"Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией"
методическая разработка по логопедии по теме
Консультация для учителей-логопедов, содержащая этапы работы,примеры заданий, используемые в работе с алаликами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на областном семинаре:
«Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией.»
Учитель-логопед:
Казакевич Юлия Владимировна
Алалия-отсутствие или грубое недоразвитие речи вследствие орган.поражения речевых зон коры г.м. во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
При моторной алалии недоразвитие речи носит системный характер(нарушены и звуковая и смысловая стороны речи) плюс имеют место неречевые расстройства (моторные, сенсорные, неврологические).Поэтому коррекционная работа с детьми-алаликами носит системный, комплексный характер и включает в себя работу над речью, психическими процессами и личностью ребёнка. Все эти направления отражены в задачах коррекционного обучения, среди которых выделяем основные и дополнительные. Решая эти задачи в течение нескольких лет (а корр.работа с алаликами проходит в течении 2-3 лет) мы стремимся сформировать у ребёнка правильную речь, как средство общения, необходимое для полноценного его развития и соц. адаптации.
Коррекционная работа, о которой я хочу более подробно рассказать, будет направлена на формирование устной речи у детей-алаликов. Можно выделить несколько этапов обучения:
1-ый этап-однословное предложение.Предложение из аморфных слов-корней.
Основная задача-вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений и расширить объём понимания речи (т.е. на этом этапе мы развиваем у детей представления о предметах и явлениях окр. действительности, понимании конкретных слов и выражений, окружающих знакомых детям ситуаций и явлений. И параллельно развиваем самостоятельную речь на основе подражания (крикам птиц и животных людей (ам, му ко), постепенно удлиняя цепочку звукоподражаний)
2-ой этап-первые формы слов.
Задачами данного этапа являются
-расширять импрессивную речь(понятия много, мало, большой-маленький)
-заучивать отдельные обиходные словосочетания (надо, спать, пить)
-научить ребёнка строить двухсловное предложение
Важное достижение в развитие речи на данном этапе-умение детей объединять 2 слова в одном предложении, умение ребёнка выражать своё желание в повелительной форме глагола, а не с помощью жестов и аморфных слов.
3-ий этап-двусоставное предложение
На этом этапе мы работаем с детьми, у которых объём предложения увеличился до 2-3 слов.
Задачи данного этапа вы можете видеть на экране
Итогом логопедической работы на данном этапе является понимание некоторых грамм.форм слова, несложных рассказов, коротких сказок, а так же умение ребёнка согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-ем лице ед. и мн. числа наст. вр.(мама варит, папа идёт).
4-ый этап обучения-предложения из нескольких слов.
На этом этапе дети учатся составлять предложения из 3-5 слов
Например: Мальчик пьёт компот (чай, сок и т д.)
Оля шьёт платье кукле.
Кроме того дети осваивают некоторые грамматические формы (образование сущ. им.п.мн. ч., сущ. с уменьш.-ласкат. суффиксами). Вводятся предложные конструкции с предлогами -в, на, с, под.
Вся логопедическая работа, предусмотренная четвёртым этапом, направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, то есть речь приобретает коммуникативную функцию.
5-ый этап обучения-расширение объёма предложения
Прежде чем научить составлять предложения из 5-7 слов необходимо отработать с детьми отдельные словосочетания (согласование сущ с прил., мест. с сущ., наречие «много» с сущ. )
Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переходить к обучению составления разных видов сложного предложения. Логопедическая работа над сложным предложением начинается со сложносочинённого с противительным союзом «а», с разделительным союзом «или», с союзом «потому, что». Только после этого переходим к сложноподчинённому союзу «чтобы».
В итоге 5 этапа обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развёрнутая речь может страдать лексическими, грамматическими, фонетическими неточностями, ликвидация которых должна сочетаться с обучения детей сложным формам речи, что и предлагается сделать на следующем этапе обучения.
6-ой этап – совершенствование связной речи.
Конечный результат в преодолении алалии у дошкольников зависит от множества факторов:
- от ранней диагностики дефекта и его своевременной коррекции,
- от степени тяжести и структуры речевого дефекта,
- от своевременного предупреждения вторичных отклонений: как речевых, так и неречевых,
- от системности воздействия специалистов (медико-психолого- педагогический подход),
- от компетентности и заинтересованности родителей и др..
Конечный результат в преодолении алалии у дошкольников зависит от множества факторов:
- от ранней диагностики дефекта и его своевременной коррекции,
- от степени тяжести и структуры речевого дефекта,
- от своевременного предупреждения вторичных отклонений: как речевых, так и неречевых,
- от системности воздействия специалистов (медико-психолого- педагогический подход),
- от компетентности и заинтересованности родителей и др..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»
В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновацион...
Жукова Надежда Сергеевна Формирование речи у детей с моторной алалией
В пособии представлена система формирования устной речи у детей с моторной алалией...
Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.
Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры вза...
Основные пути коррекционного воздействия при формировании устной речи у дошкольников с тяжелой речевой патологией
Межрегиональный семинар «Актуализация направлений коррекционной помощи и сопровождения обучающихся с различными нарушениями в образовательных организациях в соответствии со стандартами нового по...
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.
В статье представлены результаты исследования особенности формирования слоговой структуры слова у детей ОНР II уровня, моторная алалия. Представлен анализ результатов коррекционно-логопедиче...
Способы формирования устной речи у дошкольников. Презентация. Доклад.
quot;Способы формирования устной речи у дошкольников" консультация для воспитателей....
Статья. Особенности формирования устной речи у дошкольников.
Особенности формирования устной речи у дошкольников....