"Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией"
методическая разработка по логопедии по теме
Консультация для учителей-логопедов, содержащая этапы работы,примеры заданий, используемые в работе с алаликами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на областном семинаре:
«Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией.»
Учитель-логопед:
Казакевич Юлия Владимировна
Алалия-отсутствие или грубое недоразвитие речи вследствие орган.поражения речевых зон коры г.м. во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
При моторной алалии недоразвитие речи носит системный характер(нарушены и звуковая и смысловая стороны речи) плюс имеют место неречевые расстройства (моторные, сенсорные, неврологические).Поэтому коррекционная работа с детьми-алаликами носит системный, комплексный характер и включает в себя работу над речью, психическими процессами и личностью ребёнка. Все эти направления отражены в задачах коррекционного обучения, среди которых выделяем основные и дополнительные. Решая эти задачи в течение нескольких лет (а корр.работа с алаликами проходит в течении 2-3 лет) мы стремимся сформировать у ребёнка правильную речь, как средство общения, необходимое для полноценного его развития и соц. адаптации.
Коррекционная работа, о которой я хочу более подробно рассказать, будет направлена на формирование устной речи у детей-алаликов. Можно выделить несколько этапов обучения:
1-ый этап-однословное предложение.Предложение из аморфных слов-корней.
Основная задача-вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений и расширить объём понимания речи (т.е. на этом этапе мы развиваем у детей представления о предметах и явлениях окр. действительности, понимании конкретных слов и выражений, окружающих знакомых детям ситуаций и явлений. И параллельно развиваем самостоятельную речь на основе подражания (крикам птиц и животных людей (ам, му ко), постепенно удлиняя цепочку звукоподражаний)
2-ой этап-первые формы слов.
Задачами данного этапа являются
-расширять импрессивную речь(понятия много, мало, большой-маленький)
-заучивать отдельные обиходные словосочетания (надо, спать, пить)
-научить ребёнка строить двухсловное предложение
Важное достижение в развитие речи на данном этапе-умение детей объединять 2 слова в одном предложении, умение ребёнка выражать своё желание в повелительной форме глагола, а не с помощью жестов и аморфных слов.
3-ий этап-двусоставное предложение
На этом этапе мы работаем с детьми, у которых объём предложения увеличился до 2-3 слов.
Задачи данного этапа вы можете видеть на экране
Итогом логопедической работы на данном этапе является понимание некоторых грамм.форм слова, несложных рассказов, коротких сказок, а так же умение ребёнка согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-ем лице ед. и мн. числа наст. вр.(мама варит, папа идёт).
4-ый этап обучения-предложения из нескольких слов.
На этом этапе дети учатся составлять предложения из 3-5 слов
Например: Мальчик пьёт компот (чай, сок и т д.)
Оля шьёт платье кукле.
Кроме того дети осваивают некоторые грамматические формы (образование сущ. им.п.мн. ч., сущ. с уменьш.-ласкат. суффиксами). Вводятся предложные конструкции с предлогами -в, на, с, под.
Вся логопедическая работа, предусмотренная четвёртым этапом, направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, то есть речь приобретает коммуникативную функцию.
5-ый этап обучения-расширение объёма предложения
Прежде чем научить составлять предложения из 5-7 слов необходимо отработать с детьми отдельные словосочетания (согласование сущ с прил., мест. с сущ., наречие «много» с сущ. )
Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переходить к обучению составления разных видов сложного предложения. Логопедическая работа над сложным предложением начинается со сложносочинённого с противительным союзом «а», с разделительным союзом «или», с союзом «потому, что». Только после этого переходим к сложноподчинённому союзу «чтобы».
В итоге 5 этапа обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развёрнутая речь может страдать лексическими, грамматическими, фонетическими неточностями, ликвидация которых должна сочетаться с обучения детей сложным формам речи, что и предлагается сделать на следующем этапе обучения.
6-ой этап – совершенствование связной речи.
Конечный результат в преодолении алалии у дошкольников зависит от множества факторов:
- от ранней диагностики дефекта и его своевременной коррекции,
- от степени тяжести и структуры речевого дефекта,
- от своевременного предупреждения вторичных отклонений: как речевых, так и неречевых,
- от системности воздействия специалистов (медико-психолого- педагогический подход),
- от компетентности и заинтересованности родителей и др..
Конечный результат в преодолении алалии у дошкольников зависит от множества факторов:
- от ранней диагностики дефекта и его своевременной коррекции,
- от степени тяжести и структуры речевого дефекта,
- от своевременного предупреждения вторичных отклонений: как речевых, так и неречевых,
- от системности воздействия специалистов (медико-психолого- педагогический подход),
- от компетентности и заинтересованности родителей и др..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»
В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновацион...
Жукова Надежда Сергеевна Формирование речи у детей с моторной алалией
В пособии представлена система формирования устной речи у детей с моторной алалией...
Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития….Игра – это искра, зажигающая ого...
Основные пути коррекционного воздействия при формировании устной речи у дошкольников с тяжелой речевой патологией
Межрегиональный семинар «Актуализация направлений коррекционной помощи и сопровождения обучающихся с различными нарушениями в образовательных организациях в соответствии со стандартами нового по...
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.
В статье представлены результаты исследования особенности формирования слоговой структуры слова у детей ОНР II уровня, моторная алалия. Представлен анализ результатов коррекционно-логопедиче...
Способы формирования устной речи у дошкольников. Презентация. Доклад.
quot;Способы формирования устной речи у дошкольников" консультация для воспитателей....
Статья. Особенности формирования устной речи у дошкольников.
Особенности формирования устной речи у дошкольников....