Методическая разработка на тему:«Использование грамматических игр при автоматизации звука «Р» в старшей, подготовительной группе детского сада.
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Урусова Татьяна Викторовна

В данном материале представлена подборка игр и упражнений для коррекции грамматического строя речи и автоматизации звука [Р] (для детей старшего дошкольноого возраста, посещающих логопункт).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2020.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

 «Использование грамматических игр при автоматизации звука «Р»

 в старшей, подготовительной группе детского сада.

В данной работе подобраны игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию грамматического строя речи. Игры разбиты по основным грамматическим темам, что делает удобным их подбор при решении индивидуальных задач на логопедическом занятии. Так как в работе логопеда на логопункте основным из звуков, требующих коррекции у детей, является звук [Р], речевой материал игр подобран именно для автоматизации этого звука. Таким образом, используя данные игры на занятиях логопед имеет возможность решать сразу несколько задач (коррекция лексико-грамматического строя речи, автоматизация звука [Р])

Грамматические темы

Игры, упражнения

содержание

  1. Антонимы

«Скажи наоборот»

(можно играть с мячом)

грустный – радостный

гладкий – шершавый

злой – добрый

трусливый – храбрый

плохой – хороший

уродливый - красивый

  1. Образование причастий

«Измени по образцу»

 (можно играть с мячом)

Мальчик прыгает. Какой мальчик? Прыгающий мальчик.

Малыш орёт – орущий малыш

Мужчина храпит – храпящий мужчина

Рома радуется – радующийся Рома

Рома грустит – грустящий Рома

Зебра хромает – хромающая зебра

Хулиган дерётся – дерущийся хулиган

  1. Образование приставочных глаголов

«Акробат» (Что делает акробат? Назвать по картинкам, или использовать игрушки.)

Акробат запрыгнул на брус.

Акробат спрыгнул с бруса.

Акробат перепрыгнул брус.

Акробат подпрыгнул на брусе.

Акробат впрыгнул в круг

Акробат выпрыгнул из круга

  1. Образование притяжательных прилагательных

«Чьё это?»

(Можно проводить с использование картинок, или с мячом)

Чьё перо у вороны? – у вороны воронье перо.

Чья бородка у петуха? – у петуха петушиная бородка.

Чьи рога у коровы? – у коровы коровьи рога.

Чья кормушка у кролика? – у кролика кроличья кормушка.

  1. Образование относительных прилагательных

Скажи какой?

(можно проводить с мячом)

Рисунок нарисован карандашом  -  какой рисунок? – карандашный рисунок.

Сок из винограда – какой? – виноградный сок

Морс из смородины – какой? – смородиновый морс.

Пирог с грушей – какой? – грушевый пирог

Начинка из сыра – какая? – сырная начинка.

Конфета из карамели – какая? – карамельная конфета

Суп из рыбы – какой ? - рыбный суп

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

«назови ласково»

«великан и гномик»

«большой – маленький»

Барабан – барабанчик

Труба – трубочка

Карман – карманчик

Грузовик – грузовичок

Карандаш – карандашик

Рубашка – рубашечка

Роза – розочка

Корзина – корзиночка

Пароход  - пароходик

Ведро – ведёрко

Рука – ручка

Трамвай – трамвайчик

Сковорода – сковородочка

  1. Употребление предложно-падежных конструкций

«Составь предложения со словами»

«Вставь предлог, повтори предложение»

В ведро

Из трубы

С подружкой

В квадрате

К метро

Заяц дрожит…кустом.

Дрозд сидит…ветке.

Рая наливает воду…ведро

Рома достал драже …кармана.

Мама убрала румяна…сумку

  1. Употребление числительных 2 и 5 с существительными

«Сосчитай!»

Одна труба – две трубы – пять труб

Одно ведро- 2…. -5….

Один карман-

Один друг-

Одна груша-

Одна кровать-

Одна крыса-

Один крот-

Одна корова-

Один тигр-

Один телевизор-

Один пират-

  1. Образование существительных множественного числа в родительном падеже

«много чего?»

Одна груша – много…(груш)

Один пирог – много…( пирогов)

Один гранат –

Один комар-

Одна корова-

Один шар –

Один карандаш –

Одна рама -

  1. Употребление имен существительных в косвенных падежах

Продолжи предложение

(можно использовать картинки)

Я радуюсь….(чему?)- (робот, радуга, ракета)

Он работает на … (чём?)-(стройка, рынок)

Рома делится….(чем?) – (мармелад, пирог, творожок)

Рая рассказывает о …(о чём) – (розы, пират, урок)

Рома боится ...(кого?) – (пират, гроза, корова)

  1. Употребление существительных и глаголов в именительном падеже единственного и множественного числа

«один-много»

(измени по образцу)

Корова мычит – коровы мычат

Драчун дерётся – (драчуны дерутся)

Трубач трубит – (трубачи трубят)

Индюк бормочет – (индюки бормочут)

Поросёнок хрюкает – (поросята хрюкают)

Строитель строит – (строители строят)

Грузовик везёт – (грузовики везут)

Барабанщик барабанит – (барабанщики барабанят)

Вертолёт  летит – (вертолёты летят)

Корабль швартуется – (корабли швартуются)

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде.

«Что таким  бывает?»

(можно проводить с мячиком и с использованием картинок)

 Красивая…(ваза)

Красивый…(цветок)

Красивое… (облако)

Грустный…

Грустная…

Грустное…

Хрупкая…

Хрупкое…

Хрупкий…

Квадратное…

Квадратный…

Квадратная…

  1. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

«мама и малыш»

(что повторяют малыши за мамой?)

Кошка – царапала и …(котёнок царапал)

Собака грызла и …(щенок грыз)

Лошадь ржала …(жеребёнок ржал)

Кошка кружилась…(котёнок кружился)

Свинья визжала…(поросёнок визжал)

Кошка мурлыкала… (котёнок мурлыкал)

Лошадь фыркала… (жеребёнок фыркал)

  1. Изменение глаголов по падежам

Измени предложения по образцу (продолжи)

Я рублю дрова, ты…(рубишь дрова), он…(рубит дрова), она …(рубит дрова), они… (рубят дрова), мы …(рубим дрова), вы…(рубите дрова)

Я рассказываю о драконах, ты…, он…, она…, они…, мы….,вы….

Я беру тетрадь…

Я играю на трубе…

Я работаю на радио…

Я играю на гитаре…

Я пришиваю рукав к рубашке…

Я собираю ракушки…

Я стираю сарафан…

Я работаю на огороде

Я собираю смородину…

Я держу барабан

Я раскрашиваю картинку

Я тру морковь…

  1. Согласование существительных с местоимениями:  мой, моя, моё, мои

«Жадина» (можно проводить с использованием картинок, предметов, или с мячом)

Чья корзина – моя корзина

Чьи перчатки – мои перчатки

Чья груша – моя груша

Чьё ведро – моё ведро

Чей кран – мой кран

Чьи кроссовки – мои кроссовки

Чья труба – моя труба

Чей экран – мой экран

Чьё перо – моё перо

Чей вертолёт – мой вертолёт

Чей грузовик – мой грузовик

Чья картина – моя картина

 

Список использованной литературы:

  1. Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: В9 вып./Ю.Б. Жихарева. – М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – Вып. 3: Звук Р
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Серия «Грамматика в играх и картинках», СПб.: Паритет 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада

На занятие по обучению детей грамоте   учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.  С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...

Методическая разработка по теме: “Использование упражнений “Речь с движениями” при изучении лексических тем в логопедических группах ДОУ”.

В данной разработке описана система упражнений "Речь с движениями" в соответствии с изучаемыми лексическими темами в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Методическая разработка на тему «Использование элементов проблемного обучения на занятиях по математике в старшей группе детского сада»

Основная цель образования – в том числе и дошкольного – это развитие личности каждого. Для этого необходимо человеку научиться развивать себя самому, т.е. научиться ставить перед собой зад...

Методическая разработка : "Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе детского сада" (март)

Комплексно-тематический план по лексическим темам : "Мамин праздник", "Весна.Признаки весны", "Перелетные птицы","Животные жарких стран и севера"....

Методическая разработка «Игровые упражнения на суше для разминки перед занятиями по плаванию в младшей группе детского сада»

АннотацияРазминка является одной из главных составляющих для любых видов физической активности. Правильная подготовка организма к физической нагрузке предупреждает различного рода травмы, готовит серд...