Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции
методическая разработка по коррекционной педагогике
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motornaya_alaliya.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.
Поскольку у детей с алалией имеется ограниченность моторных возможностей, я использую в коррекционной работе методику графомоторной стимуляции речи при моторной алалии (автор Башинская Т.В., Пятница Т.В.), в основе которой лежит максимальное совмещение момента движения с моментом начала речи (голосовой реакцией). Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение – «звуком».
Имея достаточный объем игровых или бытовых движений, наши дети затрудняются в 2-3 кратном повторении одинаковых элементарных действий, повтор чередующихся простых движений им и вовсе недоступен. В момент движения дети не воспроизводят звук, либо фразу. Им это трудно. Дети произносят звук либо раньше, либо позже действия, но не в момент.
Необходимы специальные игровые упражнения, которые помогут детям координировать речь с движением, развивать чувство ритма, в тоже время формируя речь.
Следуя методике вышеуказанных авторов, применяю пять последовательных направлений:
- игровые упражнения,
- пальчиковые игры,
- ритмодекламации,
-подвижные речевые игры,
-графические упражнения.
Рекомендую также использовать игровые упражнения педагогам в разных видах деятельности.
Работу строю последовательно, делю на три этапа.
1 этап – звук, слог, слово.
Что необходимо воспитывать и формировать на первом этапе? Прежде всего речевую активность, а также формировать пассивный и активный словарь. Словарь должен быть доступен пониманию и воспроизведению.
На этом же этапе стараюсь вести работу над простейшим диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями.
Это формирует предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. Работая над звуком, затем слогом, далее над словом, мы формируем способность выражать свои мысли, но не исправляем звукопроизношение.
2 этап – фраза. На данном этапе идет формирование фразовой речи. Усложняется словарь, более четкой становится структура фразы.
На том этапе веду активную работу над распространением предложений. Работаю над их грамматическим оформлением. Идет активная работа над диалогом и рассказом описательного характера. Четко слежу за высказываниями детей.
3 этап - связная речь. На третьем этапе формируем связную речь, развиваем коммуникативные умения, автоматизируем грамматические структуры.
Хочу отметить наиболее эффективные упражнения. Это, несомненно, упражнения по координации речи с движениями крупных суставов руки – плечевого и локтевого, которые легко совмещаются с непроизвольным резким выдохом с голосовой реакцией.
Эти упражнения способствуют включению в работу механизм управления речью.
Голосовая реакция, не сразу, а постепенно, в момент движения (броска) преобразуется в слоги и простые слова.
Также одновременно усложняются движения руки.
Актуальны и графические упражнения на вертикально расположенной поверхности: доска, ватман на стене и т.д.
Формируется связная речь, закрепляются полученные ранее навыки, развивается понимания речи, идет процесс формирования грамматического строя языка.
На этом этапе дети понемногу начинают овладевать слоговой структурой сложных слов, осознают предлоги, заучивают стихи на двигательно-ритмической основе. И приступаем к обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин.
Хочется отметить, что алалия – комплексная проблема (медико- психолого-педагогическая). И ее нельзя рассматривать просто, как задержку развития речи. Проводя коррекционную работу с детьми, мы убедились в том, что речь, возникшая с опозданием, и в дальнейшем развивается своеобразным путем.
Анализируя результаты работы, мы можем говорить о том, что только применение комплекса приемов и методик на разных этапах работы позволяет добиться положительных результатов в коррекции алалии.
Даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи тормозит формирование интеллекта, меняет характер. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем более положительный прогноз можно дать в преодолении алалии.
Проблема преодоления моторной алалии стала широко исследоваться в послевоенные годы прошлого столетия, т.е. относительно недавно. Само понятие «алалия», неоднократно подвергалось переосмыслению и трансформации. Спор между учеными до сих пор продолжается, по вопросам терминологии, методики коррекционного воздействия, а так же по классификации при алалии.
Алалия является сложным органическим нарушением, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период приводит к недоразвитию речи, а не к ее распаду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией"
Консультация для учителей-логопедов, содержащая этапы работы,примеры заданий, используемые в работе с алаликами....
Направление работы по коррекции моторной алалии
Система коррекционной работы при моторной алалии...
Направление работы по коррекции моторной алалии
В работе раскрыты принципы работы с моторными алаликами....
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием методики графомоторной стимуляции речи у детей с моторной алалией.
На занятиях по "запуску речи" активно использую графомоторной стимуляции....
КОРРЕКЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Основные методические принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэта...
Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии
Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.Особенно страдает мелкая моторика пальцев. В ...
материал из опыта работы "Раннее чтение как средство коррекции моторной алалии у детей с тнр"
раннее чтение, как метод коррекции моторной алалии, когда буква используется как аналог звука...