Конспект занятия на тему"Знакомство с понятием «слово-признак»"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Даный конспект поможет в игровой форме познакомить детей со словами, оюозначающими признаки предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с понятием «слово-признак».
Цель: Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с понятием признак соотнесение с вопросами какой? какая? какое?
- Подбор признаков к предметам с помощью вопросов.
- Развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и
ответы на них.
- Знакомство с условным обозначением слова-признака.
- Составление предложений из трех слов и выделение их по вопросам.
Коррекционные:
- развивать фонематический слух, анализ, синтез;
- обогащение словарного запаса;
- тренировать в словообразовании;
- развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
- внимание к родной речи.
Оборудование: предметные картинки с изображением живых и неживых
предметов, сюжетная картинка Гномики, прямоугольники белого и желтого цвета.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Я буду произносить предмет, а вы должны подобрать слово, называющее
действие предмета:
солнце.....(светит)
дождь....
ветер.....
(Ребенок назвавший правильно садиться.)
2. Знакомство с понятием признака предмета.
На доску выставляется пособие с изображением трех домиков и трех гномов.
- В сказочной стране жили-были три гнома. Жили они дружно, но были очень
разные. Какие они?
Дети описывают их по форме туловища, цвету одежды и настроению.
- У гномиков были домики. Найдите каждому гномику свой домик. Как узнали
домик сердитого (веселого, грустного) гномика?
Вывод: круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, синий, грустный,
веселый, сердитый - это слова, называющие признаки предмета.
3. Подбор признаков к предметам.
- В саду гномы выращивали яблоки, груши, ягоды, в огороде - лук. На доску
выставляются картинки с изображением фруктов, овощей и ягод.
- Гномики предлагают нам игру Кто больше? Назовите как можно больше слов,
называющих признаки яблока (груши, лука, ягод). Яблоко какое?
4. Упражнять в употреблении слов, называющих признаки предмета в загадках.
- По вечерам гномики собираются вместе и загадывают загадки. Вот одна из них:
Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный.
- Что это?
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Какие это слова?
- А теперь попробуйте составить загадку о лисе (о яблоке, о шубе, о сахаре, о
пироге и т.д.), используя слова, называющие ее(его) признаки.
5. Физкультминутка.
Тихо-тихо, еле-еле
Завертелись карусели
(Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Постепенно ускоряют темп и бегут по кругу)
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
(Замедляют темп движения и останавливаются)
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
(Хлопают в ладоши)
6. Логическое упражнение «Назови лишнее слово»:
- Послушайте слова, назовите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
Высокий, широкий, дом, большой.
Прыгать, добрый, бежать, спать.
Книга, самолет, попугай, веселый.
7. Условное обозначение «слова-признака».
- Слова предметы мы можем потрогать?
- А слова признаки?
- Как же мы их видим? Давайте будем обозначать их белым прямоугольником.
Перед вами картинки. Придумайте к ним признаки и вместо слов положите
прямоугольник. Какой прямоугольник мы положим вместо слова-предмета?
(желтый) Какой прямоугольник мы положим вместо слова-признака? (белый)
8. Самостоятельное составление предложений из трех слов и выделение их по
вопросу.
- Посмотрите на картинку. Какое предложение можно составить, используя слова:
лететь, птица, перелетная. (Летит птица перелетная)
- Давайте посчитаем слова, с помощью прямоугольника. сколько слов в
предложении,
- Какое первое слово (второе, третье)?
- Каким прямоугольником обозначим?
9. Итог.
- Что такое слова-признаки?
- На какие вопросы они отвечают?
- Чем мы их обозначаем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Знакомство с геометрическими фигурами"
Данный материал включает в себя подробную разработку занятия в подготовительной группе по теме "Знакомство с геометрическими фигурами", презентацию и используемые на занятии картинки....
Конспект занятия на тему: "Знакомство со светофором".
Цель: Познакомить детей со светофором и правилами безопасного перехода дороги по пешеходному переходу.Задачи: Познакомить детей со светофором и его действием в регулировании дорожного движе...
Конспект занятия на тему: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека».
Образовательная область: коммуникативно-познавательное развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательная.Возрастная группа:старшая.Тема: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье челов...
Конспект занятия на тему «Знакомство с искусством Хохломы – рассматривание предметов с Хохломской росписью»
Конспект занятия включает в себя особенности формирования у детей представления о декаративно -прикладном искусстве. По средствам данного занятия пополняется багаж знаний детей о средсвах художественн...
Конспект занятия на тему: « Знакомство со звуком ( й )».
Тематическое занятие по разделу «Обучение грамоте» в подготовительной группе.Тема: « Знакомство со звуком (й)»Цель: Учить выделять звук (й) из потока речи в словах, проводить звуковой анализ слов- май...
Конспект занятия на тему: Знакомство с жизнью народов Ханты - мансийского округа».
Познакомить детей с жизнью коренных жителей Ханты - Мансийского округа: жилище, труд, одежда, народное творчество.Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края.Ввести понятие «Роди...