Конспект занятия на тему"Знакомство с понятием «слово-признак»"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кечаева Ольга Сергеевна

Даный конспект поможет в игровой форме познакомить детей со словами, оюозначающими признаки предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с понятием «слово-признак».

Цель: Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.

Задачи:

Образовательные:

- Знакомство с понятием признак соотнесение с вопросами какой? какая? какое?

- Подбор признаков к предметам с помощью вопросов.

- Развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и

ответы на них.

- Знакомство с условным обозначением слова-признака.

- Составление предложений из трех слов и выделение их по вопросам.

Коррекционные:

- развивать фонематический слух, анализ, синтез;

- обогащение словарного запаса;

- тренировать в словообразовании;

- развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- внимание к родной речи.

Оборудование: предметные картинки с изображением живых и неживых

предметов, сюжетная картинка Гномики, прямоугольники белого и желтого цвета.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Я буду произносить предмет, а вы должны подобрать слово, называющее

действие предмета:

солнце.....(светит)

дождь....

ветер.....

(Ребенок назвавший правильно садиться.)

2. Знакомство с понятием признака предмета.

На доску выставляется пособие с изображением трех домиков и трех гномов.

- В сказочной стране жили-были три гнома. Жили они дружно, но были очень

разные. Какие они?

Дети описывают их по форме туловища, цвету одежды и настроению.

- У гномиков были домики. Найдите каждому гномику свой домик. Как узнали

домик сердитого (веселого, грустного) гномика?

Вывод: круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, синий, грустный,

веселый, сердитый - это слова, называющие признаки предмета.

3. Подбор признаков к предметам.

- В саду гномы выращивали яблоки, груши, ягоды, в огороде - лук. На доску

выставляются картинки с изображением фруктов, овощей и ягод.

- Гномики предлагают нам игру Кто больше? Назовите как можно больше слов,

называющих признаки яблока (груши, лука, ягод). Яблоко какое?

4. Упражнять в употреблении слов, называющих признаки предмета в загадках.

- По вечерам гномики собираются вместе и загадывают загадки. Вот одна из них:

Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный.

- Что это?

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Какие это слова?

- А теперь попробуйте составить загадку о лисе (о яблоке, о шубе, о сахаре, о

пироге и т.д.), используя слова, называющие ее(его) признаки.

5. Физкультминутка.

Тихо-тихо, еле-еле

Завертелись карусели

(Дети, взявшись за руки, идут по кругу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(Постепенно ускоряют темп и бегут по кругу)

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

(Замедляют темп движения и останавливаются)

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

(Хлопают в ладоши)

6. Логическое упражнение «Назови лишнее слово»:

- Послушайте слова, назовите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

Высокий, широкий, дом, большой.

Прыгать, добрый, бежать, спать.

Книга, самолет, попугай, веселый.

7. Условное обозначение «слова-признака».

- Слова предметы мы можем потрогать?

- А слова признаки?

- Как же мы их видим? Давайте будем обозначать их белым прямоугольником.

Перед вами картинки. Придумайте к ним признаки и вместо слов положите

прямоугольник. Какой прямоугольник мы положим вместо слова-предмета?

(желтый) Какой прямоугольник мы положим вместо слова-признака? (белый)

8. Самостоятельное составление предложений из трех слов и выделение их по

вопросу.

- Посмотрите на картинку. Какое предложение можно составить, используя слова:

лететь, птица, перелетная. (Летит птица перелетная)

- Давайте посчитаем слова, с помощью прямоугольника. сколько слов в

предложении,

- Какое первое слово (второе, третье)?

- Каким прямоугольником обозначим?

9. Итог.

- Что такое слова-признаки?

- На какие вопросы они отвечают?

- Чем мы их обозначаем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Знакомство с геометрическими фигурами"

Данный материал включает в себя подробную разработку занятия в подготовительной группе по теме "Знакомство с геометрическими фигурами", презентацию и используемые на занятии картинки....

Конспект занятия на тему: "Знакомство со светофором".

Цель: Познакомить  детей со светофором и правилами безопасного перехода дороги по пешеходному переходу.Задачи: Познакомить детей со светофором и его действием в регулировании дорожного движе...

Конспект занятия на тему: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека».

Образовательная область: коммуникативно-познавательное развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательная.Возрастная группа:старшая.Тема: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье челов...

Конспект занятия на тему «Знакомство с искусством Хохломы – рассматривание предметов с Хохломской росписью»

Конспект занятия включает в себя особенности формирования у детей представления о декаративно -прикладном искусстве. По средствам данного занятия пополняется багаж знаний детей о средсвах художественн...

Конспект занятия на тему: « Знакомство со звуком ( й )».

Тематическое занятие по разделу «Обучение грамоте» в подготовительной группе.Тема: « Знакомство со звуком (й)»Цель: Учить выделять звук (й) из потока речи в словах, проводить звуковой анализ слов- май...

Конспект занятия на тему: Знакомство с жизнью народов Ханты - мансийского округа».

Познакомить детей с жизнью коренных жителей Ханты - Мансийского округа: жилище, труд, одежда, народное творчество.Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края.Ввести понятие «Роди...