Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
консультация

Чалина Ольга Васильевна

Раскрывается важность взаимодействия специалистов и семьи при работе с детьми с моторной алалией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chalina_statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

«Не важно, с какой скоростью ты движешься

к своей цели, главное не останавливаться»

Конфуций

В настоящее время довольно частой речевой патологией, с которой сталкиваются учителя-логопеды дошкольных учреждений, является моторная алалия. Среди таких детей значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импрессивной речи (понимание слов и отношений между ними) эти дети либо совсем не говорят, либо пользуются отдельными звуковыми комплексами, напоминающими лепет или звукоподражания.

Не всегда проблема неговорящего ребёнка волнует родителей. Семья принимает нарушение как некое качество, исчезающее само по мере роста ребёнка, и таким образом недооценивают свою роль и роль специалистов в преодолении речевого нарушения. Другие родители замечают проблему, но не знают что делать. В связи с этим у них возникают вопросы. Что с моим ребёнком? Почему его речь отличается от речи его сверстников? Куда обращаться?

Кроме того, приходится наблюдать сложные межличностные отношения в семье, где воспитываются дети с моторной алалией. Очень часто родители либо чрезмерно опекают и балуют таких детей, либо напротив, эмоционально холодны, ограничивая своё общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребёнка. Следует заметить, что ни тот ни другой подходы не верны.

Цель учителя-логопеда – грамотно проконсультировать родителей, отправить на приём к специалистам медицинских учреждений,  наметить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, предварительно оценив состояние речевой деятельности ребёнка. Родители должны понять, что необходимо отделить речевую проблему ребёнка от него самого и бороться с проблемой, а не с ребёнком. Задача учителя–логопеда объяснить семье, что в домашних условиях без посторонней помощи они не справятся с проблемой. Только комплекс мер, куда входят: медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, коррекционные занятия, способны существенно помочь ребёнку-алалику. И здесь возникает другая проблема. Часто родители отказываются от медикаментозного лечения, мотивируя это тем, что не хотят «травить» ребёнка. Не доверяют также и физиотерапии. На этом этапе объясняется вся важность необходимых мероприятий. Ребёнок должен получить  необходимую  помощь в дошкольном возрасте, то есть как можно раньше. А в дальнейшем эта помощь будет уже не столь эффективна, и лучшее время будет безвозвратно утеряно.

В работе по преодолению моторной алалии очень важна работа с родителями, особенно с мамой. Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована. Есть общение - речь развивается, если ребёнка не слушают, речь становится не нужной, её развитие тормозится. Если общение тесное, но требования к речи ребёнка не предъявляются (понимают его лепет, предугадывают его желания) – речевое развитие останавливается. Мама-главный слушатель ребёнка. Именно маме в первую очередь он стремится изложить появившиеся мысли, она может поддержать его энергетически, когда говорить ещё трудно. Логопед в процессе коррекционной работы может скомпенсировать отсутствие мамы, но не может заменить её полностью. Мама не только главный слушатель своего ребёнка, но и носитель речевых эталонов: звуковых, интонационных, грамматических, синтаксических. От того, насколько правильно общается мама с ребёнком, имеющим моторную алалию, зависит успех коррекционной работы. И здесь всё зависит от грамотного  построения  работы логопеда с привлечением мамы ребёнка.

Ребёнок особенно нуждается в присутствии на занятии мамы в начале коррекционного процесса. В новой обстановке, при общении с малознакомым взрослым, присутствие матери его успокаивает, вселяет чувство уверенности и безопасности. Чтобы помощь была эффективной, необходимо обучить мать приёмам взаимодействия с малышом. Ребёнок вначале может сидеть у неё на коленях, она помогает ему выполнять задания, проговаривает сопряжено с ребёнком речевой материал, побуждает его к действиям и действует вместе с ним. Постепенно непосредственная помощь матери уменьшается. Она становится равноправным участником игры-занятия, непринуждённо выполняя все задания логопеда. Известно, что дети обладают подражательной способностью, поэтому если мать с удовольствием участвует в игре, то через непродолжительный период времени ребёнок начинает ей подражать и включаться в выполнение заданий.

При совместной работе родители понимают специфику коррекционных занятий. Они спокойно относятся к тому, что обязательным условием является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребёнком. Что ведущей формой занятий является игровая деятельность и что всякое проявление речи у ребёнка необходимо поощрять. Родители уже не принуждают ребёнка что-либо сказать или повторить, они  вообще стараются,  избегать слов скажи и повтори, так как на эти просьбы у ребёнка уже могла выработаться негативная реакция.

В процессе работы родители осознают, что положительная динамика при моторной алалии возможна при учёте следующих факторов:

- ранняя диагностика недоразвития и раннее начало коррекции;

- своевременное предупреждение вторичных отклонений развития;

- учёт нормального онтогенеза;

- наличие медико-педагогического сопровождения;

- системность воздействия на все компоненты речи;

- дифференцированный подход и учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

-формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и волевую сферу;

- единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Список литературы:

1. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов:/ Под ред. Л.С.Волковой: - Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. – 312с.

2. Пятница Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.1. –М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с. (Библиотека логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в процессе формирования ЭМП у детей дошкольного возраста

Данная консультация предназначиена для родителей, информируя их о важности использовать дидактические игры  по математике....

Роль глотания и жевания на этапе формирования речи у детей дошкольного возраста

Все мы знаем, что речь – это одна из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни ма...

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

Использование стимульного материала по развитию и формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

В данном материале содержатся рекомендации по примененеию стимульного материала в работе с детьми с ОНР....

Курсовая работа на тему: «ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

Актуальность проблемы. В последнее время возрастает число детей дошкольного возраста с различной речевой патологией. Полноценное развитие детей дошкольного возраста невозможно без развития правильной ...