фонематической стороны речи детей подготовительной к школе группы.

2.2. Игры и упражнения для развития фонематической стороны речи детей подготовительной к школе группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Таким образом, развитие речи одна из актуальных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Ведь правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.

Вопросами развития фонематической стороны речи занимались авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в практике работы ДОУ обусловили выбор темы исследования «Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста».

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать систему работы по развитию фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация педагогической работы по развитию фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме работы
  2. Раскрыть этапы развития фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста
  3. Составить перспективное планирование по организации работы педагогов.
  4. Составить комплекс игр и упражнений для развития фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение практической деятельности Муниципального детского общеобразовательного учреждения Детского сада №7 Копейского городского округа (далее МДОУ ДС №7 КГО); беседа и консультация со специалистами МДОУ ДС № 7 КГО — логопед и старший воспитатель группы, методист.

Практическая значимость работы заключается в том, что составлено перспективное планирование по совместной организации работы педагогов и комплекс игр и упражнений для развития фонематической стороны речи детей дошкольного возраста.

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития речи ребёнка дошкольного возраста

1.1.Фонематическая сторона речи: основные понятия и теории

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие зыковых конструкций и их понимание. Речь выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную, или сигникативную, функцию (средство обобщения), индикативную (средство указания на предмет).

Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком.

Первый аспект – развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка.

Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично ее анализируя — определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).
Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей — левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.
В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука

При нормальном речевом развитии ребёнок не сразу овладевает нормативным произношением. «Первоначально, - пишет Н.И. Жинкин, - центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочный, не принимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем».

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.

Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская.

1. Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);

2. Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);

3. Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы

Фонематическая сторона речи включает в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.

Л.С.Выготский первым ввел понятие «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. Он говорил, что фонема – это не просто звук, а значащий звук, различающий смысл. Им же впервые был введён термин «фонематический слух».

Фонематический слух – это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию, следовательно, основой для формирования фонематического слуха является бессознательный анализ речи окружающих его людей. 
Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

1.   Способность слышать есть данный звук в слове или нет;

2.  Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие – это процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются на свои составные части, и их звуковой состав не осознается.  Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

Фонематическое восприятие включает:

1.      умение определять линейную последовательность звуков в слове;

2.    умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

  1. осознание или подсчет количества звуков в слове.
       
    Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. В.К. Орфинская выделяет следующие формы оперирования фонемами:

1. узнавание звука на фоне слова;

2. выделение первого и последнего звуков из слова;

3. определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам. 
     
Фонематический синтез– это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков в слово. Как считает Т.Г. Егоров процесс фонематического синтеза не только не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Фонематический анализ (операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов) и синтез (мысленный процесс соединения частей в целое) должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

Фонематический анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Фонематическое представление  формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематическое восприятие), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ). И.Лалаева дала определение фонематического представления как сохравшихся в сознании образов звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов. Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения.  Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

По Л.И. Лалаевой и Л.Н.Смирновой «фонематические представления» включают в себя:

1. Придумывание слов из определенного количества звуков.

2. Нахождение картинок, в которых 3, 4, 5 звуков.

3. Придумывание слов, начинающихся на звук …

4. Составление слов из звуков (с-о-к).

Подводя итоги, отметим, что фонематическая сторона речи структурно очень сложна. И для нормального развития ребёнка нужно развивать все её компоненты.

1.2.Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

В онтогенезе развитие и становление фонематической стороны речи происходит постепенно и в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньшее и менее четко.

Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии:

1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;

2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;

3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и искаженное неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового.

4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода - различение правильного и неправильного произношения.

Формирование фонематического восприятия происходит в тесной связи с развитием органов артикуляции.

Новые для младенца физические раздражители среды (боль, голод, неудобное положение) возбуждают дыхательные и фонационные подкорковые системы мозга, в результате чего появляются первые крики. Из таких криков с первого месяца постепенно возникают на базе сосательного рефлекса намеки на звуки согласного типа м, п, б.  Понимание речи у детей развивается раньше и лучше, чем произношение. Поэтому ведущая роль в развитии фонематической стороны речи принадлежит слуху. Он функционирует уже с первых часов жизни ребенка. Уже с первого месяца вырабатываются слуховые условные рефлексы, а с пяти месяцев этот процесс совершается достаточно быстро. Младенец начинает различать голос матери, музыку и т.п. Без подкрепления эти рефлексы скоро угасают. Такое раннее участие коры в развитии слуха обеспечивает раннее развитие фонематической речи. Но хотя слух в своем развитии и опережает развитие движений органов речи, все же на первых порах и он недостаточно развит, что обусловливает ряд несовершенств речи.

На рубеже первого и второго месяцев при первых проявлениях приятного чувства (радости) у младенца возникают короткие звуки – "гуканье". К концу второго-третьего месяца ребенок издает звуковые комплексы, состоящие из заметно расчлененных, но недостаточно четких протяжных звуков; на третьем-четвертом месяце начинается стадия "гуленья". Звуки гуленья похожи и не имеют социального значения. В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха. На пятом-шестом месяце произносятся уже хорошо различимые отдельные звукосочетания (ма, ба, па, да, на), а затем на основе автоимитации они повторяются (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, дя-дя-дя, на-на-на). Такая автоимитация облегчается уже проторенными в мозгу нервными путями и поддержкой развивающимся слухом. Ребенок вступает в стадию лепета.

Артикуляции в лепете по сравнению с гуленьем приобретают большую точность и устойчивость, вырабатываются определенные сочетания звуков, особенно смычных с гласными. Ребенок гулит и лепечет большей частью при спокойно – удовлетворенных состояниях. Он как бы забавляется, "играет" до утомления своим голосом, как руками и ногами, после чего быстро засыпает. В этой "игре" упражняются еще слабые органы речи, в результате чего развиваются координации речевых движений, дифференцируются слуховые (ребенок прислушивается к своему голосу), тактильные и кинестезические раздражители, образуются новые звуковые связи.

Автоимитация является хорошей подготовкой для подражания речи других. Сначала ребенок подражает тем звукам окружающих, которые он сам произносит и артикуляцию которых хорошо видит, а затем звуки повторяются в основном по слуху. К восьмому-девятому месяцу такое подражание становится любимым занятием ребенка. На десятом месяце дитя подражает и таким звукам окружающих, которые самостоятельно еще не произносит.

В этот период у ребенка появляется словоподобный лепет и звуки лепета менее связаны с инстинктивными реакциями, т.е. часть из них приобретает характер условных рефлексов, что содействует овладению звуками речи окружающих. Постепенно лепет полностью угасает, во-первых, потому, что для него нет подкрепления в речи взрослых, во-вторых, потому, что в нем нет социальной значимости вторых сигналов. В лепет понемногу начинают проникать слова, интонации и ритм речи взрослых.

На основании условных связей с семи-восьми месяцев, по Н. М. Щелованову, ребенок уже понимает несколько слов, означающих особенно ярко окрашенные вещи, звучащие, двигающиеся предметы, людей, которых ребенок наиболее часто видит. Сюда же относятся игры и просьбы, при которых ребенок по слову производит движение. С девяти-десяти месяцев выполняет поручения: "дай", "принеси" (сначала взрослые показывают предмет). При этом он еще не улавливает звукового состава слова, а охватывает его звуковой рисунок, интонацию, ритм, как более простые элементы слова. В возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность непосредственного общения с окружающим миром. Ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает им установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

У ребенка возникает усиленная потребность в речи – часто он в целях удовлетворения своих желаний просит мимикой, жестом. Мать подхватывает эти движения словами: "Ну скажи – мама, дай мяч" и т.п. Дитя понемногу начинает повторять за матерью, а около полутора-двух лет начинает говорить отдельными коротенькими фразами. До исхода второго года у детей наблюдается как бы механическое повторение слов, концов вопросов, концов услышанной фразы. Итак, к концу первого года ребенок произносит уже отдельные слова, названия предметов, с которыми чаще имеет дело.

Первоначально слово означает и объект, и цель, и средство действия, отмечает В.В.Бунак, т.е. является предложением.  В этом проявляется ситуативность речи малышей на основе генерализации многих условных раздражителей: здесь слово выражает собой целую ситуацию. Переход от слова-предложения к предложению из нескольких слов требует умения расчленить слитность ситуации на отдельные компоненты, это происходит при наличии у ребенка 40-60 слов, обычно в возрасте 1-2 лет, отмечает А.А. Люблинская. Лишь впоследствии, с возникновением у ребенка определенного содержания, т.е. понимания слова, оно выделяется из сформировавшегося предложения как часть его.

Как первоначальное понимание, так и овладение произношением у ребенка вначале опирается на ритм и интонацию слова без различения звукового состава его. Различение фонем происходит сравнительно медленно: еще на втором году дети не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слова, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, т.е. выделение фонем. Соответственно с этим уточняется и артикуляция. От нее зависит качество произносимых звуков. Сначала артикуляция происходит только рефлекторно, без контроля сознания, затем в некоторых случаях она осуществляется сознательно.

Уже в конце первого полугодия в лепете многих детей можно различать вполне ясные звуки а, б, п, м, г; затем постепенно, к началу второго года, появляются э, у, ы, о, и, т.е. все гласные, и согласные в, т, д, к, х, ль, с, ф. Большинство этих звуков формируются не сразу в правильном виде, а через промежуточные, переходные звуки. Такими звуками являются соответствующие нормальным звукам смягченные (дь, ть, нь, сь, ць, рь, ль) или сходные по способу артикуляции. Постепенно через переходные звуки согласные дифференцируются. При этом все переходные звуки некоторое время сосуществуют. Всякий заместитель звука представляет некоторое число артикулярных движений, соответствующее, хотя и не вполне, числу движений замещаемого звука. Это не только продвигает ребенка по пути овладения замещаемым звуком, но обогащает артикуляционный фонд ребенка, облегчающий овладение и другими звуками.

У каждого ребенка имеются свои доминирующие звуки, которыми чаще всего заменяются другие звуки. Более поздно появляющиеся звуки формируются из диффузных звуков раннего периода.

Диффузность звуков делает их неустойчивыми: в одном и том же слове произносится то один звук, то другой. Период окончательного закрепления нового звука длится от 15 до 22 дней, иногда до трех месяцев. Чем сложнее артикуляция, чем дольше существовал заместитель ее и больше отличается от нормальной артикуляции, тем длительнее этот период.

Выделение фонем, по данным Н.Х. Швачкина происходит в процессе их фонематического противопоставления в следующей временной последовательности: сначала выделяется гласная а в отличие от прочих гласных; затем дифференцируются и-э, у-о, и-у, э-о, и-о, э-у. Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные. Причем для различения сонорных главную роль играет слух, шумных – артикуляция. Значительно позже, примерно через год, различается мягкость и твердость согласных. В последующей дифференциации сонорных между собой ребенок в зависимости от индивидуальности опирается то на слух, то на артикуляцию или на то и другое. В дальнейшем из шумных прежде всего выделяются губные п, б, м, ф, в (здесь помогает и зрение). Они отличаются от язычных, при этом в первую очередь выделяются взрывные, как акустически более яркие, артикуляционно более легкие (п-т, б-д, п-к, б-г, п-ф, т-с, к-х). Далее различаются один от другого язычные переднего и заднего рядов (т-к, с-х).

В последующем развивается более трудная дифференциация глухих и звонких согласных. Это различение затрудняется одинаковостью артикуляции. В дальнейшем наступает период дифференциации шипящих и свистящих звуков и, наконец, различие л-й, р-й.

Как правило, в периоде формирования согласных звуков глухие, не осложненные работой гортани, предшествуют звонким, взрывные преобладают над щелевыми, потому что ребенку легче на короткое время грубо прижать орган речи, чем длительно удерживать его сближенным на небольшом расстоянии. Вот почему ш, ж, с, з, ц появляются значительно позже других согласных звуков — лишь на третьем году, а иногда даже в конце пятого года. Твердые звуки л и р возникают вследствие особой сложности своих артикуляций значительно позже других звуков, часто лишь к пятому -- шестому году и позже.

Во всех случаях лучше выделяется первый звук слова. Такой ход развития фонем наблюдается у большинства детей. Значительная часть из них скорее усваивает фонемы акустически, меньшая – артикуляционно, т.е. не все звуки, различаемые ребенком по слуху, произносятся им.

Вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем — доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест. Чем дольше "недоношенный" звук задерживается в речевой практике ребенка, тем медленнее и труднее он приобретает свою завершенную форму. Так как развитие слуха ребенка опережает развитие его речевой моторики, то с конца второго года недостатки произношения преимущественно обусловливаются несовершенствами моторики. Новые, сходные по артикуляции звуки обычно появляются целой группой. Поэтому очень важно появление одного из них.

Из звуковых сочетаний наиболее устойчивыми оказываются сочетания согласных п, б, затем т, ль, дь, к, нь, д, преимущественно с гласным (па, ба, ма, пап, бап, нам и т.п.). Частое смягчение звуков вызывается большим артикуляторным напряжением (обратное редко бывает), которое вызывает приподнятие средней части языка и наблюдается в эмоциональной речи.

При синтезе слова решающую роль играет сила слогов, как звуковых раздражителей. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и сам произносит вначале только первый или только ударный слог. Неударный же слог, особенно предударный, часто сильно искажается или совсем опускается (мидой -- помидор, атобиль -- автомобиль, кляндаш -- карандаш). Бывает, что выпадают и ударные слоги. Чем больше слогов в слове, тем чаще случаи пропусков их. Слабый звуковой анализ, недостаточность артикуляции, кинестезических дифференцировок и чувства ритма, по мнению Н.Х. Швачкина   - существенные причины пропуска слогов. Легче усваивается открытый слог, закрытый слог встречается в детской речи реже и появляется позже.

При стечении в одном слоге нескольких согласных, из-за трудности артикулирования, отчасти вследствие слабости фонетического анализа, остается обычно только один из них: сясьно – страшно, басой – большой, мася – масло. Наиболее трудными являются следующие сочетания: два взрывных (бг), сонорный -- взрывной (лк), фрикативный – взрывной (ст), два фрикативных (сх) и согласные с одинаковым (сз) или близким местом образования (сд, вп).

Кроме пропусков и замен, у детей в возрасте 3-5 лет наблюдаются: перестановки, особенно в длинны словах и когда в них имеются р и л (вызываются трудностью запомнить последовательность звуков в слове): помолала, коломотив, левольвер, удвоения: нюню – одну; слияния двух слов в одно: Мифимич вместо Михаил Ефимович, уподобления под воздействием общего сходства слов, звуков (бупка вместо булка, бамяжка вместо бумажка), преждевременное произнесение последующего в слове звука.

Такие особенности произношения являются вследствие недостаточности дифференциации процесса торможения в области слухового анализатора и обусловленной этим слабости фонематического анализа; в других случаях из-за несовершенства двигательного анализатора. В усвоении ребенком звуков речи важным является осознание фонематической значимости их. Между тем до 3-4 лет ребенок с трудом отвлекается от предметного содержания слова, чтобы сосредоточить свое внимание на его звуковой форме. Вначале он усваивает фонемы практически, но постепенно год за годом начинает постигать форму слова сознательно.

Хотя в 3-4 года дети еще не вычленяют из слова отдельных звуков, но замечают неправильности звучания слов. "Я так не умею" В это время у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – р, рь, л, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых – заменяют.

В возрасте 6 лет дети говорят в общем, правильно, но все же у значительного числа их (в среднем, не менее, чем у 10 процентов) имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаще замены звуков).

Подводя итог параграфа, подчеркнём, что фонематическая сторона речи  в онтогенезе своеобразна. У ребенка вначале речь носит импрессивный характер, она связана с непосредственным впечатлением о предмете; ребенок понимает, но еще не говорит. К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).На втором году жизни у детей возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.
На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания, слова, т.е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Произносительная сторона речи ребенка семи лет максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.
Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

Выводы по главе 1

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования показал, что развитие фонематической стороны речи является одной из важнейших задач в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. Фонематическая сторона речи включает в себя фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Все эти процессы взаимосвязанны и развиваются в процессе речевого онтогенеза. Оптимальное развитие фонематической стороны речи необходимо для полноценного овладения всеми сторонами речи (лексическими, грамматическими, связной речи и звуковой культуры).

ГЛАВА 2. Практические основы развития речи ребёнка дошкольного возраста

2.1.Организация работы педагога по развитию фонематической стороны речи детей подготовительной к школе группы

При организации и планировании работы по развитию фонематической стороны речи педагог опирается на основную образовательную программу  детского образовательного учреждения.  Такая программа разработана в МДОУ ДС № 7 КГО. В соответствии с ней образовательный процесс в учреждении включает в себя: непосредственно образовательную область (одна из пяти областей - «речевое развитие»),  образовательная деятельность в режимных моментах;  самостоятельная деятельность детей; образовательная деятельность в семье. Образовательная область «Речевое развитие» включает развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Работа по развитию фонематической стороны речи прописывается педагогом в календарно-тематических планах воспитательно-образовательной работы с детьми.

 В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

В подготовительной к школе группе работа педагога по развитию фонематической стороны речи направлена на совершенствование у детей умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка, учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.  

Для организации работы с подготовительной группой нами был разработан план по развитию фонематической стороны речи у детей   6-7 лет, представленный в Таблице 1.

Таблица 1

Тема недели


Сроки проведения


Формы организации

деятельности


Задачи

В гостях у сказки

Звук С, Сь

Январь
1 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Скажи наоборот», «Прохлопай слово».

Упражнение «Выбери картинку, название которой начинается на звук» Чистоговорка по теме. Работа с родителями.

Дифференциация звуков С и Сь в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического слуха и восприятия. Составление звуковых схем слов

Профессии

З

2 неделя

Артикуляционная гимнастика. Чтение стихотворения «Чем пахнут ремёсла».

Игра «Живые буквы», «Слоговой магазин», «Прохлопай слово».  Упражнение «Сколько звуков в слове?»

Работа с родителями.

Дифференциация звука З в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического слуха и восприятия.Составление звуковых схем слов

Этикет. Посуда.

Зь

3 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Чтение стихотворения Капутикян «Маша обедает».

Игра «Чего не стало?»

Упражнение «Составь слово со слогом»

Чистоговорка по теме.

Работа с родителями.

Дифференциация звука Зь в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического  слуха и восприятия. Составление звуковых схем слов

Моя семья

Сь-Зь,

Февраль

1 неделя

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Подбери слово».
Игра «Скажи наоборот», «Топни — хлопни», «Перепалка». Чтение Л. Толстого «Старый дед и внучек».

Работа с родителями.

Дифференциация звуков Сь и Зь в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического слуха и восприятия. Составление звуковых схем слов

Азбука безопасности.

Электроприборы

С-З

2 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Из одного слова - много слов», «Доскажи слово».

Чтение детям: Г.Остера «Вредные советы».

Упражнение «Закончи двустишие». Чистоговорка по теме.

Работа с родителями.

Дифференциация звуков С и З в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического слуха и восприятия. Составление звуковых схем слов

Маленькие исследователи. Домашние птицы

Д-Дь, Т-Д

3 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Ромашки», «Доскажи слово», «Оркестр». Упражнение «Закончи предложение словом со звуком» Чтение Л. Кассиль «Твои защитники». Чистоговорка по теме

Работа с родителями.

Дифференциация звуков Д и Дь, Т и Д в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического слуха и восприятия. Составление звуковых схем слов

Наши защитники

Ть-Дь, Г

4 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Скажи наоборот», «Разложи по рядам», «Дом, замок, игрушка», «Кто больше».  Упражнение «Преобразуй слово», «Составь предложение со словом». Чистоговорка по теме

Работа с родителями.

Дифференциация звуков Ть и Дь, звука Г в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического слуха и восприятия. Составление звуковых схем слов

Мебель

Г-Гь, Г-К

Март

1 неделя

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Посели слово», «Топни — хлопни», «Лото», «Дом, замок, избушка», «Угадай-ка», «Пирамида». Упражнение «Определи место звука в слове», «Подели слово на слоги», «Выдели ударный слог», «Составь предложение со словами». Работа с родителями.

Дифференциация звуков Г и Гь, звука Г и К в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического слуха и восприятия. Составление звуковых схем слов

Женский день

Э, Й

2 неделя

Артикуляционная гимнастика. Чтение Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», «Ласковое слово». Игра «Повтори за мной слова», «Угадай слово по гласным»,  «Доскажи слово»,  «Прохлопай слово». Упражнение «Подбери слово к схеме», «Определи место звука в слове», «Подели слово на слоги», «Составь предложение со словами».  

Работа с родителями.

Дифференциация звука Э в слогах, словах, предложениях и текстах. Дать понятие о механизме образования звука Й. Развитие фонематического слуха и восприятия. Составление звуковых схем слов

Быть здоровыми хотим. Продукты питания

Е,Я

3 неделя

Артикуляционная гимнастика.   Заучивание тихотворение про звук Е. Игра «Скажи наоборот»,  «Повтори за мной слоги, выделяя ударение», «Из одного слова - много слов».

Работа с родителями.

Знакомство со звуком Я, Е. Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие звуко-буквенного анализа. Составление звуковых схем слов

Весна шагает по планете

Ш, Ш-С

4 неделя

Артикуляционная гимнастика. Обобщающая беседа «О каком времени года написано больше всего стихов?». Игра «Повтори за мной слова», «Какой новый слог появился в слове?», «Доскажи слово», «Весёлый поезд», «Хлопни — топни».  Упражнение «Подбери слово к схеме», «Определи место звука в слове», «Составь предложение со словами». Чистоговорка по теме.

Работа с родителями.

Дать понятие о механизме образования звука Ш. Дифференциация звуков Ш и С, звука Ш в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слов

Волшебница вода

Ж, Ж-З, Ж-Ш

5 неделя

Артикуляционная гимнастика. Обобщающие беседы «Как писатели и поэты пишут о воде?» Игра «Найди звук», «Чудо — дерево», «Скажи наоборот», «Телеграф», «Слоговой магазин»,  «Доскажи слово». Упражнение «Преобразуй слово», «Составь предложение со словом». Работа с родителями.

Дифференциация звуков  Ж и З, Ж и Ш, звука Ж в слогах, словах, предложениях и текстах. Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слов

День смеха

Ш-Ж-С-З

Апрель

1 неделя

Артикуляционная гимнастика. Чтение  стихов В.Берестов «Дракон», «Убежало молоко», Э.Мошковская «Хитрые старушки». Игра «Разложи на кучки», «Доскажи слово», «Лото». Упражнение «Подбери слово к схеме», «Определи место звука в слове», «Составь предложение со словами». Чистоговорка по теме. Работа с родителями.

Дифференциация звуков Ш-Ж-С-З в слогах, словах, предложениях и текстах.. Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слогов

Космос. Приведём планету в порядок

Л, Ль

2 неделя

Артикуляционная гимнастика. Длительное чтение Н.Носова «Незнайка на Луне». Игра «Доскажи слово». Упражнение «Подбери слово к схеме», «Определи место звука в слове», «Составь предложение со словами». Работа с родителями.

Дать понятие о механизме образования звука Ль. Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слогов

Встречаем птиц

Л-Ль, Ц

3 неделя

Артикуляционная гимнастика. Игра «Выбери картинки», «Скажи наоборот», «Найди общий звук», «Подумай — не торопись». Упражнение «Четвёртый лишний», «Подбери слово к схеме», «Определи место звука в слове», «Составь предложение со словами». Открытое занятие для родителей «Встречаем птиц».

Дифференциация звуков Л и Ль в слогах, словах, предложениях и текстах.. Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слогов

Мир природы. Растения: травы и цветы

Ц-С, Ю

4 неделя

Артикуляционная гимнастика. Игра «Разложи на кучки», «Найди общий звук», «Слоговой магазин». Упражнение  «Повтори цепочку слогов», «Выдели последнюю букву в словах», «Подели слова на слоги и выдели ударный слог». Чистоговорка по теме. Работа с родителями.

Дифференциация звуков Ц и С в слогах, словах, предложениях и текстах. Дать понятие о букве Ю.  Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слогов

Праздник весны и труда

Р,Рь

5 неделя

Артикуляционная гимнастика. Чтение рассказа Е. Пермяка  «Для чего руки нужны». Игра «Какой новый слог появился в слове?», «Живые звуки», «Дом, замок, избушка», «Рыболовы», «Договори слово». Упражнение «Подбери слово к схеме», «Определи место звука в слове», «Составь предложение со словами».  Работа с родителями.

Дать понятие о механизме образования звука Рь. Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слогов

День победы

Р-Рь, Р-Л

Май

1 неделя

Артикуляционная гимнастика. Чтение стихотворения Н. Френкеля «Вспоминают наши деды». Игра «Лото», «Дом, замок, избушка». Упражнение «Преобразуй слово», «Составь предложение со словом». Работа с родителями.

Дифференциация звуков Р и Рь, Р и Л в слогах, словах, предложениях и текстах..  Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слогов

Мир природы. Насекомые

Ч, Ч-Ть

2 неделя

Артикуляционная гимнастика. Игра «Выбери картинки», «Хлопай — топай», «Поймай звук». Упражнение  «Повтори цепочку слогов», «Выдели последнюю букву в словах», «Подели слова на слоги и выдели ударный слог». Чистоговорка по теме. Работа с родителями.

Дифференциация звуков Ч и Ть, Ч в слогах, словах, предложениях и текстах..  Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слогов

Мир природы. Ягоды

Ф-Фь, Ф-В

3 неделя

Артикуляционная гимнастика. Игра «Найди звук», «Лото», «Дом, замок, избушка». Упражнение «Преобразуй слово», «Составь предложение со словом». Работа с родителями.

Дифференциация звуков Ф и Фь, Ф и В в слогах, словах, предложениях и текстах..  Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слогов

До свидания, детский сад. Здравствуй школа.

Щ-Ч-Ть-Сь

4 неделя

Артикуляционная гимнастика. Игра «Разложи на кучки», «Доскажи слово», «Лото». Упражнение «Подбери слово к схеме», «Определи место звука в слове», «Составь предложение со словами...» Чистоговорка по теме.

Работа с родителями.

Дифференциация звуков Щ-Ч-Ть-Сь в слогах, словах, предложениях и текстах..  Развитие фонематического слуха и восприятия.  Составление звуковых схем слогов

Подводя итоги параграфа, необходимо отметить, что организация работы по развитию фонематической стороны речи многообразна и сложна. Она должна быть последовательной, системной и соответствовать возрасту ребёнка.

  1. Игры и упражнения для развития фонематической стороны речи детей подготовительной к школе группы

Нами была проведена работа по комплексному подбору игр и упражнений, направленных на развитие фонематической стороны речи у детей подготовительной группы —  дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах, развитие фонематического слуха и восприятия, синтеза и анализа.

Прохлопай слово

Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.

В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой - во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.

Живые буквы

Оборудование: карточки с буквами, картинки.

Игру лучше проводить с группой детей. Взрослый показывает картинку и называет по ней слово, которое они будут составлять. Роль каждой из букв будут выполнять дети, у которых спереди прикреплены карточки с буквами. Дети Должны построиться в ряд так, чтобы можно было прочитать заданное слово. Слова подбираются простые, без орфограмм. Например, мак, кот, дом, мышка, столик и т. д.

Топни — хлопни

Оборудование: слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.

Описание. Игра проводится на слух. Взрослый сообщает ребенку: «Сегодня мы будем учиться слышать звуки и отличать их друг от друга. Для задания выбираются звуки, каким-то образом похожие друг на друга: например, О-У, Ы-И, М-Н, К-Т, П-Т и т. д. - для детей 5 лет, пары согласных по глухости-звонкости (В-П, Д-Т, Г-К, В-Ф) и по твердости-мягкости (М-Мь, Т-Т', К-Кь и др.) - для детей 6-7 лет.

Сначала игра проводится на отдельных звуках, затем на слогах и словах. Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой - топает.

Например, различаются звуки [О-У].

Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д.

Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.

Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.

Из одного слова - много слов

Описание. Играющие должны составить из букв, входящих в какое-либо одно длинное слово, как можно больше других слов. Составленные слова Должны быть существительными в именительном падеже. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове.

Доскажи слово

Оборудование: предметные картинки с изображением слов, которые должны получиться.

1 вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает произносить первый слог слова, а ребенок должен найти подходящую картинку и договорить недостающий слог в этом слове. Например, вил(ка), ар(буз), зме(я), ли(са) и т. д.

2 вариант. Ребенок произносит начальный слог, заранее условленный, а затем взрослый договаривает оставшиеся 1-2 слога, и они вместе повторяют получившееся слово целиком. Например, ка(ша), ка(рета), ка(мыш), ка(мень), ка(бан), ка(чели).

3 вариант. Теперь взрослый произносит начало слова, а ребенок договаривает недостающий заранее условленный последний слог и повторяет слово целиком. В зависимости от произносительных возможностей ребенка взрослый может подобрать слова, исключая звуки, которые ребенок произносит неправильно, или, наоборот, слова с определенным звуком, чтобы закрепить у ребенка правильное произношение звука.

Например, лав(ка), ре(ка), шиш(ка), лошад(ка), зай(ка), гал(ка), книж(ка); зме(я), семь(я), стан-ци(я), фе(я), шве(я); иг(ра), но(ра), у(ра), кону(ра), жа(ра), детво(ра); шко(ла), ска(ла), зерка(да), пастила) и т. д.

Лото

Оборудование; полоски, разделенные на 3 части, обозначающие начало, середину и конец слова; предметные картинки со словами на определенные звуки: гласные и глухие согласные - начало, середина, конец; звук [ы] - середина, конец слова; звонкие согласные - начало и середина слова.

Описание. Ребенок рассматривает и называет картинку с заданным звуком, затем кладет ее на первый, второй или третий квадратик в полоске в зависимости от его местоположения в этом слове. Начало слова - когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова - другие звуки стоят до й после заданного, конец слова - остальные звуки стоят перед заданным звуком. Например, ребенку даны картинки со звуком [м]. На полоске они располагаются в квадраты в следующей последовательности: мак - сумка - дом.

Повтори за мной слова

Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов, большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные нет.

Описание. Взрослый произносит ряд сначала из 5^6, затем из 8-10 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например, звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие слова: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.

Найди звук

Оборудование: ряды картинок на определенный звук.

Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком.

Разложи на кучки

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку.

Например: [Л] - лес, луна, лиса, лошадь, лампа и т. д. [А] - автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д. [У] - утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] - мак, муха, малина, машина, мост и т. д. [К] - кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] - нос, нога, ножик, ножницы, носорог и т. д. [И] - ива, индюк, иголка, игрушки, иволга ит. д.

Выбери картинки

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла ит. д.)

Поймай звук

 Педагог называет ряд звуков, дети выполняют одно из действий (по договоренности), когда слышат условленный звук (хлопают, топают, вскидывают руки вверх и т.п.)

Посели слово

Оборудование. Листы бумаги в крупную клетку, цветные карандаши или фишки (синий, зеленый, красный)

Описание. Каждый ребенок получает картинку и задание зарисовать схему слова (поселить каждый звук в свою квартиру"). Дети используют для обозначения гласных звуков красный карандаш, для обозначения твердых согласных - синий, а для обозначения мягких согласных  - зеленый и зарисовывают схему слова, предварительно самостоятельно произведя звуковой анализ слова.

Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко-слогового анализа.

Угадай слово

Описание. Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно: [мь], [а], [чь]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

Подумай — не торопись

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах. Примеры. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья ...) Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук - а (Маша, машина, муха ...) Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог...) Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики ...)

Скажи наоборот

Педагог бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком заданными звуками. Например Ш и С. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са – ша, су – шу, асу – ашу, асо – ашо.

Чудо — дерево

Оборудование: картинки, игрушки, дерево. Описание. Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Телеграф

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

Перепалка

Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова с одним звуком, а вторая с другим. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

Разложи по рядам

Дети делятся на две команды – одна команда раскладывает по рядам картинки с глухим звуком в названии, а вторая – со звонки, или мягким и твердым звуком, гласным и согласным.

Договори слово

Упражнение в подборе слогов с заданными звуками. Например: ка…(ша), ча… (ша), гру…(ша), кало…(ши), малы…(ши), камы…(ши), каранда…(ши).

Договори слово

Упражнение в подборе слогов с заданными звуками. Например: ка…(ша), ча… (ша), гру…(ша), кало…(ши), малы…(ши), камы…(ши), каранда…(ши).

Кто больше

Упражнение  в  подборе слов на заданный звук. Детям предлагается сюжетная картина, на которой нужно отыскать предметы со звуками Р, РЬ, Л, ЛЬ. За каждое названное слово на картине дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются, и подводится итог игры.

Ромашки

Педагог предлагает детям составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых, например, встречается звук С или звук Ц. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или Ц), его место в слове и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

Весёлый поезд

Оборудование: вагончики красного, синего и зелёного цвета. На одной стороне

вагончика картинка с изображением какого-либо предмета, на

обратной стороне- слоговая схема данного слова.

Ход игры.

Дети выбирают по одному вагончику определённого цвета и рассматривают картинку.

-Сколько слогов в твоём слове?

-Назови первый слог, второй, третий, четвёртый. Поверни вагончик и узнай, правильно ли ты ответил.

-Почему твой вагончик красного цвета?

-Потому что моё слово начинается с гласного звука- облако.

-А почему у тебя вагончик синего цвета?

-Потому что у меня слово начинается на твёрдый согласный звук- нора.

-А почему у тебя вагончик зелёного цвета?

-Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук- белочка.

Пирамида

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трёхсложных слов, выше- два квадрата для двухсложных слов и наверху- один квадрат для односложных слов. Под каждым рядом квадратов находятся кармашки(предметные картинки).

Ход игры.

Логопед объясняет:

-Сегодня мы будет строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трёх частей, например: мА-ли-на; во второй ряд- картинки их двух частей: ры-ба; в верхний ряд- картинки, название которых не делится на части, например: гусь.

Какого звука не хватает?

Оборудование: предметные картинки на каждое слово.

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

Переставь слоги или звуки

1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово.

По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с переставленными звуками или слогами загадывают водящему, а он должен его отгадать: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары -рыба.

2 вариант. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (рос - сон, тело - лето, луг - гул, лес - сел) или слоги (ложа - жало, лыко - колы, насос - сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.

Придумай слово с определенным количеством слогов

Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.

Назови заданный слог в слове

Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.

По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

В итоге, комплекс упражнений и игр был введён в систему работы по развитию фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Он  осуществляться при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: соблюдение принципов комплексности и системности; включение речевых игр и упражнений в ход образовательного процесса и режимных моментов.

Выводы по главе 2

Подводя итоги главы, необхолдимо отметить, что организация работы по развитию фонематической стороны речи многообразна и сложна. Она должна быть последовательной, системной и соответствовать возрасту ребёнка. Развитие фонематической стороны речи осуществляется на занятиях при использовании различных игр и упражнений. Мы предполагаем, что использования предложенного перспективного плана и комплекса игр приведет к оптимальному формированию фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.

         

 Заключение

Актуальность работы по развитию фонематической стороны речи у детей  определяется социальной значимостью.

Развитие у детей дошкольного возраста фонетического слуха, восприятия, анализа и синтеза является предпосылкой к созданию основы для овладения ребёнком грамоты и письма в школе. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие дошкольника имеет значение для его общего развития, становления личности.

В ходе исследования была поставлена цель, которая реализуется через выполнение задач. Были раскрыты основные понятия по теме — фонематический слух,  восприятие, анализ и синтез, фонематические представления. Рассмотренно фонетико-фонематическое развитие речи детей в онтогенезе. Разработан перспективный план по развитию фонематической стороны речи у детей 6-7 лет и подобран комплекс игр и упражнений на развитие фонематического слуха, восприятия, синтеза и анализа.

В результате проведённой работы были сделаны следующие выводы:

Фонематическая сторона речи сложна по своей структуре и состоит из фонематического слуха и восприятия, фонематического синтеза и анализа и фонематических представлений.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе проходит в несколько этапов. До 3-х лет  у детей идёт закрепление простых артикуляционных звуков, звукоподражание. С 3-х до 5  лет у детей происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, совершенствование фонематическиъ процессов.  В 5-7 лет дети способны правильно произносить все звуки родного языка и дифференцирировать близкие по звучанию фонемы. По завершении дошкольного учреждения у ребёнка в норме сформирована звуковая культура речи.

Разработанный перспективный план по развитию фонематической стороны речи у детей   6-7 лет, и организованная работа педагога в подготовительной к школе группе будет способствовать ему речевому развитию.

Таким образом, изучив теоретические основы развития речи у дошкольников, мы пришли к заключительному выводу о важной роли развития фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста в рамках дошкольного образования и обосновали систему работы по развитию фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Мы надеемся, что представленная аттестационная работа внесёт вклад в развитие дошкольного образования.

Список использованной и цитируемой литературы

  1. Выготский Л.С., Мышление и речь. Изд.5. испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  2. Гербова В.В., Развитие речи в детском саду. Подготовительнаяя к школе группа. 6-7 лет. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, - 112 с.
  3. Гербова В.В.,  Хрестоматия «Книга для чтения в детском саду и дома»  5-7  года.  — М. Просвещение, 2010.
  4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие — Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000, - 64 с.
  5. Гомзяк О.С., Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения. Под ред. Арбекова Н.Е. Учеб. Методич. Комплекс.  Издат. «Гном», 2014. - 112 с.
  6. Гомзяк О.С., Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения. Под ред. Арбекова Н.Е. Учеб. Методич. Комплекс.  Издат. «Гном», 2014. - 128 с.
  7. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2004, - 112 с.
  8. Егоров Т.Г., Психология овладения навыком чтения. СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
  9.  Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2014, 96 с.
  10. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» »/под редакцией  Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа ( комплект из двух  компакт- дисков)- Волгоград: Учитель, 2012.
  1. Котелевская В.Р., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Серия «мир вашего ребенка». - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 286 с.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 Копейского городского округа, утвержденная 01.09.2016. /http://mdoy7.caduk.ru/DswMedia/oop_mdou_7_-1-.pdf
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. —  333с.
  4. Парамонова О.Г. Упражнения на развитие речи для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО Аквариум Принт; Киров: ОАО «Дом печати ВЯТКА», 2005 - 208 с.
  5. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002, 448 с.
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» /Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  8. Ушакова О. С., Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС. - 3-е изд: Издательство СФЕРА, 2016, - 272 с.
  9. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1998.
  10. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с. — (Сер. Бакалавриат).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста

Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....

Теоретические основы развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста

К. Д. Ушинский ввёл звуковой анализ как средство познания звуковой стороны языка и ознакомления со звуковым значением букв, складыванием слов, следующего за разложением на звуки, поэтому его считают р...

Семинар - практикум "Дидактические игры по развитию произносительной стороны речи детей дошкольного возраста"

Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относят...

РЕКОМЕНДАЦИИ, РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ, ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме:...