МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка : правильно произносить все звуки, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить развернутые предложения разных типов, пересказывать рассказы и сказки, полно и последовательно излагать свои мысли.
Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. В словаре у таких детей мало обобщающих понятий, антонимов, синонимов, определений. Малыши затрудняются в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребления форм единственного и множественного чисел, образовании приставочных глаголов, притяжательных, относительных прилагательных, делают ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций.
Наиболее эффективной формой работы с детьми по этой проблеме является систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи. Предлагаемый практический материал в виде картотеки игр может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ.
Имя существительное
Словоизменение
1. «Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа.)
Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рука — руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло.
2. «Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж.)
Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др.
3. «Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множественное число.)
Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки.
4. «Что спрятали?» (Винительный падеж.)
Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали?
5. «Что покажу? (Винительный падеж.) Вы показали цветы, лампу, дерево.
6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи.
— Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи.
7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.)
— Я надеваю брюки, рубашку, свитер.
(Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью?»)
8. «Кому — что?» (Дательный падеж.) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям.
9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье.
10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.)
Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному...
11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.)
Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади...
12. «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множественное число.)
Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка.
13. «Много — чего?» (Родительный падеж, множественное число.) Яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев,
стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер...
14. «Чем это делают?» (Творительный падеж.)
Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом...
15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком...
16. «Кто чем питается? (Творительный падеж.) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном...
17. «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.)
Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом...
18. «На чём?» (Предложный падеж.)
Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках...
19. «В чём, на чём?» (Предложный падеж.)
Определение места по демонстрации действия с предметом: платочек — в руке, в кармане, на столе...
20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.) Разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам), добавляя: моя, мой, моё.
21. «Синее пальто». (Несклоняемые слова.)
У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто.
22. «Музыкант». (Несклоняемые слова.)
Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться...
23. «Что обозначает?» (Многозначность слова.)
Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка...)
Словообразование
1. «Назови ласково».
Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул,
окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...
2. «Назови большой предмет».
Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.
3. «Придумай кличку».
Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.
4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар... нице, суп в суп... нице, горчица в горчич... нице...
5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)
Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик...
6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова.)
Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности...
Имя прилагательное
Словоизменение
1. «Определи цвет». (Согласование с существительным в роде, числе и падеже.)
Помидор — красный, огурцы — зелёные, тыква — жёлтая, платье — синее.
2. «Определи размер».
Обучающий показывает детям три картинки, на которых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла — в красном платье, средняя кукла — в синем платье, маленькая... (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами.)
3. «Назови правильно».
Обучающий называет картинки — все одинакового цвета, а дети — цвет: платье — синее, флажок — красный, трава — зелёная, лист — ...
4. «Кто это и какой?»
Это волк, он злой. Это лиса. Она пушистая, маленькая, хитрая.
5. «Что это и какое оно?»
Это яблоко — круглое, красное, вкусное. Это песок — жёлтый, рассыпчатый, сухой. Это окно — большое, чистое, застеклённое.
6. «Отбери, не ошибись».
Ребёнок раскладывает картинки на три стопки, называя рисунок и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, белая бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо.
7. «Полный ответ».
Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, используют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах.
На письменном столе лежат книги. Возле письменного стола стоит мягкий стул...
8. «Уточним». (Работа с синонимами.)
После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика. Отважный, храбрый, бесстрашный.
Словообразование
1. «Назови ласково».
Белый — беленький, хороший — хорошенький.
2. «Какой материал?»
Змей сделан из бумаги — бумажный змей, стакан из стекла — стеклянный стакан, шкаф из дерева — деревянный шкаф; из пластмассы, картона, железа, чугуна и др.
3. «Чья эта часть?»
У лисы хвост — (чей?) лисий хвост (какой?) пушистый, большой, рыжий.
У слона хобот — слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный.
У овечки шерсть — овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая.
4. «Какой?» (Образование причастий по образцу.)
Мальчик играет — играющий мальчик; листья шуршат — шуршащие листья.
5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных.) Торт вкусный, но бывает ещё вкуснее, сладкий — слаще, хороший —
лучше, плохой — хуже; высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, мягкий, жёсткий, горячий, холодный и др.
Глагол
1. «Выбери правильно».
Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; касается; копается.
2. «Кто что делает?» (Настоящее время, множественное число.) Врачи — лечат людей, машинисты — водят поезда, портнихи — шьют...
3. «Нужные инструменты». (Настоящее время.) Образец: иголка — иголкой шьют, утюг — утюгом гладят.
4. «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число.)
Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показывает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают.
Образец: рисовать — рисует или рисуют (зависит от картинки); бежать, носить, читать...
5. «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число.)
Образец: писать — пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, лизать, бродить, катить, повесить... (Слова с чередующимися согласными в корне.)
6. «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам.)
Образец: сидеть, я — сижу, ты — сидишь, он — сидит, мы — сидим, вы — сидите, они — сидят.
7. «Что делает?»
Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени.
Что делает ветер? — Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев... Травка — растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет... (солнце, цветок, любое животное, человек и т. д.).
8. «Что видел?» (Прошедшее время.)
Называние действий после их демонстрации: один ребёнок производит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке.
Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил на столик, второй оставил себе.
9. «Как появились гости?» (Прошедшее время, согласование с существительным.)
К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежал, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил...
10. «Вчера — сейчас». (Прошедшее и настоящее время.)
Вчера я ходила в парк, каталась на карусели... Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем...
11. «Что делает — сделал?» (Совершенный и несовершенный вид.) Саша ловит Толю. — Саша поймал Толю. Рубит— нарубил, пилит— спилил, рисует — нарисовал, читает — прочитал и др.
12. «Сегодня — завтра». (Настоящее или прошедшее время — будущее время.)
Сегодня я пишу (написала) письмо. — Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал — буду читать, попрыгала — попрыгаю.
13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе.) Обучаюший выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем
называет предметы мужского, среднего, женского рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет?» Ручка — лежала, карандаш — лежал, одеяло — лежало, тетрадь — лежала, платье — ...
14. «Прикажи». (Повелительное наклонение.)
Сидеть — сядь, стоять — встань, лежать — ляг, взять — возьми, класть — положи, брать — бери.
15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время.)
Бежать — беги! Он бежит. Сказать —
16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение.) Обучающий называет предмет, а ребёнок подбирает соответствующее действие в повелительном наклонении: топор — руби; пила — пили.
17. «Прикажи наоборот».
Иди — стой, сядь — встань, повесь — сними, возьми — положи, надень платье — сними, одень ребёнка — раздень, застегни — расстегни, завяжи — развяжи...
18. «Приказ одному — всем». (Единственное и множественное число, повелительное наклонение.)
Образец: говорить — говори, говорите!
19. «Кто что хочет?» (Формы глагола хотеть.) Я хочу учиться. Ты — хочешь... (он, мы, вы, они).
20. «Что надо делать?» (Неопределенная форма глагола.) Играет — надо играть, гуляет — надо гулять.
Имя числительное
1. «Постучи столько же раз».
Один ребёнок хлопает в ладоши или произносит слова, другой стучит столько раз, сколько услышал хлопков или слов.
2. «Покажи».
Обучающий показывает детям два рисунка: на одном — два предмета, на другом — три. Ребята должны определить, где предметов больше.
3. «Посчитай!» (Согласование с существительным.)
Одна палочка, две—четыре палочки, пять— десять палочек. (Деревья, карандаши, яблоки и др.)
4. «Продолжи счёт». (Согласование с существительным.) Три куклы — четыре куклы, пять кукол...
5. «Кому сколько?» (Согласование с существительным в разных падежах.) Двум детям — две груши, пять груш — пяти детям...
6. «Бери по одному предмету». (Согласование с существительным.) На столе — предметы разного рода или картинки.
Я беру один карандаш, одну ручку, одно письмо...
7. «Бери по два». (Согласование с существительным.) Два кубика, но две палочки.
8. «Сколько?» (Согласование слов один, два с существительным.) Детям показывают один-два предмета, они должны дать ответ из двух
слов: одно письмо, два конверта, две тетради, один стакан и т. д.
9. «Посчитаем детёнышей».
Ребята считают по картинкам или в воображаемых стадах: один поросёнок, но шесть поросят и т. д.
10. «Посчитай по порядку». (Согласование порядкового числительного с существительным.)
Предлагаются ряды одинаковых предметов или картинок: первый кубик, второй...; первое письмо, второе... и т. д.
При отсутствии одинаковых предметов используются обобщающие слова: игрушка, картинка, предмет...
11. «Что на этом месте?» (Согласование с существительным в разных падежах.)
— Что на третьем месте? — На третьем месте красное платье. (Все игрушки или картинки лежат или стоят в ряд.)
12. «На каком месте?»
На каком месте клетчатая рубашка (синее платье, белый платок)?
— Клетчатая рубашка на шестом месте. (Тема «Одежда».)
13. «Назови смежные числа». (Согласование с существительным.) Пять книг — четыре книги и шесть книг.
Местоимение
1. «Я — мы». (Согласование с глаголом.) Слово читать: я — читаю, мы — читаем; сидеть: я — сижу, мы — сидим.
Затем дети называют местоимения сами: пишу — я, играем — мы...
2. «Ты — вы».
Вязать — ты... вяжешь, вы... вяжете; вяжешь — ты, вяжете — вы.
Напомнить детям, что слово вы обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомому и др.).
3. «Он — они».
Рисует — он, рисуют — они.
4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.) Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, конфеты): это — мне, это — тебе, это — ему; затем дети встают по двое: это — вам, это — им, это — нам.
5. «У кого игрушка?»
У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.)
6. «Встанем по двое».
У нас альбом, у вас краски, а у них что?
7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.)
Называя игрушки или картинки, ребёнок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше.
8. «Замени слово».
Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты.
— Как сказать иначе, не повторяя слова мама?
— Она принесла фрукты.
.Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмассовая. Боря получил письмо, оно от: его брата...
Наречие
1. «Когда это делаем?» (Обозначение временных признаков действия.) Просыпаемся — утром; работаем, играем — днём; спим — ночью; завтракаем — утром; обедаем — днём; ужинаем — вечером; спим — ночью.
2. «Когда это бывает?»
Образец: Листья опадают — осенью, загораем на пляже — летом, катаемся на санках — зимой. Собираем урожай, занимаемся посадкой овощей на огороде. Катаемся на лодке, на коньках, на лыжах.
3. «Вчера — сегодня — завтра».
Пишет — сегодня, писал (написал) — вчера, напишет (будет писать) — завтра. Работать, выполнять, вязать, шить, помогать...
4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия.)
Ребята сравнивают два предмета по образу действия, например самолёт и птицу.
— Как они летают?
— Высоко, низко; быстро, медленно.
— Кто выше (ниже)? Кто быстрее? Птица и насекомое, машина и человек, кошка и черепаха, лошадь и ослик и др.
5. «Скажи наоборот».
Холодно — жарко, твёрдо — мягко, грязно — чисто, хорошо — плохо...
6. «Измени слово».
Я отвечу на вопрос «Какой предмет?», а вы — на вопрос «Как?» Образец: Карандаш (какой?) хороший, он пишет (как?) хорошо;
плохой— плохо, широкий— широко. Красивый, тёплый, страшный, тонкий,
удивительный, замечательный, прекрасный.
7. «Где „сосед"?» (Обозначение пространственных признаков действия.) На столе расставлены игрушки.
— Где стоит утёнок по отношению к машинке?
— Впереди, сзади, справа, слева.
— Где стоит стул по отношению к столу? (И другие предметы мебели.)
8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.)
Один человек ходит по комнате, ребёнок объясняет направление его движения: пошёл вперёд, повернул направо, теперь — налево, вернулся назад и т. д.
9. «Слушай и выполняй».
Сначала взрослый, а затем сам ребёнок отдаёт приказы и выполняет действия: руки вверх, в стороны, вниз, вперёд, назад.
10. «Поставь на место». (Определение места действия.)
Задание: на столе машинка, нужно указать кубиком или другим предметом место впереди машинки, сзади, справа, слева, сверху, снизу, далеко, близко, высоко, низко.
11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.) Обучающий прячет флажок или любой другой предмет; ребёнок
начинает его искать, выполняя команды: «иди вперёд, поверни налево, ещё вперёд, посмотри на полку внизу, под третьей сверху книгой найдёшь то, что ищешь».
12. «Что возьмёшь?»
Ребёнок в центре комнаты, с четырёх сторон от него стоят четыре одинаковые коробки с игрушками. Обучающий говорит: «прямо пойдёшь — мяч найдёшь, налево повернёшь — машинку найдёшь, направо — куклу возьмёшь, вернёшься назад — книжку увидишь. Возьми куклу».
13. «Поработай язычком».
Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад.
14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.)
Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже) ? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше — ближе, шире — уже, теплее — холоднее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ»
Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка : правильно произносить все звуки, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить развернутые предложения разных типов, пересказывать рассказы и сказки, полно и последовательно излагать свои мысли.
Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. В словаре у таких детей мало обобщающих понятий, антонимов, синонимов, определений. Малыши затрудняются в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребления форм единственного и множественного чисел, образовании приставочных глаголов, притяжательных, относительных прилагательных, делают ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций.
Наиболее эффективной формой работы с детьми по этой проблеме является систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи. Предлагаемый практический материал в виде картотеки игр может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
1. «Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа.)
Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рука — руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло.
2. «Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж.)
Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др.
3. «Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множественное число.)
Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки.
4. «Что спрятали?» (Винительный падеж.)
Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали?
5. «Что покажу? (Винительный падеж.) Вы показали цветы, лампу, дерево.
6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи.
— Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи.
7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.)
— Я надеваю брюки, рубашку, свитер.
(Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью?»)
8. «Кому — что?» (Дательный падеж.) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям.
9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье.
10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.)
Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному...
11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.)
Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади...
12. «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множественное число.)
Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка.
13. «Много — чего?» (Родительный падеж, множественное число.) Яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев,
стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер...
14. «Чем это делают?» (Творительный падеж.)
Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом...
15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком...
16. «Кто чем питается? (Творительный падеж.) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном...
17. «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.)
Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом...
18. «На чём?» (Предложный падеж.)
Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках...
19. «В чём, на чём?» (Предложный падеж.)
Определение места по демонстрации действия с предметом: платочек — в руке, в кармане, на столе...
20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.) Разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам), добавляя: моя, мой, моё.
21. «Синее пальто». (Несклоняемые слова.)
У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто.
22. «Музыкант». (Несклоняемые слова.)
Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться...
23. «Что обозначает?» (Многозначность слова.)
Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка...)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. «Назови ласково».
Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул,
окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...
2. «Назови большой предмет».
Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.
3. «Придумай кличку».
Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.
4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар... нице, суп в суп... нице, горчица в горчич... нице...
5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)
Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик...
6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова.)
Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности...
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
1. «Определи цвет». (Согласование с существительным в роде, числе и падеже.)
Помидор — красный, огурцы — зелёные, тыква — жёлтая, платье — синее.
2. «Определи размер».
Обучающий показывает детям три картинки, на которых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла — в красном платье, средняя кукла — в синем платье, маленькая... (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами.)
3. «Назови правильно».
Обучающий называет картинки — все одинакового цвета, а дети — цвет: платье — синее, флажок — красный, трава — зелёная, лист — ...
4. «Кто это и какой?»
Это волк, он злой. Это лиса. Она пушистая, маленькая, хитрая.
5. «Что это и какое оно?»
Это яблоко — круглое, красное, вкусное. Это песок — жёлтый, рассыпчатый, сухой. Это окно — большое, чистое, застеклённое.
6. «Отбери, не ошибись».
Ребёнок раскладывает картинки на три стопки, называя рисунок и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, белая бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо.
7. «Полный ответ».
Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, используют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах.
На письменном столе лежат книги. Возле письменного стола стоит мягкий стул...
8. «Уточним». (Работа с синонимами.)
После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика. Отважный, храбрый, бесстрашный.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. «Назови ласково».
Белый — беленький, хороший — хорошенький.
2. «Какой материал?»
Змей сделан из бумаги — бумажный змей, стакан из стекла — стеклянный стакан, шкаф из дерева — деревянный шкаф; из пластмассы, картона, железа, чугуна и др.
3. «Чья эта часть?»
У лисы хвост — (чей?) лисий хвост (какой?) пушистый, большой, рыжий.
У слона хобот — слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный.
У овечки шерсть — овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая.
4. «Какой?» (Образование причастий по образцу.)
Мальчик играет — играющий мальчик; листья шуршат — шуршащие листья.
5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных.) Торт вкусный, но бывает ещё вкуснее, сладкий — слаще, хороший —
лучше, плохой — хуже; высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, мягкий, жёсткий, горячий, холодный и др.
ГЛАГОЛ
1. «Выбери правильно».
Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; касается; копается.
2. «Кто что делает?» (Настоящее время, множественное число.) Врачи — лечат людей, машинисты — водят поезда, портнихи — шьют...
3. «Нужные инструменты». (Настоящее время.) Образец: иголка — иголкой шьют, утюг — утюгом гладят.
4. «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число.)
Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показывает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают.
Образец: рисовать — рисует или рисуют (зависит от картинки); бежать, носить, читать...
5. «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число.)
Образец: писать — пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, лизать, бродить, катить, повесить... (Слова с чередующимися согласными в корне.)
6. «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам.)
Образец: сидеть, я — сижу, ты — сидишь, он — сидит, мы — сидим, вы — сидите, они — сидят.
7. «Что делает?»
Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени.
Что делает ветер? — Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев... Травка — растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет... (солнце, цветок, любое животное, человек и т. д.).
8. «Что видел?» (Прошедшее время.)
Называние действий после их демонстрации: один ребёнок производит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке.
Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил на столик, второй оставил себе.
9. «Как появились гости?» (Прошедшее время, согласование с существительным.)
К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежал, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил...
10. «Вчера — сейчас». (Прошедшее и настоящее время.)
Вчера я ходила в парк, каталась на карусели... Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем...
11. «Что делает — сделал?» (Совершенный и несовершенный вид.) Саша ловит Толю. — Саша поймал Толю. Рубит— нарубил, пилит— спилил, рисует — нарисовал, читает — прочитал и др.
12. «Сегодня — завтра». (Настоящее или прошедшее время — будущее время.)
Сегодня я пишу (написала) письмо. — Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал — буду читать, попрыгала — попрыгаю.
13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе.) Обучаюший выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем
называет предметы мужского, среднего, женского рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет?» Ручка — лежала, карандаш — лежал, одеяло — лежало, тетрадь — лежала, платье — ...
14. «Прикажи». (Повелительное наклонение.)
Сидеть — сядь, стоять — встань, лежать — ляг, взять — возьми, класть — положи, брать — бери.
15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время.)
Бежать — беги! Он бежит. Сказать —
16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение.) Обучающий называет предмет, а ребёнок подбирает соответствующее действие в повелительном наклонении: топор — руби; пила — пили.
17. «Прикажи наоборот».
Иди — стой, сядь — встань, повесь — сними, возьми — положи, надень платье — сними, одень ребёнка — раздень, застегни — расстегни, завяжи — развяжи...
18. «Приказ одному — всем». (Единственное и множественное число, повелительное наклонение.)
Образец: говорить — говори, говорите!
19. «Кто что хочет?» (Формы глагола хотеть.) Я хочу учиться. Ты — хочешь... (он, мы, вы, они).
20. «Что надо делать?» (Неопределенная форма глагола.) Играет — надо играть, гуляет — надо гулять.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
1. «Постучи столько же раз».
Один ребёнок хлопает в ладоши или произносит слова, другой стучит столько раз, сколько услышал хлопков или слов.
2. «Покажи».
Обучающий показывает детям два рисунка: на одном — два предмета, на другом — три. Ребята должны определить, где предметов больше.
3. «Посчитай!» (Согласование с существительным.)
Одна палочка, две—четыре палочки, пять— десять палочек. (Деревья, карандаши, яблоки и др.)
4. «Продолжи счёт». (Согласование с существительным.) Три куклы — четыре куклы, пять кукол...
5. «Кому сколько?» (Согласование с существительным в разных падежах.) Двум детям — две груши, пять груш — пяти детям...
6. «Бери по одному предмету». (Согласование с существительным.) На столе — предметы разного рода или картинки.
Я беру один карандаш, одну ручку, одно письмо...
7. «Бери по два». (Согласование с существительным.) Два кубика, но две палочки.
8. «Сколько?» (Согласование слов один, два с существительным.) Детям показывают один-два предмета, они должны дать ответ из двух
слов: одно письмо, два конверта, две тетради, один стакан и т. д.
9. «Посчитаем детёнышей».
Ребята считают по картинкам или в воображаемых стадах: один поросёнок, но шесть поросят и т. д.
10. «Посчитай по порядку». (Согласование порядкового числительного с существительным.)
Предлагаются ряды одинаковых предметов или картинок: первый кубик, второй...; первое письмо, второе... и т. д.
При отсутствии одинаковых предметов используются обобщающие слова: игрушка, картинка, предмет...
11. «Что на этом месте?» (Согласование с существительным в разных падежах.)
— Что на третьем месте? — На третьем месте красное платье. (Все игрушки или картинки лежат или стоят в ряд.)
12. «На каком месте?»
На каком месте клетчатая рубашка (синее платье, белый платок)?
— Клетчатая рубашка на шестом месте. (Тема «Одежда».)
13. «Назови смежные числа». (Согласование с существительным.) Пять книг — четыре книги и шесть книг.
МЕСТОИМЕНИЕ
1. «Я — мы». (Согласование с глаголом.) Слово читать: я — читаю, мы — читаем; сидеть: я — сижу, мы — сидим.
Затем дети называют местоимения сами: пишу — я, играем — мы...
2. «Ты — вы».
Вязать — ты... вяжешь, вы... вяжете; вяжешь — ты, вяжете — вы.
Напомнить детям, что слово вы обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомому и др.).
3. «Он — они».
Рисует — он, рисуют — они.
4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.) Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, конфеты): это — мне, это — тебе, это — ему; затем дети встают по двое: это — вам, это — им, это — нам.
5. «У кого игрушка?»
У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.)
6. «Встанем по двое».
У нас альбом, у вас краски, а у них что?
7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.)
Называя игрушки или картинки, ребёнок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше.
8. «Замени слово».
Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты.
— Как сказать иначе, не повторяя слова мама?
— Она принесла фрукты.
.Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмассовая. Боря получил письмо, оно от: его брата...
НАРЕЧИЕ
1. «Когда это делаем?» (Обозначение временных признаков действия.) Просыпаемся — утром; работаем, играем — днём; спим — ночью; завтракаем — утром; обедаем — днём; ужинаем — вечером; спим — ночью.
2. «Когда это бывает?»
Образец: Листья опадают — осенью, загораем на пляже — летом, катаемся на санках — зимой. Собираем урожай, занимаемся посадкой овощей на огороде. Катаемся на лодке, на коньках, на лыжах.
3. «Вчера — сегодня — завтра».
Пишет — сегодня, писал (написал) — вчера, напишет (будет писать) — завтра. Работать, выполнять, вязать, шить, помогать...
4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия.)
Ребята сравнивают два предмета по образу действия, например самолёт и птицу.
— Как они летают?
— Высоко, низко; быстро, медленно.
— Кто выше (ниже)? Кто быстрее? Птица и насекомое, машина и человек, кошка и черепаха, лошадь и ослик и др.
5. «Скажи наоборот».
Холодно — жарко, твёрдо — мягко, грязно — чисто, хорошо — плохо...
6. «Измени слово».
Я отвечу на вопрос «Какой предмет?», а вы — на вопрос «Как?» Образец: Карандаш (какой?) хороший, он пишет (как?) хорошо;
плохой— плохо, широкий— широко. Красивый, тёплый, страшный, тонкий,
удивительный, замечательный, прекрасный.
7. «Где „сосед"?» (Обозначение пространственных признаков действия.) На столе расставлены игрушки.
— Где стоит утёнок по отношению к машинке?
— Впереди, сзади, справа, слева.
— Где стоит стул по отношению к столу? (И другие предметы мебели.)
8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.)
Один человек ходит по комнате, ребёнок объясняет направление его движения: пошёл вперёд, повернул направо, теперь — налево, вернулся назад и т. д.
9. «Слушай и выполняй».
Сначала взрослый, а затем сам ребёнок отдаёт приказы и выполняет действия: руки вверх, в стороны, вниз, вперёд, назад.
10. «Поставь на место». (Определение места действия.)
Задание: на столе машинка, нужно указать кубиком или другим предметом место впереди машинки, сзади, справа, слева, сверху, снизу, далеко, близко, высоко, низко.
11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.) Обучающий прячет флажок или любой другой предмет; ребёнок
начинает его искать, выполняя команды: «иди вперёд, поверни налево, ещё вперёд, посмотри на полку внизу, под третьей сверху книгой найдёшь то, что ищешь».
12. «Что возьмёшь?»
Ребёнок в центре комнаты, с четырёх сторон от него стоят четыре одинаковые коробки с игрушками. Обучающий говорит: «прямо пойдёшь — мяч найдёшь, налево повернёшь — машинку найдёшь, направо — куклу возьмёшь, вернёшься назад — книжку увидишь. Возьми куклу».
13. «Поработай язычком».
Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад.
14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.)
Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже) ? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше — ближе, шире — уже, теплее — холоднее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Неделя здоровья – форма активного отдыха детей в детском саду».
Недели здоровья в детском саду – это ещё одна из форм активного организованного отдыха детей. Она проводится 2 -3 раза в год в течение учебного года. В это время отменяются все занятия....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ
Данный материал будет полезен воспитателям,педагогам, родителям, учителям-логопедам по развитию лексико-грамматических категорий....
методическая разработка на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей посещающих речевые группы детского сада".
квазисказка Петрушевской....
Методическая разработка по формированию сложных грамматических форм в процессе игровой деятельности
В данной разработке представлены виды игровых заданий, с помощью которых ребенок легче сможет усвоить наиболее сложные модели словоизменения....
Методическая разработка на тему:«Использование грамматических игр при автоматизации звука «Р» в старшей, подготовительной группе детского сада.
В данном материале представлена подборка игр и упражнений для коррекции грамматического строя речи и автоматизации звука [Р] (для детей старшего дошкольноого возраста, посещающих логопункт)....
Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы. Среди дете...
Методическая разработка по теме «Звуко-буквенный разбор слов»
. Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара[1]практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленностидл я детей с ТНР, по те...