методическая разработка на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей посещающих речевые группы детского сада".
методическая разработка по логопедии ( группа) на тему

Бабкина Анна Валерьевна

квазисказка Петрушевской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка по изучению формирования грамматического строя речи у детей  посещающих речевые группы детского сада.
Методы коррекции грамматического строя речи

Для изучения способности осознавать смыслоразличительные морфемы в тексте, способности опираться на семантику, соотносить морфему с лексемой, фонемой , способность вычленять саму морфему –предлагаю  использовать “квазисказку” Людмилы Петрушевской.

Воспитатель предлагает детям прослушать сказку и дает  следующую  установку:

“Лесные зверюшки прислали мне сказку, которая носит название “Пуськи Бятые”. Помогите мне  разобраться и понять о чем она. Сейчас я вам ее прочитаю, а вы слушайте внимательно”.

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

- Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

После прослушивания сказки, дети должны объяснить о чем она, предположить кто главный герой. Можно предложить детям нарисовать сказку. В виде помощи им предлагаются наводящие вопросы:

  1. Про кого говорится в сказке?
  2. Кто главный герой?
  3. О ком еще рассказывается в сказке?
  4. С  кем повстречались герои?
  5. Между какими героями произошел конфликт?
  6. Как поступила в этом случае мама?
  7. Кого называют “Пуськи Бятыми”?

 

Помимо вопросов детям можно предложить рассмотреть серию сюжетных картинок, подобранных к данному тексту. Картинки предлагаются в разных вариантах: с изображением взрослых и детей, животных и их детенышей, изображение мужчины и женщины. Предложить картинки с искаженным сюжетом: группа взрослых людей и один ребенок, мужчина и дети. Дети должны ответить на вопросы, показать нужную картинку и объяснить как они догадались о ком, о чем говориться в сказке. При этом отмечалась способность детей передавать информацию с помощью грамматических форм.  При этом отмечается способность детей передавать информацию с помощью грамматических форм. При нормальном речевом развитии ребенок видит морфему, выделяет ее, применяет в активной речи. Также дети способны передать основные звенья сказки.

Таким образом,  данная методика  актуальна для изучения грамматического строя речи для детей с речевой патологией и составления  дальнейшей коррекционной работы.

 Методы коррекции грамматического строя речи.

Коррекционную работу важно направлять на то, чтобы научить детей осознавать морфологические связи.

Преобразование  единственного числа во множественное.

  1. Игра“магазин”.

Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в магазин, где можно купить разные вещи и раздает всем картинки (деньги). Каждая картинка подходит к тому или иному товару. Например: картинка, где изображены уши-подходит к товару в названии которого есть окончание –и- (перчатки, брюки, ложки, и т.д); где нарисованы бананы к окончанию –ы- (помидоры, цветы); глаза –к окончанию –а- (дома, поезда).

  1. Игра “В гостях у Незнайки”.

Воспитатель надевает на руку куклу: “Меня зовут Незнайка, я рад, что вы пришли ко мне в гости. Мне очень хочется научиться говорить правильно и надеюсь, что именно вы мне в этом поможете. Если услышите, что я допустил ошибку, поправьте меня.”

Дети смотрят на картинку с изображением комнаты. Воспитатель произносит предложения, допуская в них ошибки.

“У окна стоит стол, а у стены столья. На полке лежат игрушки. Из окна видно деревы. Красивые креслы стоят рядом. В миске молоко для кошка. У нее смешные ухо. Сейчас мы будим пить чай и есть печени”.

Кто из детей заметил ошибку, исправляет ее.

Использование падежных окончаний.

Игра “Забывашка”.

Воспитатель: Я знаю одну девочку, которая часто забывает слова, поэтому все зовут ее Забывашка. Сегодня я получила от нее письмо, но она как всегда забыла написать некоторые слова. Помогите мне вставить недостающее слово. Детям предъявляются искусственные слова в грамматическом оформлении, соответствующим норме русского языка: бага- название птицы, лакет-название игры, вилетная (шерстка) – определение качества шерсти кошки. Последовательно предъявляются следующие тексты:

  1. У меня дома на балконе живет бага (показ схематичного изображения птицы).

Сегодня я пошла гулять, но не взяла с собой… На прогулке я скучала без…Прихожу домой и вижу на балконе сидят уже две…Я не знала, что делать с двумя…и выпустила их на улицу.

  1. Я и мой друг играем в игру лакет. Каждое утро, как только мы встречаемся, мы

начинаем  лакетить. Вчера мы до позднего вечера…У моего друга есть сестра, она вместе с нами…Только мама не любит, когда мы …

  1. В нашем доме живет кошка, у которой очень вилетная  шерстка, что значит мягкая и блестящая (показ картинки). Если кошку искупать, шерсть ее становится  еще… Я люблю гладить кошку по ее … шерстке. А один мальчик, который совсем не любит кошек, сказал, что нашу кошку он ценит за ее … шерстку.

Понимание родовых окончаний мужского и женского рода.

Игра “Друзья”.

На доске с помощью магнита закрепляются 2 картинки с изображением мальчика и девочки. На столе разложено несколько картинок. Воспитатель дает детям установку: Мальчик и девочка принесли вам свои картинки. Отберите какие из них принадлежат девочки, а какие мальчику. В качестве примера первые две картинки отбирает воспитатель. Например: стол, волк - к мальчику; кукла, лиса – к девочке. Далее, дети по очереди выходят и выбирают нужную картинку ( ключ, лампа, заяц, кошка и т.д).

Согласование существительных и прилагательных в роде.

Игра “Веселые загадки”.

Дети внимательно слушают загадки воспитателя и стараются их отгадать.

Большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь? Коричневая, большелапая,  меховая – это медведица или медведь? Коричневый, блестящий, большой – это кувшин или ваза? Стеклянный, прозрачный, высокий – это стакан или банка? Стеклянная, хрупкая, прозрачная – это стакан или банка.

Данные упражнения можно использовать как в работе с детьми имеющими речевые нарушения, так и с детьми у которых речь соответствует возрасту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

При нормальном развитии речи дети  к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Звуки Н и НЬ. Бука Н".

Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.Лексическая тема: Зимние забавы.Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;Задачи:Коррекци...

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ....

Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди дете...

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Насекомые".

Данная разработка предназначена для развитие лексико-грамматического строя речи у воспитанников старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНР.

Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНРЦель: Речевое развитие детей, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие связной речи.Зад...

План работы на год группы по теме «формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников».

план включает в себя: лексические темы, игры, работу с родителями, литервтуру по данной теме на год....