Конспект занятия по развитию речи с использованием метода отгадывания загадок о Северном крае с целью формирования ЗКР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шевчук Татьяна Николаевна

     Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.
     Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Они отражают жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevchuk_t.n._konspekt_.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

     Здравствуйте   гости

Усаживайтесь поудобнее

Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг- берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг

  Ребята сегодня, когда  я собиралась на работу в детский сад, увидела  на экране  моего компьютера моргающий конвертик. Письмо было адресовано детям подготовительной группы «Дружная семейка» детского сада Жемчужинка. Я распечатала его для вас и сейчас прочитаю.

     Читаем письмо)))  

 Предлагаю помочь  Лесовичку  расколдовать лес.

Ребята,  а что  растёт в лесу?  Ответы  

 Послушайте первую загадку. И угадайте, какое дерево  заколдовала Фея.

В лесу  и в огороде, только осень на подходе,

Новый у нее наряд, бусы красные висят.    ….Рябина  

Вторая Загадка

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей….….береза    

Молодцы.  Пока все правильно.

Послушайте третью загадку

Это дерево большое. На ветвях его растет

Не листва –хвоя густая зеленеет круглый год

И всегда на шишки щедр исполин сибирский …..Кедр   

С загадками про деревья мы справились.  А сейчас послушайте  и скажите, какой  согласный звук  встречается  во всех   отгадках: рябина, берёза, кедр.

    Правильно звук Р.      

Ребята,  нам Лесовичок дал задание не только  послушать и назвать  общий звук в этих словах, но и  определить где он находиться - в начале, в середине или конце слова.

   Давайте определим где звук Р находится в слове рябина.( ответы)

…………покажи  на схеме позицию звука.

Давайте определим где звук Р находится в слове береза.( ответы)

…………покажи  на схеме

Давайте определим где звук Р находится в слове кедр.( ответы)

…………покажи  на схеме

Молодцы.

Многие из вас, ходили в лес …

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и  для зверей.

А какие дары природы нам приносит лес?  (Ответы)

И  слушайте следующую загадку:    

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я  обычно в березовой роще (подберезовик)

2 загадка    

После дождика подружки поселились на опушке.

Шляпки разноцветные - самые заметные.

Собирай не мешкай!!! Это……….(Сыроежки)    

3 загадка  

На лесной опушке дальней

Яркий гриб стоит печально:

Хоть и славный он на вид.

Но уж очень ядовит  (мухомор)  

 В этих  отгадках  тоже  есть согласный звук   Р.

Лесовичок  приготовил задание и к отгадкам и о грибах.

Мы  знаем, что  согласные звуки могут звучать в слове твёрдо, а могут – мягко. Если звук звучит твердо, каким цветом мы его обозначаем? А если мягко, то…   (зеленым).

Определите, какой звук Р по звучанию -  твердый или мягкий в слове ….Мухомор. Значит, каким цветом мы его обозначим?   Определите , какой звук Р по звучанию твердый или мягкий в слове Подберёзовик,  Ответы.

А в слове сыроежки?  Ответы

Молодцы и с этим заданием  справились успешно.

    Вкуснее грибов, конечно, могут   быть  только лесные ягоды. Что за ягоды – отгадайте.

Загадка 1

Словно мелкий виноград,

Гроздья красные висят.

В сентябре их соберешь,

Витамины запасешь.

На полянке - посмотри-ка! -

Что за ягодка?    Ответ: Брусника    

   2 загадка

Сине-черная, сладкая,

Смотрит украдкою.

Рви да знай - Руки не замарай! (Черника)  

 3 загадка

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

Похожа на малину,

Живу в низине,

Люблю болото!

Коль сорвать охота -

Не ленись, наклонись,

Желтой ягодкой насладись.

Подумай немножко:     (Морошка)    

Ребята, обратите внимание -   в этих  отгадок   тоже есть звук Р.

И Лесовичок  дал такое задание:

Подберите такие слова признаки к названиям этих  ягод , чтоб   обязательно в слове встречался звук Р. То есть, расскажите какая ягода ?

Морошка какая?  Ароматная….

Брусника…..

Черника…..

А что можно приготовить из ягод. Совершенно верно.

Как называется варенье из морошки?

 Молодцы ребята, отгадали мы все загадки, выполнили  все задания.

Посмотрите,  какой красивый, красочный  стал у нас лес. Мы его расколдовали от серости и унылости.

      А  Лесовичок приготовил в благодарность за хорошее дело для Вас сюрприз.

Сейчас вы закроете глазки.. мы дадим вам попробовать ягоды….а вы отгадайте, что это за ягода.      Здорово мы подкрепились витаминами. Можем продолжать наше занятие с новыми силами.

   Дети,  Лесовичок  еще просил нас подобрать ключик к сердцу Злой феи , чтоб она стала доброй. Где же взять нам такой ключик? Кажется, я догадалась.

Какая буква встречалась во всех отгадках?

Посмотрите, ведь буква  Р похожа на  ключик?

     Давайте подойдем к песочным столам и  нарисуем букву Р.  А сейчас каждый из вас попробует ее превратить в ключик. Дорисуйте какой-нибудь элемент на ваше усмотрение.

Каждый из этих ключей подойдет к сердцу злой феи.

      Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Очень много хороших дел сделали сегодня: ключик подобрали, лес расколдовали. Но, Наш  лес хранит еще много тайн и загадок. Значит, впереди нас ждут новые приключения и события. Всем спасибо. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление загадок по моделям".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям"....

План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: "Путешествие в сказку "Репка".

Цель занятия:Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии.Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;-систематизировать знания детей о г...

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники "Путешествие в страну Загадок"

Составление описательного рассказа по игрушке с использованием элементов мнемотехники....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Придумывание загадок»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Придумывание загадок»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием метода синквейн во второй младшей группе

Занятие направлено на обучение детей состовлять  предложения об отдельном предмете, игрушке , используя модели существительного, прилагательного и глагола. Для составления не больших рассказов по...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования (первая младшая группа) Тема: «В гостях у Мишутки»

Цель: организация совместной игровой деятельности взрослого и ребенка по предложенной теме.Задачи:Образовательная:-Научить целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, подражать...