Этапы работы над развитием связной речи
методическая разработка по логопедии на тему
В данной таблице представлены этапы работы над развитием связной речи в период двухлетнего обучения (старшая - подготовительная группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_raboty_nad_razvitiem_svyaznoy_rechi_v_logopedicheskoy_gruppe.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Этапы | Направления | Механизм | Задачи | |
Работа над предложением | Работа над связной речью | |||
I. Формирование предложений I. Формирование предложений I. Формирование предложений I. Формирование предложений I. Формирование предложений | 1. Предмет. | Формирование основы для последующего составление предложений. Цель: формирование умения понимать и использовать пиктограммы, обозначающие предмет. Механизм: дети знакомятся с понятием слово, его функцией – обозначение предмета, и пиктографическим кодом. | 1. Формирование понятия слово и формирование умения оперировать им. 2. Формирование представлений о том, что некоторые слова обозначают предмет, отвечают на вопросы Кто? Что? и обозначаются пиктограммой с одной чертой. 3. Формирование представлений о том, что предметы бывают одушевленные (отвечают на вопрос Кто?) и неодушевленные (отвечают на вопрос Что?). 4. Знакомство с пиктограммами, обозначающими различные грамматические категории:
| |
2. Действие предмета. | Формирование основы для последующего составление предложений. Цель: формирование умения понимать и использовать пиктограммы, обозначающие действие предмета. Механизм: дети знакомятся с функцией слова – обозначение действия предмета, и пиктографическим кодом. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование представлений о том, что некоторые слова обозначают действие предмета, отвечают на вопрос Что делать? и обозначаются пиктограммой с двумя чертами. 3. Формирование умения различать слова, обозначающие предмет и действие предмета, по задаваемому вопросу. | ||
3.Двухсловные предложения. | Усложнение достигается за счет формирования умения соединять слова в предложения. Цель: формирование умения самостоятельно составлять двухсловные предложения. Механизм: формирование умения самостоятельно составлять двухсловные предложения осуществляется посредством сокращения развернутой наглядной основы и сокращения речевой помощи педагога. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование понятия предложение (предложение состоит из слов; слова в предложении взаимосвязаны; мысль закончена) и формирование умения оперировать им. 3. Формирование умения составлять двухсловные предложения (сущ.+глагол) с опорой на:
4. Развитие умения согласовывать слова в предложении (употребление слов во множественном числе). 5. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. | ||
4. Предложения из нескольких слов. | Усложнение речевых задач осуществляется через расширение двухсловных предложений. Цель: формирование умения самостоятельно составлять предложения из нескольких слов. Механизм: формирование умения самостоятельно составлять предложения из нескольких слов осуществляется посредством сокращения развернутой наглядной основы и сокращения речевой помощи педагога. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование умения составлять предложения из нескольких слов:
с опорой на:
3. Знакомство с пиктограммами, обозначающими предлоги (маленькие слова). 4. Формирование умения составлять предложения с предлогами (Грибы в корзине). 5. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. | ||
5. Признак предмета. | Расширение основы для составление предложений. Цель: формирование умения понимать и использовать пиктограммы, обозначающие признак предмета. Механизм: дети знакомятся с функцией слова – обозначение признака предмета, и пиктографическим кодом. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование представлений о том, что некоторые слова обозначают признак предмета, отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? и обозначаются пиктограммой с волнистой линией. 3. Формирование умения различать слова, обозначающие предмет и действие предмета, признак предмета по задаваемому вопросу. | ||
6. Признак действия. | Расширение основы для составление предложений. Цель: формирование умения понимать и использовать пиктограммы, обозначающие признак действия. Механизм: дети знакомятся с функцией слова – обозначение признака действияа, и пиктографическим кодом. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование представлений о том, что некоторые слова обозначают признак действия, отвечают на вопросы Где? Как? и обозначаются черно-белыми пиктограммами. 3. Формирование умения различать слова по задаваемому вопросу. | ||
7. Распространение предложений. | Усложнение речевых задач осуществляется через «наращивание» предложений посредством распространения. Цель: формирование умения самостоятельно составлять распространенные предложения. Механизм: формирование умения самостоятельно составлять распространенные предложения осуществляется посредством сокращения наглядной основы и сокращения речевой помощи педагога. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование умения распространять предложения однородными членами:
с опорой на:
3. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. 4. Знакомство со схемой предложения и правилами написания предложений (начало предложения с заглавной буквы, слова пишутся отдельно, в конце ставится точка). | ||
8. Сложносочиненные предложения. | Усложнение речевых задач осуществляется через расширение предложений посредством соединения двух простых при помощи сочинительных союзов и, а, но. Цель: формирование умения самостоятельно составлять сложносочиненные предложения. Механизм: формирование умения самостоятельно составлять сложносочиненные предложения осуществляется посредством сокращения наглядной основы и сокращения речевой помощи педагога. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование умения составлять из двух простых предложений сложносочиненное с союзом:
с опорой на:
3. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. 4. Закрепление умения «читать» и использовать схему предложения. | ||
9. Сложноподчиненные предложения. | Усложнение речевых задач осуществляется через расширение предложений посредством соединения двух простых при помощи подчинительных союзов. Цель: формирование умения самостоятельно составлять сложноподчиненные предложения. Механизм: формирование умения самостоятельно составлять сложноподчиненные предложения осуществляется посредством сокращения наглядной основы и сокращения речевой помощи педагога. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование умения составлять из двух простых предложений сложноподчиненное с придаточным:
с опорой на:
3. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. 4. Закрепление умения «читать» и использовать схему предложения. | ||
II. Формирование репродуктивного высказывания. Основа – рассказ педагога и стимульный материал. II. Формирование репродуктивного высказывания. | 1. Пересказ рассказа-описания. | Усложнение достигается за счет формирования умения соединять предложения в короткие рассказы. Цель: Формирование умения составлять пересказы рассказов-описаний с опорой на схему. Механизм: умение формируется посредством сокращения дополнительного стимульного материала. | 1. Закрепление умения составлять предложения на материале коротких текстов. | 1. Формирование понятия рассказ (рассказ состоит из нескольких взаимосвязанных предложений) и формирование умения оперировать им. 2. Формирование представлений о схеме рассказа и умения ее расшифровывать – составлять предложения при помощи пиктограмм. 3. Формирование умения пересказывать короткие рассказы-описания, составленные педагогом, с опорой на схему и пиктограммы. 4. Формирование умения пересказывать короткие рассказы-описания по схеме с постепенным сокращением пиктографической основы. 5. Формирование умения пересказывать короткие рассказы-описания с опорой только на схему. 6. Знакомство с фишками запрета и их функцией (запрет на произношение данного слова), формирование умения использовать местоимения вместо имен собственных и названий предметов. Для рассказов подбираются предложения со структурой доступной детям. |
2. Пересказ по серии сюжетных картин. | Усложнение речевых задач осуществляется посредством перехода от пересказа о предмете к сюжетному пересказу.
Цель: Формирование умения составлять пересказы рассказов с опорой на серию сюжетных картин. Механизм: умение формируется посредством сокращения дополнительного стимульного материала. | 1. Закрепление умения составлять предложения на материале коротких текстов. | 1. Закрепление понятия рассказ и формирование умения оперировать им. 2. Совершенствование умения составлять предложения с введенными фишками запрета. 3. Формирование умения пересказывать короткие рассказы по серии сюжетных картин с опорой на пиктограммы. 4. Формирование умения пересказывать короткие рассказы по серии сюжетных картин с постепенным сокращением пиктографической основы. 5. Формирование умения пересказывать короткие рассказы по серии сюжетных картин с опорой только на глагольные пиктограммы. 6. Формирование умения пересказывать короткие рассказы только по серии сюжетных картин. При переходе на более высокий уровень пересказа по серии сюжетных картин можно использовать прием сокращения наглядности (одна из картин закрывается). Для рассказов подбираются предложения со структурой доступной детям. | |
3. Пересказ по сюжетной картине. | Усложнение речевых задач осуществляется посредством сокращения основного стимульного материала (перехода от пересказа по серии сюжетных картин к пересказу по сюжетной картине).
Цель: Формирование умения составлять пересказы рассказов с опорой на сюжетную картину. Механизм: умение формируется посредством сокращения дополнительного стимульного материала. | 1. Закрепление умения составлять предложения на материале коротких текстов. | 1. Закрепление понятия рассказ и формирование умения оперировать им. 2. Закрепление умения составлять предложения с введенными фишками запрета. 3. Формирование умения пересказывать короткие рассказы по сюжетной картине с опорой на пиктограммы. 4. Формирование умения пересказывать короткие рассказы по сюжетной картине с постепенным сокращением пиктографической основы. 5. Формирование умения пересказывать короткие рассказы по сюжетной картине с опорой только на глагольные пиктограммы. 6. Формирование умения пересказывать короткие рассказы только по сюжетной картине. Для рассказов подбираются предложения со структурой доступной детям. | |
III. Самостоятельное рассказывание. Основа – стимульный материал. III. Самостоятельное рассказывание. | 1. Рассказ-описание. | Усложнение речевых задач осуществляется посредством перехода от рассказывания с опорой на образец педагога к самостоятельному рассказыванию. Цель: Формирование умения составлять рассказы-описания с опорой на схему. Механизм: умение формируется посредством сокращения дополнительного стимульного материала. | 1. Закрепление умения составлять предложения на материале коротких текстов. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование умения составлять рассказ-описание по схеме с опорой на пиктограммы. 3. Формирование умения составлять рассказы-описания по схеме с постепенным сокращением пиктографической основы. 4. Формирование умения составлять рассказы-описания с опорой только на схему. |
2. Рассказ по серии сюжетных картин. | Усложнение речевых задач осуществляется посредством перехода от пересказа по серии сюжетных картин к самостоятельному рассказыванию по серии сюжетных картин.
Цель: Формирование умения составлять рассказы с опорой на серию сюжетных картин. Механизм: умение формируется посредством сокращения дополнительного стимульного материала. | 1. Закрепление умения составлять предложения на материале коротких текстов. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование умения составлять рассказы по серии сюжетных картин с опорой на пиктограммы. 3. Формирование умения составлять рассказы по серии сюжетных картин с постепенным сокращением пиктографической основы. 4. Формирование умения составлять рассказы по серии сюжетных картин с опорой только на глагольные пиктограммы. 5. Формирование умения составлять рассказы только по серии сюжетных картин. При переходе на более высокий уровень составления рассказов по серии сюжетных картин можно использовать прием сокращения наглядности (одна из картин закрывается). Для рассказов подбираются предложения со структурой доступной детям. | |
3. Рассказ по сюжетной картине. | Усложнение речевых задач осуществляется посредством перехода от репродуктивного рассказывания к самостоятельному, а также через сокращение основного стимульного материала. Цель: Формирование умения составлять рассказы с опорой на сюжетную картину. Механизм: умение формируется посредством сокращения дополнительного стимульного материала. | 1. Закрепление умения составлять предложения на материале коротких текстов. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование умения составлять рассказы по сюжетной картине с опорой на пиктограммы. 3. Формирование умения составлять рассказы по сюжетной картине с постепенным сокращением пиктографической основы. 4. Формирование умения составлять рассказы по сюжетной картине с опорой только на глагольные пиктограммы. 5. Формирование умения составлять рассказы только по сюжетной картине. Для рассказов подбираются предложения со структурой доступной детям. | |
V. Творческое рассказывание. Основа – воображение. V. Творческое рассказывание. | 1. Рассказ с добавлением последующих событий. | Усложнение речевых задач осуществляется посредством включение в рассказывание элементов творчества. Цель: Формирование умения составлять творческие рассказы. Механизм: умение составлять творческие рассказы формируется посредством совершенствования умения детей планировать речевое высказывание. | 1. Закрепление ранее сформированных представлений и умений. 2. Формирование умения составлять творческие рассказы. Особенности работы по каждому направлению и структуру занятий см. Т.А.Ткаченко Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. – М.: Владос, 2006. | |
2. Рассказ с заменой объекта. | ||||
3. Рассказ с заменой действующего лица. | ||||
4. Рассказ с добавлением предшествующих событий. | ||||
5. Рассказ с добавлением предшествующих и последующих событий. | ||||
6. Рассказ с добавлением предмета (объекта). | ||||
7. Рассказ с добавлением действующего лица. | ||||
8. Рассказ с добавлением объектов и действующих лиц. | ||||
9. Рассказ с изменением результата действия. | ||||
10. Рассказ со сменой времени действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Интегрированный подход к организации работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Презентация содержит краткое описание опыта работы; цели, задачи, актуальность, направления работы и результативность....
«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»
Данная презентация знакомит педагогов с основными этапами работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства ДОУ.Материал, представленный в през...
О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию....
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Этапы игр по развитию связной речи
Дидактический материал Этапы игр по развитию связной речи...
«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»
laquo;Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»...