Конспект занятия по развитию речи с использованием метода отгадывания загадок о Северном крае с целью формирования ЗКР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Они отражают жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevchuk_t.n._konspekt_.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте гости
Усаживайтесь поудобнее
Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг-берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг- берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг
Ребята сегодня, когда я собиралась на работу в детский сад, увидела на экране моего компьютера моргающий конвертик. Письмо было адресовано детям подготовительной группы «Дружная семейка» детского сада Жемчужинка. Я распечатала его для вас и сейчас прочитаю.
Читаем письмо)))
Предлагаю помочь Лесовичку расколдовать лес.
Ребята, а что растёт в лесу? Ответы
Послушайте первую загадку. И угадайте, какое дерево заколдовала Фея.
В лесу и в огороде, только осень на подходе,
Новый у нее наряд, бусы красные висят. ….Рябина
Вторая Загадка
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей….….береза
Молодцы. Пока все правильно.
Послушайте третью загадку
Это дерево большое. На ветвях его растет
Не листва –хвоя густая зеленеет круглый год
И всегда на шишки щедр исполин сибирский …..Кедр
С загадками про деревья мы справились. А сейчас послушайте и скажите, какой согласный звук встречается во всех отгадках: рябина, берёза, кедр.
Правильно звук Р.
Ребята, нам Лесовичок дал задание не только послушать и назвать общий звук в этих словах, но и определить где он находиться - в начале, в середине или конце слова.
Давайте определим где звук Р находится в слове рябина.( ответы)
…………покажи на схеме позицию звука.
Давайте определим где звук Р находится в слове береза.( ответы)
…………покажи на схеме
Давайте определим где звук Р находится в слове кедр.( ответы)
…………покажи на схеме
Молодцы.
Многие из вас, ходили в лес …
Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и для зверей.
А какие дары природы нам приносит лес? (Ответы)
И слушайте следующую загадку:
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще (подберезовик)
2 загадка
После дождика подружки поселились на опушке.
Шляпки разноцветные - самые заметные.
Собирай не мешкай!!! Это……….(Сыроежки)
3 загадка
На лесной опушке дальней
Яркий гриб стоит печально:
Хоть и славный он на вид.
Но уж очень ядовит (мухомор)
В этих отгадках тоже есть согласный звук Р.
Лесовичок приготовил задание и к отгадкам и о грибах.
Мы знаем, что согласные звуки могут звучать в слове твёрдо, а могут – мягко. Если звук звучит твердо, каким цветом мы его обозначаем? А если мягко, то… (зеленым).
Определите, какой звук Р по звучанию - твердый или мягкий в слове ….Мухомор. Значит, каким цветом мы его обозначим? Определите , какой звук Р по звучанию твердый или мягкий в слове Подберёзовик, Ответы.
А в слове сыроежки? Ответы
Молодцы и с этим заданием справились успешно.
Вкуснее грибов, конечно, могут быть только лесные ягоды. Что за ягоды – отгадайте.
Загадка 1
Словно мелкий виноград,
Гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь,
Витамины запасешь.
На полянке - посмотри-ка! -
Что за ягодка? Ответ: Брусника
2 загадка
Сине-черная, сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай - Руки не замарай! (Черника)
3 загадка
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (морошка)
Похожа на малину,
Живу в низине,
Люблю болото!
Коль сорвать охота -
Не ленись, наклонись,
Желтой ягодкой насладись.
Подумай немножко: (Морошка)
Ребята, обратите внимание - в этих отгадок тоже есть звук Р.
И Лесовичок дал такое задание:
Подберите такие слова признаки к названиям этих ягод , чтоб обязательно в слове встречался звук Р. То есть, расскажите какая ягода ?
Морошка какая? Ароматная….
Брусника…..
Черника…..
А что можно приготовить из ягод. Совершенно верно.
Как называется варенье из морошки?
Молодцы ребята, отгадали мы все загадки, выполнили все задания.
Посмотрите, какой красивый, красочный стал у нас лес. Мы его расколдовали от серости и унылости.
А Лесовичок приготовил в благодарность за хорошее дело для Вас сюрприз.
Сейчас вы закроете глазки.. мы дадим вам попробовать ягоды….а вы отгадайте, что это за ягода. Здорово мы подкрепились витаминами. Можем продолжать наше занятие с новыми силами.
Дети, Лесовичок еще просил нас подобрать ключик к сердцу Злой феи , чтоб она стала доброй. Где же взять нам такой ключик? Кажется, я догадалась.
Какая буква встречалась во всех отгадках?
Посмотрите, ведь буква Р похожа на ключик?
Давайте подойдем к песочным столам и нарисуем букву Р. А сейчас каждый из вас попробует ее превратить в ключик. Дорисуйте какой-нибудь элемент на ваше усмотрение.
Каждый из этих ключей подойдет к сердцу злой феи.
Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Очень много хороших дел сделали сегодня: ключик подобрали, лес расколдовали. Но, Наш лес хранит еще много тайн и загадок. Значит, впереди нас ждут новые приключения и события. Всем спасибо. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе
Конспект занятия по развитию речи в средней группе....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление загадок по моделям".
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям"....
План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: "Путешествие в сказку "Репка".
Цель занятия:Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии.Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;-систематизировать знания детей о г...
Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники "Путешествие в страну Загадок"
Составление описательного рассказа по игрушке с использованием элементов мнемотехники....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Придумывание загадок»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Придумывание загадок»...
Конспект занятия по развитию речи с использованием метода синквейн во второй младшей группе
Занятие направлено на обучение детей состовлять предложения об отдельном предмете, игрушке , используя модели существительного, прилагательного и глагола. Для составления не больших рассказов по...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования (первая младшая группа) Тема: «В гостях у Мишутки»
Цель: организация совместной игровой деятельности взрослого и ребенка по предложенной теме.Задачи:Образовательная:-Научить целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, подражать...