Конспект логопедического занятия на тему: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект логопедического занятия предназначен групповой работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Цель занятия: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса детей по данной теме (особенно глагольного словаря и словаря прилагательных) ; развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия "Злаки.Труд взрослых осенью на полях" | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».
Цель: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса детей по данной теме (особое внимание обратить на глаголы и прилагательные); развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического восприятия.
Лексический материал:
Существительные: гречиха, кукуруза, овёс, просо, пшеница, рис, рожь, ячмень; злаки, зерновые культуры; зёрна, крупа, отруби, хлопья; гречка, геркулес, овсянка, пшено, манка; каши, хлеб, мука, батон, пирожок, кулебяка, буханка, каравай, плюшка, булочка, крендель, сушка, баранка, палочки, сухари; метёлка, колос, початок.
Прилагательные: цвет – золотой, зелёный, жёлтый; пшённая, перловая, манная, кукурузная, гречневая, геркулесовая, овсяная; ржаной, хлебный.
Глаголы: пахать, расти, созревать, срывать, убирать, печь, варить.
Оборудование: Предметные картинки с изображёнными на них злаками, зёрнами злаков, хлебобулочными изделиями, крупами; картинка с яблоком, баклажаном, сливой, персиком; кастрюля.
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Сообщение темы.
-Давайте вспомним, какие злаки вы знаете. (Дети называют хором злаки, а логопед вывешивает на доску картинки с их изображением).
- Сегодня мы с вами будем говорить о злаках; о том, какие они бывают, где они растут и что можно из них приготовить.
III Изучение темы.
1.Беседа о злаках.
Логопед предлагает детям ещё раз рассмотреть картинки с изображением злаков:
-Что такое злак? (Злак – это растение со стеблем в виде полой ( пустой внутри, похожей на трубочку из которой пьют сок) соломины, заканчивающейся колосками, метёлками или початками.)
-Чем отличаются между собой ячмень, овёс и кукуруза? (соцветиями: у ячменя - колос, у овса – метёлка, у кукурузы початок).
-А у каких ещё злаков есть колос?( пшеница, рожь, ячмень). Метёлка? (гречиха, овёс, просо, рис). Початок? (початок есть только у кукурузы).
- Где растут злаки? (на полях).
- Что делают люди на полях весной? (пашут землю, сеют злаки). А осенью? (убирают урожай).
- Какого цвета злаки летом? (зелёного). Что с ними происходит? (они растут, созревают).
- Какого цвета становятся злаки осенью? ( золотого, жёлтого).
- Что можно приготовить из злаков? (Злаки бывают хлебные – из них сначала мелют муку, а затем пекут хлеб; зерновые – из них получают крупу, а затем из неё варят кашу.)
- Где мелют муку? (на мельнице).
2. «Из каких злаков какие крупы и муку производят».
Логопед спрашивает детей, какие крупы производят из злаков:
- из гречихи – гречневую;
- из кукурузы – кукурузную;
- из овса – овсяные хлопья или геркулес;
- из проса – просяную или пшено;
- из пшеницы – пшеничную и манную;
- из риса – рисовую;
- из ржи – ржаные отруби;
- из ячменя – ячменную или перловую.
Называя вместе с детьми ту или иную крупу логопед вывешивает на доску картинки с крупами.
Далее логопед спрашивает детей, какую муку производят из злаков:
- из ржи – ржаную;
- из пшеницы – пшеничную;
- из кукурузы – кукурузную;
- из проса – просяную;
- из гречихи – гречневую;
- из риса – рисовую.
3. «Из чего сварили кашу?»
Логопед просит детей назвать злак из которого сварили кашу:
Пшённую – (просо)
Перловую - (ячмень)
Манную – (пшеница)
Кукурузную – (кукуруза)
Гречневую – (гречиха)
Геркулесовую – (овёс)
Овсяную – (овёс)
Рисовую - (рис)
4. Физкультминутка.
Едем в поле Дети выполняют движения руками, как будто рулят
На кочку наехали Подпрыгивают
В яму заехали Приседают
Горки объехали Делают повороты вправо-влево
И на поле приехали.
5. «Пекари»
Логопед спрашивает детей, что можно испечь из муки, произведённой из злаков. Дети называют хлебобулочные изделия, а логопед вывешивает картинки с изображением основных хлебобулочных изделий на доску.(Батон, пирожок, кулебяка, ржаной хлеб (буханка), каравай, булочка с повидлом, плюшка, баранка, сушка, крендель, сухарь, хлебные палочки).
6. «Четвёртый лишний».
Логопед просит детей найти лишнюю картинку из 4-х вывешенных на доске и объяснить, почему она лишняя.
-просо, рожь, яблоко, пшеница.
- рис, кукуруза, баклажан, рожь.
- гречиха, слива, яблоко, персик.
- ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
IV. Итог:
-Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Теперь встанет и пойдёт в группу тот, кто отгадает загадку:
Поле дружно колосится
Даст нам хлебушек…(пшеница).
Чтобы караваем
Мы могли гордиться,
В поле собираем
Колоски…(пшеницы).
Чёрный хлебушек хорош!
Нам его подарит…(рожь).
На коровьем молоке
Сварим кашу мы в горшке.
Она сытная, густая,
А по цвету – золотая. (Пшённая каша)
Золотистое зерно
Называется - …(пшено).
Жёлтые початки
Полны зёрен сладких. (Кукуруза)
Тот, кто эту кашу ест,
Вырастает силачом.
Все болезни нипочём,
Если любишь…(Геркулес).
Испечёт на бабушка
Вкусные оладушки.
Сварит в русской печке
Кашу вкусную из…(гречки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент нетрадиционной совместной деятельности детей и родителей на логопедических занятиях. Тема: "Виды работ при коррекции речевых нарушений" е
Фрагмент нетрадиционной совместной деятельностидетей и родителей на логопедических занятиях.Тема: «Виды работ при коррекции речевых нарушений».Цель:- развитие координации речи с движением, работ...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема: «Фрукты»
Это занятие, предназначено для старшей логопедической группы, которое включает в себя следующие цели:- познакомить детей с артикуляционными упражнениями;- рассказать о звуках речи; продолжать знакомит...
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развиват...
КОНСПЕКТ Логопедического занятия Тема: «Домашние животные и их детёныши» (в старшей логопедической группе)
КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Домашние животные и их детёныши»(в старшей логопедической группе)...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с трудом взрослых. "Знакомимся с профессией модельера".
Некоторые люди с детства знают, кем хотят знать. И зачастую выбор профессии у них сложился в играх или на занятиях в детском саду. В рамках опробирования парциальной программы "От Фребеля до робо...
Конспект логопедического занятия. Тема: "Осень. Признаки осени. Деревья осенью"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью».Коррекционно-образовательные цели:-Обобщение и систематизация пред...
Конспект логопедического занятия Тема: «Осень»
Конспект логопедического занятияТема: «Осень»(групповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)...