ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
консультация по логопедии по теме
Этапы логопедической работы при моторной алалии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_raboty_pri_motornoy_alalii.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
- Активизация речевого подражания, в том числе собственно подражания (движениям кистей рук, ног, головы)
- Практическое выделение из потока речи слов и предложений
- Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи. Вызывание звукоподражаний (утрированное произношение гласных педагогом, отстукивание ритма)
- Работа над слоговыми рифмовками со звуками раннего онтогенеза (отстукивание ритма)
- Развитие направленности внимания на фонологический состав слов на материале слов-квазиомонимов:
- слова, различающиеся только гласным звуком (кит-кот)
- слова, различающиеся согласным звуком (кони-пони)
- Понимание основных грамматических форм слов (которые выражают очевидные, наглядно воспринимаемые и легко обобщаемые значения):
- единственное и множественное число существительных,
- основные и производные формы существительных со значением невзрослости,
- уменьшительно-ласкательное значение,
- значение вместилища,
- видовые формы глаголов,
- числовые формы глаголов,
- родовые и числовые окончания.
- Формирование практического навыка вычленения числовых окончаний существительных и глаголов
- Формирование навыка практического вычленения падежных окончаний:
- Винительный прямого объекта отрабатывается в процессе ответов на вопросы: Кого? (Что?)
- Винительный пространственных отношений формируется в процессе ответов на вопрос: Куда?
- Родительный падеж для обозначения лица, которому что-либо принадлежит, отрабатывается в процессе ответов на вопрос: У кого?
- Родительный падеж в значении материала, из которого сделан предмет: Из чего?
- Для обозначения пространственных отношений: Откуда?
- Дательный падеж косвенного объекта формируется в процессе ответов на вопросы: Кому? Чему?
- Пространственных отношений: К чему? К кому?
- Предложный падеж пространственных отношений формируется в процессе ответов на вопросы: Где? На чем? В чем?
- Мысли и чувства: О ком? О чем?
- Творительный падеж в значении орудия действия отрабатывается в процессе усвоения вопросов: Кем? Чем?
- Для обозначения временных отношений: Когда?
- Творительный совместности действия: С кем? С чем?
- Пространственных отношений: Под чем? Над чем?
При прохождении каждой падежной формы существительное предъявляется сначала в форме именительного падежа, а затем косвенного. На всех этапах работы сначала прорабатываются одни однотипные окончания (например, мужского рода — слона, волка, льва, тигра, а затем женского рода — лису, белку, утку и т..). Каждая падежная форма отрабатывается в течение 1—3 месяцев, однако ее включают в целях повторения и закрепления и в последующие занятия. На протяжении всей работы детям следует читать специально подобранные тексты, где одно и то же слово употребляется в разных падежах.
9. Формирование навыка практического вычленения родовых окончаний существительных, глаголов и прилагательных
10. Отработка наиболее простых словообразовательных моделей:
- образование существительных с помощью суффиксов, имеющих значение уменьшительности, ласкательности, невзрослости;
- глаголов совершенного и несовершенного вида
- глаголов с наиболее распространенными приставками
На этом этапе ведётся активная работа по накоплению наблюдений ребенка над звуковым оформлением усвоенных по значению суффиксов и приставок в речи и их практическому выделению на материале стихов, текстов, игровых заданий.
11. Конструирование простого предложения:
- составление предложения из 2-х слов типа: Лягушка квакает
- составление предложений из 3-х слов типа: Папа ловит рыбу
- составление предложений из 4-слов типа: Папа ловит рыбу удочкой
12. Формирование практических понятий о слове и предложении и практическое вычленение этих элементов языка из потока речи
13. Дальнейшая работа по развитию словаря и грамматического строя речи на основе вычленения фонем и морфем
Этот этап включает в себя:
- формирование навыка осознанного вычленения фонем и артикулем и на этой основе — расширение активного словаря и закрепление морфологических обобщений (компенсация апраксических расстройств)
- дифференциация звуков в произношении
- Формирование навыка слогового анализа слова и закрепление на этой основе морфологических грамматических стереотипов, развитие активного словаря
- закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения
Взято с сайта http://www.logoprog.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией"
Консультация для учителей-логопедов, содержащая этапы работы,примеры заданий, используемые в работе с алаликами....
Коррекционно-воспитательная работа при сенсо-моторной алалии
Алалия.Понятие,формы. Характеристика моторной алалии. Характеристика сенсорной алалии.Диагностические отличия сенсорной и моторной алалии от сходных состояний.Формирование р...
Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Раскрывается важность взаимодействия специалистов и семьи при работе с детьми с моторной алалией....
«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»
В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...
Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.
Материал может быть использован для составления индивидуального коррекционного маршрута....
Публикация на тему: "Коррекционно-логопедическая работа при моторной алалии"
Описание мероприятий, направленных на коррекцию речевых нарушений при моторной алалии...
Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при о...