Методическая разработка на тему:«Использование грамматических игр при автоматизации звука «Р» в старшей, подготовительной группе детского сада.
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В данном материале представлена подборка игр и упражнений для коррекции грамматического строя речи и автоматизации звука [Р] (для детей старшего дошкольноого возраста, посещающих логопункт).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2020.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Использование грамматических игр при автоматизации звука «Р»
в старшей, подготовительной группе детского сада.
В данной работе подобраны игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию грамматического строя речи. Игры разбиты по основным грамматическим темам, что делает удобным их подбор при решении индивидуальных задач на логопедическом занятии. Так как в работе логопеда на логопункте основным из звуков, требующих коррекции у детей, является звук [Р], речевой материал игр подобран именно для автоматизации этого звука. Таким образом, используя данные игры на занятиях логопед имеет возможность решать сразу несколько задач (коррекция лексико-грамматического строя речи, автоматизация звука [Р])
Грамматические темы | Игры, упражнения | содержание |
| «Скажи наоборот» (можно играть с мячом) | грустный – радостный гладкий – шершавый злой – добрый трусливый – храбрый плохой – хороший уродливый - красивый |
| «Измени по образцу» (можно играть с мячом) | Мальчик прыгает. Какой мальчик? Прыгающий мальчик. Малыш орёт – орущий малыш Мужчина храпит – храпящий мужчина Рома радуется – радующийся Рома Рома грустит – грустящий Рома Зебра хромает – хромающая зебра Хулиган дерётся – дерущийся хулиган |
| «Акробат» (Что делает акробат? Назвать по картинкам, или использовать игрушки.) | Акробат запрыгнул на брус. Акробат спрыгнул с бруса. Акробат перепрыгнул брус. Акробат подпрыгнул на брусе. Акробат впрыгнул в круг Акробат выпрыгнул из круга |
| «Чьё это?» (Можно проводить с использование картинок, или с мячом) | Чьё перо у вороны? – у вороны воронье перо. Чья бородка у петуха? – у петуха петушиная бородка. Чьи рога у коровы? – у коровы коровьи рога. Чья кормушка у кролика? – у кролика кроличья кормушка. |
| Скажи какой? (можно проводить с мячом) | Рисунок нарисован карандашом - какой рисунок? – карандашный рисунок. Сок из винограда – какой? – виноградный сок Морс из смородины – какой? – смородиновый морс. Пирог с грушей – какой? – грушевый пирог Начинка из сыра – какая? – сырная начинка. Конфета из карамели – какая? – карамельная конфета Суп из рыбы – какой ? - рыбный суп |
| «назови ласково» «великан и гномик» «большой – маленький» | Барабан – барабанчик Труба – трубочка Карман – карманчик Грузовик – грузовичок Карандаш – карандашик Рубашка – рубашечка Роза – розочка Корзина – корзиночка Пароход - пароходик Ведро – ведёрко Рука – ручка Трамвай – трамвайчик Сковорода – сковородочка |
| «Составь предложения со словами» «Вставь предлог, повтори предложение» | В ведро Из трубы С подружкой В квадрате К метро Заяц дрожит…кустом. Дрозд сидит…ветке. Рая наливает воду…ведро Рома достал драже …кармана. Мама убрала румяна…сумку |
| «Сосчитай!» | Одна труба – две трубы – пять труб Одно ведро- 2…. -5…. Один карман- Один друг- Одна груша- Одна кровать- Одна крыса- Один крот- Одна корова- Один тигр- Один телевизор- Один пират- |
| «много чего?» | Одна груша – много…(груш) Один пирог – много…( пирогов) Один гранат – Один комар- Одна корова- Один шар – Один карандаш – Одна рама - |
| Продолжи предложение (можно использовать картинки) | Я радуюсь….(чему?)- (робот, радуга, ракета) Он работает на … (чём?)-(стройка, рынок) Рома делится….(чем?) – (мармелад, пирог, творожок) Рая рассказывает о …(о чём) – (розы, пират, урок) Рома боится ...(кого?) – (пират, гроза, корова) |
| «один-много» (измени по образцу) | Корова мычит – коровы мычат Драчун дерётся – (драчуны дерутся) Трубач трубит – (трубачи трубят) Индюк бормочет – (индюки бормочут) Поросёнок хрюкает – (поросята хрюкают) Строитель строит – (строители строят) Грузовик везёт – (грузовики везут) Барабанщик барабанит – (барабанщики барабанят) Вертолёт летит – (вертолёты летят) Корабль швартуется – (корабли швартуются) |
| «Что таким бывает?» (можно проводить с мячиком и с использованием картинок) | Красивая…(ваза) Красивый…(цветок) Красивое… (облако) Грустный… Грустная… Грустное… Хрупкая… Хрупкое… Хрупкий… Квадратное… Квадратный… Квадратная… |
| «мама и малыш» (что повторяют малыши за мамой?) | Кошка – царапала и …(котёнок царапал) Собака грызла и …(щенок грыз) Лошадь ржала …(жеребёнок ржал) Кошка кружилась…(котёнок кружился) Свинья визжала…(поросёнок визжал) Кошка мурлыкала… (котёнок мурлыкал) Лошадь фыркала… (жеребёнок фыркал) |
| Измени предложения по образцу (продолжи) | Я рублю дрова, ты…(рубишь дрова), он…(рубит дрова), она …(рубит дрова), они… (рубят дрова), мы …(рубим дрова), вы…(рубите дрова) Я рассказываю о драконах, ты…, он…, она…, они…, мы….,вы…. Я беру тетрадь… Я играю на трубе… Я работаю на радио… Я играю на гитаре… Я пришиваю рукав к рубашке… Я собираю ракушки… Я стираю сарафан… Я работаю на огороде Я собираю смородину… Я держу барабан Я раскрашиваю картинку Я тру морковь… |
| «Жадина» (можно проводить с использованием картинок, предметов, или с мячом) | Чья корзина – моя корзина Чьи перчатки – мои перчатки Чья груша – моя груша Чьё ведро – моё ведро Чей кран – мой кран Чьи кроссовки – мои кроссовки Чья труба – моя труба Чей экран – мой экран Чьё перо – моё перо Чей вертолёт – мой вертолёт Чей грузовик – мой грузовик Чья картина – моя картина |
Список использованной литературы:
- Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В9 вып./Ю.Б. Жихарева. – М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – Вып. 3: Звук Р
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Серия «Грамматика в играх и картинках», СПб.: Паритет 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада
На занятие по обучению детей грамоте учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами. С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...
Методическая разработка по теме: “Использование упражнений “Речь с движениями” при изучении лексических тем в логопедических группах ДОУ”.
В данной разработке описана система упражнений "Речь с движениями" в соответствии с изучаемыми лексическими темами в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Методическая разработка на тему «Использование элементов проблемного обучения на занятиях по математике в старшей группе детского сада»
Основная цель образования – в том числе и дошкольного – это развитие личности каждого. Для этого необходимо человеку научиться развивать себя самому, т.е. научиться ставить перед собой зад...
Методическая разработка : "Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе детского сада" (март)
Комплексно-тематический план по лексическим темам : "Мамин праздник", "Весна.Признаки весны", "Перелетные птицы","Животные жарких стран и севера"....
Методическая разработка «Игровые упражнения на суше для разминки перед занятиями по плаванию в младшей группе детского сада»
АннотацияРазминка является одной из главных составляющих для любых видов физической активности. Правильная подготовка организма к физической нагрузке предупреждает различного рода травмы, готовит серд...
Методическое пособие по работе с текстом художественных произведений (стихотворение, прозаический отрывок, басня) в подготовительной группе детского сада
В пособие входят рекомендации как для воспитателей, детей, а также их родителей....