Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы.
Среди детей имеющих ОВЗ посещающих группу для детей с ТНР детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность грамматического строя речи накладывает свой отпечаток на речь. Обследование речи дошкольников обнаруживает неточности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения. Часто в устная речь детей изобилует стойкими аграмматизмами.
Своевременное формирование грамматического строя речи- важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого так и психического, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.
В связи с этим существует необходимость раннего выявления нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР. Своевременное выявление этих нарушений позволит начать раннюю логопедическую работу, тук как в дошкольный возрасте коррекционное воздействие совпадает с естественной в онтогенезе физиологической активностью функциональных речевых систем и стимулирует формирование соответственных навыков и умений.
Объектом обследования является грамматический строй речи детей с ТНР 5- 6 лет
Задача обследования выявление уровня сформированности грамматического строя речи воспитанников.
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные данные помогут учителю- логопеду углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов обследования в построении дальнейшей коррекционной работы, направленной формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 117.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка на тему:
«Обследование грамматического строя
речи детей старшего дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья
с задержкой психического развития»
Автор: учитель-дефектолог Осипова Ю.А.
Санкт-Петербург
2020год
Введение
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы.
Среди детей имеющих ОВЗ посещающих группу для детей с ЗПР детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность грамматического строя речи накладывает свой отпечаток на речь. Обследование речи дошкольников обнаруживает неточности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения. Часто в устная речь детей изобилует стойкими аграмматизмами.
Своевременное формирование грамматического строя речи- важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого так и психического, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.
В связи с этим существует необходимость раннего выявления нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР. Своевременное выявление этих нарушений позволит начать раннюю логопедическую работу, тук как в дошкольный возрасте коррекционное воздействие совпадает с естественной в онтогенезе физиологической активностью функциональных речевых систем и стимулирует формирование соответственных навыков и умений.
Объектом обследования является грамматический строй речи детей с ЗПР 5- 6 лет
Задача обследования выявление уровня сформированности грамматического строя речи воспитанников.
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные данные помогут учителю- логопеду углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов обследования в построении дальнейшей коррекционной работы, направленной формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ЗПР
Краткое описание методики обследования
грамматического строя речи детей с ЗПР
Обследование разработано на основе отобранных методик, диагностических материалов, игр и технологий, подбор которых зависел от степени речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей детей. Использовались следующие материалы: «Исследование лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР» Лалаева Р.И., тестовая методика Т.В.Ахутиной, Т.А.Фотековой.
Обследование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста начинается в сентябре и продолжается на протяжении 2-3 недель параллельно с обследованием развития других сторон речи. Каждый день на обследование затрачивалось от 10 до 20 минут в зависимости от возможностей ребенка. Во время обследования учитель – логопед создает эмоционально-положительный фон, использует различные виды поощрения. При первых проявлениях усталости или негативизма – обследование прекращается.
.
Содержание методики обследования
грамматического строя речи у детей с ЗПР:
- Обследование состояния словоизменения
- употребление существительных в разных падежах
- употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
- Образование существительных множественного числа в родительном падеже
- Изменение глаголов по лицам
- Согласование существительного с прилагательным в единственном числе
- Употребление существительных с числительным
- Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.
- Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в-, -на-,-под-,-над-,-за-,-перед-,-около-.
2.Обследование словообразования
2.1Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
2.2.Образование названий детенышей животных
2.3. образование глаголов приставочного значения с приставками –с-, у-,под-,от-,за-,пере-,до-
2.4.образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
2.5 Образование относительных прилагательных с суффиксами-- -н-,-ан-,ян-,-енн-.
2.6. Образование сложных слов
Методика по оценке уровня сформированности грамматического строя речи включает в себя диагностический инструментарий.
Диагностический инструментарий состоит из специально подобранного дидактического материала:
- дидактические игрушки
- специально подобранные задания
- дидактические игры с использованием информационно- компьютерных технологий
Учитель-логопед предлагает ребенку поиграть, выполнить задание в соответствии с исследуемыми параметрами. Дефектолог наблюдает за выполнением задания и выставляет соответствующий балл.
Например:
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
- Употребление существительных в косвенных падежах
Цель : выявить уровень умения детей употреблять существительные в разных падежах.
Материал исследования: игра-шутка «Ответь одним словом» (Новиковская)
Процедура и инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, а ты можешь отвечать на них только одним словом. (лопата, пила, утюг, ложка, метла)
1.Без чего ты не можешь прожить и дня? (без лопаты)
2.На чём ты любишь кататься? (на лопате)
3.Что ты ел на завтрак? (лопату)
4.Чем ты обычно рисуешь? (лопатой)
5.Очем ты видел сегодня сон? (о лопате) ит.д.
Оценка выполнения:
3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет задание
2 балла – затрудняется, но выявляет ошибку и исправляет ее самостоятельно.
1 балл – пользуется помощью при затруднении и исправляет ошибку
0 баллов – отказывается или совсем не выполняет задание.
2.Употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
Цель: Выявить уровень умения употреблять и дифференцировать существительные множественного и единственного числа
Речевой материал:
Рот, лев, река, ухо, кольцо, глаз, лист, стул, дерево, пень, воробей.
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается игра с мячом: «Один-много»
Я буду бросать тебе мяч и называть один предмет, а ты возвращая мяч, назови слово, которое обозначает много предметов.
Оценка выполнения:
3 балла – ребенок без ошибок выполняет задание
2 балла- выполняет задание, испытывает незначительные трудности в употреблении более продуктивных форм, самостоятельно исправляет ошибку.
1 балл – испытывает затруднения в употреблении продуктивных форм словоизменения, заменяет на более легкую форму.
0 баллов – отказывается от выполнения задания или не выполняет его.
3.Образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Цель: Выявить уровень употребления существительных множественного числа в родительном падеже.
Материал исследования: картинки с изображением предметов (шары, ключи, ложки, карандаши, книги, вилки, ведра)
Процедура и инструкция:
Ребенку предлагается игра «Скажи со словом –много» Ответь на вопрос со словом –много. Много чего? (много шаров)
Оценка выполнения:
3 балла – быстрое и правильное выполнение
2 балла – затрудняется, заменяет на более легкую форму, самостоятельно выявляет и исправляет ошибку.
1 балл – затрудняется, заменяет на более легкую форму, использует помощь , исправляет ошибку.
0 баллов – отказывается от задания.
4. Изменение глаголов по лицам и числам
Цель: Выявить уровень умения изменять глаголы по лицам
Материал исследования: Игра: «Я и ты»
Я иду, и ты… Я веду, и ты…
Я пою, и ты… Я плыву, и ты…
Я несу, и ты… Я лечу, и ты…
Я беру, и ты… Я бегу, и ты…
Процедура и инструкция: Детям предлагается игра «Я и ты» Я буду начинать фразу, а ты продолжи.
Оценка выполнения:
3 балла – быстрое и правильное выполнение.
2 –балла – употребляет в более простой форме, исправляет ошибку самостоятельно.
1 балл- затрудняется, заменяет простой словообразовательной формой, помощью не пользуется.
0 баллов – отказывается от задания или допускает большое количество ошибок.
5. Согласование существительного с прилагательным в единственном числе.
Цель: Выявить уровень умения ребенка согласовывать существительное с прилагательным в форме единственного числа.
Материал исследования: карточки -трафареты – шар, чашка, платье, лист, флажок, яблоко, помидор, ведро. Листы бумаги красного , синего, зеленого, желтого цвета.
Процедура и инструкция: Логопед предлагает ребенку покрасить предметы в разные цвета, подложив под трафарет листы разного цвета и ответить на вопрос какой? (красный шар, синее яблоко и т.д.)
Оценка выполнения:
2 балла – быстрое и правильное выполнение
1 балла – допускает ошибки , самостоятельно исправляет их.
0 баллов – не выявляет ошибки или отказывается от выполнения.
6.Употребление существительных с числительным
Цель: Выявить уровень умения согласовывать существительное с числительным.
Материал исследования:
Детям предлагаются наборы мелких игрушек в количестве пяти штук (матрешки, шарики, пуговицы, кубики)
Процедура и инструкция: На столе пять матрешек. Посчитай, сколько матрешек? (две матрешки, пять матрешек) и т.д.
Оценка выполнения:
3 балла – быстрое и правильное выполнение
2 балла – допускает ошибки в употреблении существительного с числительным, самостоятельно выявляет ошибку и исправляет ее.
1 балл - допускает ошибки в употреблении существительного с числительным, самостоятельно не выявляет ошибку , помощь не использует.
0 баллов – отказ от выполнения задания или с заданием не справляется.
7. Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.
Цель: Выявить уровень умения согласовывать существительное с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.
Материал исследования:
Ребенку предлагаются картинки с изображением следующих действий.
-мальчик бежит
-дети бегут
-самолет летит
-самолеты летят
-солдат идет
-солдаты идут
Процедура и инструкция:
Логопед предъявляет картинку. Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик? Что делают дети? И т.д.
Оценка выполнения:
3 балла – быстро выполняет задание, согласовывая в правильной форме.
2 балла – затрудняется в употреблении формы множественного числа с глаголом, самостоятельно выявляет ошибку и и справляет ее.
1 балл – испытывает затруднения , ошибается, самостоятельно ошибку не исправляет.
0 баллов – отказывается от выполнения задания или не использует помощь логопеда для выявления и исправления ошибки.
8.Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в, -на-, -под-,-над-,-за-, -перед-, -около-.
Цель: Выявить уровень умения употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами.
Материал исследования:
Ребенку предлагается сюжетная картинка с изображением дома в котором живут кошки(Иншакова Альбом обследования).
Процедура и инструкция:
Логопед предлагает посмотреть на картинку и ответить на вопросы:
-где находится серый кот?
-где сидит белый кот?
-что делает черный кот?
-где рыжий кот и т.д.
Оценка выполнения:
3 балла – ребенок безошибочно употребляет конструкции с предлогами.
2 балла – допускает ошибки при употреблении предлогов раннего онтогенеза, ошибку выявляет и исправляет самостоятельно.
1 балл- допускает ошибки при употреблении предлогов раннего онтогенеза, помощью логопеда не пользуется, ошибку не выявляет.
0 баллов – отказывается от выполнения задания .
Баллы выставляются в протокол, далее выводится среднеарифметический показатель, по этому показателю определяем уровень сформированности словообразования и словоизменения.
Все данные индивидуальных протоколов заносятся в сводную таблицу развития грамматического строя группы.
Анализ полученных результатов позволяет :
- Выявить определенные компоненты грамматического строя речи, которые требуют дополнительной индивидуальной коррекции воздействия.
- Использовать данные при планировании коррекционно-образовательного процесса .
- Помочь в выборе методов, приемов и технологий коррекционного воздействия.
- Углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Протокол исследования грамматического строя речи детей 5-6 лет с ЗПР
Протокол исследования грамматического строя речи
образец
Состояние словоизменения | Состояние словообразования | итог | ||||||||||||||
№ | Фамилия имя ребенка | Употребление существит. в косвенных падежах | Дифференциация сущ. Именит. Падежа в ед. и мн. числе | Образование сущ. Множественного числа в родит. ппадеже | Изменение глаголов по лицам и числам | Согласование существ. с прилагат. в ед числе | Употребление существительного с числительным | Согласование глаголов ед. и мн. Числа в настоящем времени | Употребление предложно-падежных конструкций | Образование сущ. С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | Образование названий детенышей животных | Образование глаголов приставочного значения | Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида | Образование относительных прилагательных | Образование сложных слов | |
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||
18 |
«…….» ……..20 год
Составила училель-дефектолог Осипова Ю.А.
образец
Сводная таблица развития грамматического строя речи у детей с ЗПР
№ п\п | Фамилия имя ребенка | Состояние словоизменения | Состояние словообразования | ||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 |
«………» 20 год
Составила учитель-дефектолог Осипова Ю.. А.
Результаты обследования грамматического строя речи детей с ЗПРР
Сводная таблица развития грамматического строя речи у детей с ЗПР
№ п\п | Фамилия имя ребенка | Состояние словоизменения | Состояние словообразования | ||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | |
1 | Артем П. | 61% | 88% | 66% | 90% |
2 | Диана Г. | 47% | 80% | 52% | 88% |
3 | Эдик Х. | 61% | 85% | 71% | 87% |
4 | Гоша К. | 33% | 71% | 28% | 52% |
5 | Соня Ф. | 19% | 80% | 38% | 80% |
6 | Даша М. | 71% | 85% | 66% | 90% |
7 | Кристина К. | 42% | 71% | 76% | 85% |
8 | Анна К. | 80% | 100% | 90% | 100% |
9 | Егор Ч. | 23% | 79% | 47% | 80% |
10 | Алеша Е. | 61% | 95% | 52% | 88% |
11 | Максим М. | 14% | 54% | 19% | 52% |
12 | Рыбакова М. | 47% | 78% | 66% | 85% |
13 | Миша С. | 66% | 85% | 70% | 90% |
14 | Терещенко Н. | 66% | 85% | 80% | 95% |
15 | Соня Л. | 85% | 97% | 90% | 100% |
16 | Галыгин Р. | 42% | 61% | 42% | 66% |
17 | |||||
18 |
«17» мая 20 г. учитель-дефектолог Осипова Ю.А
Протокол исследования грамматического строя речи детей 5-6 лет с ЗПР
Состояние словоизменения | Состояние словообразования | ||||||||||||||||||
№ | Фамилия имя ребенка | Употребление существит. в косвенных падежах | Употребление сущ. Множеств. Числа в од. падеже | Дифференциация сущ. Именит. Падежа в ед. и мн. числе | Изменение глаголов по лицам и числам | Согласование существ. с прилагат. в ед числе | Употребление существительного с числительным | Согласование сущ. С глаг.ед. и мн. числа в настоящем времени | Употребление предложно-падежных конструкций | Итог в % | Образование сущ. С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | Образование названий детенышей животных | Образование глаголов приставочного значения | Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида | Образование притяжательных прилагательных | Образование относительных прилагательных | Образование сложных слов | Итог в % | 0бщий итог |
1 | Артем П. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 61 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 66 | 64 |
2 | Диана Г. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 61 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 71 | 66 |
3 | Эдик Х. | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 47 | 2 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 47 | 47 |
4 | Гоша К. | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 33 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 28 | 30 |
5 | Соня Ф. | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 19 | 2 | 1 | 1 | 3 | 0 | 0 | 1 | 38 | 28 |
6 | Даша М. | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 71 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 66 | 69 |
7 | Кристина К. | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 42 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 61 | 52 |
8 | Аня К. | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 80 | 2 | 3 | 0 | 3 | 2 | 3 | 2 | 76 | |
9 | Егор Ч.. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 23 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 47 | 35 |
10 | Алеша Е. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 61 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 52 | 57 |
11 | Максим М. | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 19 | 16 |
12 | Маша Р. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 80 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 80 | 80 |
13 | Миша С. | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 47 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 66 | 57 |
14 | Никита Т. | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 66 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 80 | 73 |
15 | Соня Л. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 85 | 3 | 3 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 76 | 88 |
16 | Рома Г. | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 42 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 42 | 42 | |
17 | |||||||||||||||||||
18 |
«17» мая 20 уч.год учитель-дефектолог Осипова Ю..А.
Приложение № 4
Показатели усвоения словоизменения 2019-20 уч.год
Показатели усвоения словообразования 2019-20уч. год
Приложение №1
Соня Ф.
Профиль №1
уровень усвоения словоизменения
1.Употребление существительных в разных падежах
2. Употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
3. Употребление существительных множественного числа в родительном падеже
4.Изменение глаголов по лицам
5.Согласование существительного с прилагательным в единственном числе
6.Употребление существительных с числительным
7.Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.
8.Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами
Соня Ф.
Приложение №2
Профиль №2
Уровень усвоения словообразования
1.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
2.Образование названий детенышей животных
3. Образование глаголов приставочного значения с приставками
4.Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
5 Образование относительных прилагательных с суффиксами
6. Образование сложных слов
Приложение №3
СоняФ.
Профиль№3
Уровень усвоения грамматического строя речи
1.Обследование состояния словоизменения
1.Употребление существительных в разных падежах
2.Употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
3.Употребление существительных множественного числа в родительном падеже.
4.Изменение глаголов по лицам
5.Согласование существительного с прилагательным в единственном числе
6.Употребление существительных с числительным
7.Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.
8.Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами
2.обследование словообразования
1.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
2.Образование названий детенышей животных
3. Образование глаголов приставочного значения с приставками
4.Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
5.Образование притяжательных прилагательных
6.Образование относительных прилагательных с суффиксами
7. Образование сложных слов
Приложение № 5
Сравнительный анализ уровня сформированности
грамматического строя речи в начале и в конце 2019-20 уч.года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...
Методическая разработка "КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)"
Приоритетная область: Речевое развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстет...
Методическая разработка для педагогов «Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка...
Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по теме «Домашние птицы». «Курочка – хохлатка»
Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.Коррекционно – образовательные задачи:образовывать и употреблять существительные с суффиксом – онок);согласовывать им...
Методическая разработка: Конспект совместной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Игра – путешествие по станциям «Азбука здоровья».
Цель:формировать понятие у детей о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:закреплять знания о пользе витаминов;формировать представления о предметах личной гигиены;закреплят...
«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста. ...