Речевая карта
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КАРТА
речевого развития ребенка
логопедической группы
20_ - 20_ / 20_ - 20_
Фамилия ___________________
Имя _______________________
Дата рождения _____________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Ι. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ:
- Фамилия, имя ребенка__________________________________________
- Дата рождения, возраст_________________________________________
- Домашний адрес_______________________________________________
- Из какого д /с поступил (а)______________________________________
- Дата поступления в речевую группу______________________________
- Решение психолого – медико – психологической комиссии от ________
- Протокол №_________ Принят на срок____________________________
- Заключение ПМПК____________________________________________
________________________________________________________________
ΙΙ АНАМНЕЗ
Мать _________________________________________________________
Имя, отчество, возраст при рождении ребенка
Отец _________________________________________________________
Имя, отчество, возраст при рождении ребенка
Наследственные заболевания ______________________________________
________________________________________________________________
Наличие у родителей хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ________________________________________________
________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ___________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок __________________________
Какой срок прошел от предыдущей беременности _____________________
Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) ___________________________________________
________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ____
________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___________
________________________________________________________________
Когда закричал ребенок ___________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ____________________________
Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ________
________________________________________________________________
Вес и рост при рождении __________________________________________
Вскармливание: _________________________________________________
Когда принесли кормить __________________________________________
Как взял грудь ___________________________________________________
Как сосал _______________________________________________________
Наблюдалось ли срыгивание, поперхивания __________________________
Грудное вскармливание до ________________________________________
Когда выписали из роддома _______________________________________
Если задержались, то почему ______________________________________
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ
Когда стал держать голову ________________________________________
Когда стал сидеть ________________________________________________
Когда стал ходить ________________________________________________
Когда появились первые зубы ______________________________________
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года _________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
После года:
До 3-х лет ___________________________________________________
________________________________________________________________
После 3-х лет ________________________________________________
________________________________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление ______ Лепет ______ Первые слова ______ Первые фразы_______
Отмечались ли:
- грубые искажения звуко – слоговой структуры слов после 3-х лет ______
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Привести примеры
- какие звуки долго произносились неправильно ______________________
- использование жестов ___________________________________________
- занимались ли с логопедом, с какого возраста _______________________
________________________________________________________________ - результаты логопедических занятий _______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись родителей: _________________ / ____________________ /
ΙΙΙ. ПРОСОДИКА.
Темп: нормальный, очень быстрый, средний, замедленный, скачкообразный;
Голос: нормальный, тихий, хриплый, высокий, низкий, назализованный, затухающий;
Внятность: хорошая, речь невнятная;
Ритм: правильный, неправильный.
ΙҮ. АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ.
- Губы: нормальные, толстые, укороченные, отвислая нижняя губа, расщелина, наличие рубцов, подвижные, малоподвижные, парез, движения выполняет верно, не выполняет, выполняет с трудом.
- Зубы: нормальные, крупные, мелкие, редкие, частые, лишние, недостающие, кривые, внечелюстные дуги прикус нормальный, открытый передний, открытый боковой, мелкий, глубокий, прогнатия, прогения, мена верхних или нижних зубов.
- Язык: нормальный, большой, маленький, длинный, короткий, узкий, широкий, географичный, мясистый, подвижный, малоподвижный, вялый, напряженный; динамика: движения выполняет верно, плавно, быстро, медленно, с трудом, с помощью, не выполняет; статистика: удерживает в нужном положении, удерживает с трудом, не удерживает.
- Подъязычная связка: нормальная, короткая, длинная, приращенная, натянутая, отсутствует, подвижна, малоподвижна.
- Твердое небо: нормальное, высокое, узкое, широкое, укороченное, наличие расщелины (открытой, полной, частичной), прооперирована, обтуратор, рубцы.
- Мягкое небо: нормальное, укороченное, расщепленное, раздвоение маленького язычка, отсутствует, подвижное, вялое, напряженное, парез (полный. односторонний).
Нужное подчеркнуть
- Движения нижней челюсти _____________________________________
- Движения губ _________________________________________________
- Движения языка _______________________________________________
- Движения мягкого неба ________________________________________
- Работа мышц лицевой мускулатуры ______________________________
РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА
- развернуть губы в улыбке, вытянуть вперед («трубочкой»), покой;
- поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу, опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу – губы сомкнуть;
- выдвинуть губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» вправо, влево, прямо, покой;
- вибрация губами («тпру»), как кучер лошадь останавливает;
- открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю, убрать язык в рот;
- открыть рот, узким языком поочередно достать правый, левый углы рта («тик-так»), убрать язык, закрыть рот;
- открыть рот, показать поочередно то широкий, то узкий язык;
- присосать язык к твердому небу таким образом, чтобы натянулась подъязычная связка и затем отпустить с характерным щелчком («Лошадка», «Блинчик»).
Отметить следующие параметры движения:
Тонус: нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение;
Активность: нормальная, заторможенность, расторможенность;
Объем движения: полный, неполный;
Точность выполнения:
Длительность: способность удерживать органы в заданном положении в течении 5 секунд;
Замена одного движения другим;
Добавочные и лишние движения (синкинезии, гиперкинезы);
Саливация.
Ү. ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ.
1. Исследование общительности.
(при первой встрече с ребенком отметить, как он вступает в контакт – легко, тяготеет к незнакомому взрослому; держится настороженно);
В логопедическом заключении указать степень общительности:
1) легко устанавливает контакт;
2) инициативен в общении (задает вопросы, интересуется игрушками, картинками);
3) общение неустойчивое (требуется активизация контакта со стороны взрослого);
4) общение устойчивое (контакт на протяжении всего времени общения);
5) избирательный негативизм (с одним взрослым устанавливает контакт, с другим – нет или только при пробуждении к общению).
2. Зрительное восприятие:
1) подбор картинок к данному цветовому фону:
(белый__, черный__, красный__, желтый__, зеленый__, синий__);
(розовый__, голубой__, сиреневый__, оранжевый__, коричневый__).
2) показ основных цветов ________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Исследование психомоторики и пальчиковой моторики (сначала по подражанию, затем по словесной инструкции):
- показать 2-й и 3-й пальцы на правой, левой руках;
- показать 2-й и 5-й пальцы на правой, левой руках;
- сложить поочередно пальцы в кольцо: каждый палец касается большого («Здравствуй, пальчик», «В гости …») на правой. Левой руках.
Указать:
- точность движений ________________________________________________
- темп движений ____________________________________________________
- синхронность движений правой и левой рук ___________________________
- переключение от одного движения к другому __________________________
Вывод: моторно неловок, близко к норме, соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы.
4. состояние общей моторики (прыжки, манипуляции с мячом):
- точность движений ________________________________________________
- темп движений ____________________________________________________
- координация движений _____________________________________________
- переключение от одного движения к другому __________________________ Вывод: моторно неловок, близко к норме, соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы.
5. Исследование гнозиса (узнавание предметов).
1). Предметный гнозис:
- Узнавание реальных предметов;
- Узнавание предметов, изображенных контурно (морковь, ромашка, утка, рыба);
- Узнавание предметов, изображенных пунктирно (елка, месяц, мяч, гриб, флажок);
- Узнавание предметов в условиях наложения (фигуры Поппель-Рейтара);
2). Оптико-пространственный гнозис (ориентировка в собственном теле):
- Нахождение и показ правых и левых частей собственного тела (руки, ноги, глаза, уши);
3). Речевая проба Хэда: (6-7лет) «Возьмись левой рукой за правое ухо», «правой рукой за правое ухо», «правой рукой за левое ухо».
Вывод: - ориентируется или нет в собственном теле;
- доступна или недоступна проба Хэда.
6. Исследование оптико – пространственного праксиса (воспроизведение по памяти).
- Составление картинок из частей (2, 3, 4 части);
- Составление из палочек или спичек фигур по памяти.
7. Понимание приставочных глаголов:
(перед ребенком раскладываются сюжетные картинки)
- Покажи, где мальчик наливает (выливает, переливает, поливает) воду;
- Покажи, где мальчик уходит (подходит, выходит, входит, переходит);
Вывод: понимает, не понимает, понимает частично (указать, что именно).
8. Понимание короткого рассказа:
Черный котенок.
Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка убежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.
Вопросы: - Почему котенок стал белым?
- А, может, это другой котенок?
9. выделение 4-й лишний:
1). Игрушки и посуда;
2). Цветы и бокал;
3). Три квадрата и треугольник;
4).три маленьких квадрата и один большой; и т.д.
ҮΙ. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
а) повторить слоги: па-ба са-ся со-шо ра-ла
то-до зо-зе зу-жу ре-ле
ку-гу му-мю ца-ча лу-лю
фы-вы вы-ни си-щи ры-ри и т.д.
б) различение поронимов:
повторить узнать предметы
коса – коза ________________________________________________________
мишка –миска ______________________________________________________
уточка – удочка ____________________________________________________
Луша – лужа _______________________________________________________
почки – бочки _____________________________________________________
двери – звери ______________________________________________________
в) произнести:
лом – сом _______________________жук – сук __________________________
ком – том – дом __________________тень – день – пень __________________
Маша – Даша – каша ______________бак – мак- лак- рак _________________
г). дифференциация звуков во фразовой речи:
с-ш Саша сушит сушки. Смешные шутки у Сони и Мишутки.
з-ж У Зои желтый зонт. Железная лопата. ___________________________
__________________________________________________________________
л-й На Любочке синяя юбочка. ____________________________________
к-х Катя на кухне. _______________________________________________
с-с'-ч У Сонечки семечки. __________________________________________
Вывод: фонематический слух в норме, недоразвит, нарушен на уровне звукового ряда, слогового ряда, слов, фразы.
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
- Выделить гласный звук из начала слова:
облако (-о), игла (-и), аист (-а), удочка (-у).
- Выделить гласный звук из середины слова:
рак (-а), дом (-о), лук (-у), кит (-и), сыр (-ы).
- Выделить гласный звук из конца слова:
пила (-а), грибы (-ы), кольцо (-о), кенгуру (-у), очки (-и).
- Выделить согласный звук из конца слова:
кот, жук, автобус, дом, шар, стул.
- Выделить согласный звук из начала слова:
танк, коза, санки, ракета, мышь, ландыш.
Вывод: звуковой анализ доступен на уровне гласных звуков, стоящих в начале, середине, конце слова; недоступен; на уровне согласных звуков, стоящих в конце и начале слова.
3. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА.
- Составить слова из заданного количества звуков.
К, о, т; м, а, к; д, о, м; с, о, к.
Вывод: фонематический синтез доступен, недоступен.
ҮΙΙ. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
(по следам обследования фонематического восприятия)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ҮΙΙΙ. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА:
__________________________________________________________________
Отраженно Самостоятельно
Кукла _________________________ автобус ____________________________
Белка _________________________ капуста ____________________________
Кровать _______________________ мотоцикл ___________________________
Скамейка ______________________ троллейбус _________________________
Лампа _________________________ ножницы __________________________
Хоккеист ______________________ велосипед __________________________
Велосипед _____________________ милиционер ________________________
Аквариум ______________________ сковорода __________________________
Строительство __________________ телевизор __________________________
Во фразе: В звукосочетаниях:
Ребята слепили снежного снеговика. Пта ____________________________
_______________________________
Хоккеисты играют в хоккей._______ Фта ___________________________
________________________________ мна ___________________________
В аквариуме золотые рыбки. _______ патакама _______________________
________________________________ бутакаво _______________________
В коробке разноцветные ___________
_________________________________
Вывод: слоговая структура сильно нарушена, нарушена незначительно, не нарушена, замена (звуков, слогов), перестановка отдельных звуков и слогов.
ΙX. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.
1). Исследование грамматического строя речи
Использование предлогов Вставить предлоги
__________________________________________________________________
Выполнить Определить
действие место предмета
в ____________ в стакане _________ Девочка идет…парку.
на ___________ на полке __________ Девочка перепрыгивает…скамейку.
над __________ над столом ________ Машина остановилась…гаража.
под __________ под шкафом _______ Самолет летит…лесом.
за ____________ за шкафом _________ Заяц лежит…столом.
Образование мн.ч. существительных Согласование числительных с сущ-ми
Им. пад. род. пад. Сколько?
Стол столы __________ столов __________ 2 кубика, куклы ___________
Стул стулья __________ стульев _________ дерева ___________________
Котенок котята _______ котят ___________ 3 мяча, ручки _____________
Яблоко яблоки ________ яблок ___________ ведра ____________________
Ведро ведра __________ ведер ___________ 5 шаров, машин ___________
Словообразование
Образование с помощью суффиксов Образование с помощью приставок
идти лить
шапка шапочка ________________ вы ___________ на ____________
подушка подушечка ______________ у ____________ вы ____________
стул стульчик _______________ пере _________ пере ___________
сани саночки _______________ под __________ по ____________
кувшин кувшинчик _____________ в ____________
звезда звездочка ______________
цветок цветочек _______________
образование имен прилагательных
от существительных и согласование их в роде и числе
дерево деревянная скамейка ____________________________
деревянный стол ____________________________
пластмасса пластмассовая ручка ____________________________
пластмассовая коробка __________________________
кожа кожаное пальто ________________________________
кожаная сумка _________________________________
снег снежный ком __________________________________
снежная баба __________________________________
вывод: грамматический строй в норме, грубый аграмматизм, незначительный аграмматизм
2). Обследование словарного запаса.
а) Назвать все предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово:
предмет | отражено | покажи | Назвать самостоятельно | обобщить |
Собака Кошка Корова Лошадь | ||||
Яблоко Груша Слива Лимон | ||||
Стакан Тарелка Ложка Вилка | ||||
Пальто Рубашка Платье Брюки | ||||
Стол Стул Диван Шкаф | ||||
Морковь Огурец Капуста Лук | ||||
Лиса Белка Медведь Заяц |
б) Назвать предмет по описанию логопеда
название предметов по описанию Самостоятельно Узнавание
а) Предмет, которым причесываются? ________________________________
…………... режут хлеб? ________________________________
…………... рубят дрова? ________________________________
…………… копают землю? ________________________________
б) Как называются дети, которые
учатся в школе? ________________________________
… домик, сделанный для скворцов? ________________________________
… человек, который водит машину? ________________________________
__________________________________________________________________
в) Обследование словаря прилагательных
Самостоятельный подбор Подбор с опорой Знание
определений к словам на наглядность цвета покажи назови
лента ____________________________________красный _________________
________________________________________ синий ____________________
кубик ___________________________________зеленый __________________
________________________________________ желтый __________________
одеяло __________________________________черный ___________________
________________________________________ белый ____________________
коричневый _______________
Подбор антонимов (с 6-ти лет)
Высокий – низкий ____________________ Геометрические фигуры
Чистый – грязный ____________________
Старый – молодой ____________________ квадрат __________________
Здоровый – больной ___________________ прямоугольник ___________
Широкий – узкий ______________________ треугольник ______________
Длинный – короткий ___________________ круг _____________________
Тонкий – толстый ______________________
Острый – тупой ________________________
Глубокая – мелкая ______________________
г) Обследование глагольного словаря
название действий покажи назови
сидит ______________________________
стоит ______________________________
бежит ______________________________
танцует ______________________________
лежит ______________________________
прыгает ______________________________
поливает ______________________________
шьет ______________________________
вывод: словарный запас достаточный, ограничен (резко ограничен) бытовой лексикой, преимущественно употребляемые части речи _______
__________________________________________________________________
Активный словарь соответствует (не соответствует) возрастной норме_____________________________________________________________
X. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И УРОВЕНЬ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
(для детей 5-ти лет предлагается пересказ рассказа)
1-й уровень Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации.
(высокий) Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизво-
дятся в правильной последовательности. Рассказ характеризу-
ется смысловой целостностью, определены временные, причин-
но-следственные и другие связи между событиями. Допускают-
ся частичные пропуски деталей ситуации.
__________________________________________________________________
2-й уровень Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации.
(выше Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незна-
среднего) чительные пропуски второстепенных смысловых звеньев.
Последовательность не нарушена, не отражены лишь некото-
рые причинно-следственные отношения, незначительно стра-
дает смысловая целостность.
__________________________________________________________________
3-й уровень Рассказ в значительной степени соответствует изображенной
(средний) ситуации. Однако отдельные смысловые звенья искажены.
Имеются основные смысловые звенья, которые несколько
искажены; нарушена последовательность отдельных событий
либо, полностью пропущены смысловые звенья.
__________________________________________________________________
Выводы подчеркнуть: соответствует возрасту, ниже (выше) возрастной норме.
XΙ. Направление на консультацию к сурдологу, отоларингологу, ортодонту, психоневрологу, невропатологу (указать дату направления, уточненный диагноз)___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XΙΙ. Заключение. __________________________________________________
XΙΙΙ. Подписи:
Логопед: ______________________ /_____________________/
Родители: ______________________ /_____________________/
Литература
- Волкова Г.А. методика обследования нарушений речи у детей. Санкт – Петербург, 1993.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...